Всего представлено работ: 242014

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Курбатова Лариса Джоновна

Патриотическое воспитание современной молодежи

скачать документ

Вернуться назад

Фамилия, имя, отчество автора: Курбатова Лариса ДжоновнаДолжность автора: преподаватель, методистМесто работы автора: ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта»Страна, город: Россия, ШлиссельбургПатриотическое воспитание современной молодежиАннотация: в данной статье поднимаются вопросы, связанные с воспитанием патриотизма у современной молодежи, на основе исторического прошлого России, православных ценностей.Ключевые слова: патриотизм, молодежь, православие, воспитание.Last name, first name, patronymic of the author: Larisa KurbatovaPosition of the author: teacher, methodologistPlace of work of the author: GBPOU LO "Technical School of Water Transport"Country, city: Russia, ShlisselburgPatriotic education of modern youthAbstract: this article raises issues related to the education of patriotism among modern youth, based on the historical past of Russia, Orthodox values.Keywords: patriotism, youth, Orthodoxy, education.Президент России В. Путин писал, что сегодня слово «патриотизм» часто используется в ироническом или ругательном смысле. Утрата патриотизма ведет к потере народа как такового, к потере страны, своего Отечества.Родина, Отечество – не выбираются человеком произвольно, а даются ему посредством рождения. Соотечественники – не просто люди, проживающие на территории одной страны, это люди, связанные воедино верою, языком, происхождением, памятью предков, историческими корнями.За последние 100 лет Россия дважды оказывалась в положении смуты и идейно-ценностного кризиса: вместо православной дореволюционной идеологии, скреплявший имперскую Россию и служившей основой воспитательной системы государства, была насильственно внедрена коммунистическая идея. Спустя семь десятилетий с распадом Советского Союза происходит обрушение тотальной коммунистической идеологии1. Результатом стал тот факт, что Россия находится в духовно-ценностном вакууме, без точек опоры общей системы воспитания молодежи и гражданско-патриотического воспитания, как одной из важнейших составляющих любой воспитательной системы, в частности.Вопросы, связанные с воспитанием гражданственности и патриотизма в России рассматривались Д. Веневитиновым, Ф.М. Достоевским, В.Г. Белинским, A.C. Хомяковым, B.C. Соловьевым, считавшими основой российской гражданственности и патриотизма православие и соборность. Основными направлениями воспитания назывались: «воспитание нравственности, образование ума и сердца» через познание истории страны. В начале XIX века в России существовало два направления воспитания гражданственности и патриотизма: -революционная педагогика, рассматривающая гражданственность как необходимость бороться за изменение существующего порядка, и насильственное свержение самодержавия (А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов);- гуманистическая педагогика, направленная на самосовершенствование человека, повышение уровня его образованности, «укрепление в правилах веры, формирование осознанной необходимости трудиться на благо общества и приносить государству пользу на той ступени социальной лестницы, на которой он находится» (Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.И. Куницын, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков).Однако, представителями обоих направлений были едины в одном: воспитание должно базироваться на присущих российскому народу чертах характера, родном языке, литературе, религии.Развитие российской педагогической мысли было прервано социальным переворотом 1917 года, после которого педагогика рассматривала воспитание гражданственности и патриотизма только через призму революционной целесообразности – готовности человека отречься от всего, что связывало народ с дореволюционным прошлым, отрицание христианской православной морали, понятия частной собственности, уважения к памяти предков. Но, несмотря на это, «правительству не удалось полностью выдавить из сознания россиян понятия веры» (Д.В. Поспеловский). В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи, рассматриваются такими учеными как: В.Н. Афонина, В.И. Байденко, Т.И. Власова, З.Т. Гасанов, A.A. Козлов, М.Б, Кусмарцев, С.И. Кожевников, и др., которые отмечают, что существующая на сегодняшний день депатриотизация молодежи, вызвана и ослаблением российского государства в целом, и отсутствием сформированной общенациональной идеи, и негативным влиянием средств массовой информации.Анализ литературы позволяет выявить противоречие между актуальной потребностью российского общества в высокой степени сформированности гражданско-патриотических качеств молодежи, и недостаточным уровнем её развития, отсутствием национальной идеи. Одним из оснований при формировании современной национальной идеи, составляющими которой является патриотизм, должна стать русская идея, заключающая в себе историческое своеобразие нашего народа, его духовное богатство.Испокон века русская земля называлась «Святой», и по благодеяниям Божьим, и по множеству людей, проливших свою кровь, и положивших жизнь за свое Отечество.И потому «нелюбовь к своей Родине, предпочтение других стран и государств – низкое и неблагодарное дело»! – таким образом были определены гражданские обязанности русского человека в пособии по право-славно – нравственному богословию, утвержденному к изданию Санкт-Петербургским Духовным Цензурным Комитетом 29 февраля 1900 года.Гражданско –патриотическое воспитание невозможно без понимания основ государственности России. «Что есть государство? – писал в середине прошлого века митрополит Филарет (Дроздов). – Союз свободных нравственных существ. Соединившихся между собою, жертвующих частью своей свободы для охраны и утверждения общими силами Закона Нравственности. Который составляет необходимость их бытия». Эта нравственная основа сегодня полностью выпала из общественного сознания, следствием чего стало трактование молодыми людьми термина «государство» как бездушного механизма, деятельность которого направлена на удовлетворение их материальных благ.Не от того ли наша страна стала объектом разрушительной борьбы политиков всех мастей, не брезгующих вовлекать молодежь в свои грязные дела посредством обмана, подкупа и одурачивания?Владыка Филарет писал, что «только священный закон нравственности, утвержденный в сердцах воспитанием, верою, уважаемыми примерами предков, сохраняют верность Отечеству»3.Молодежь в большинстве своем воспринимает государство, страну как орудие политической власти, которое сродни тирании, так как в этом случае ценность нравственных идеалов становиться настолько ничтожной, что бесконтрольность власти принимает первостепенное значение.Что видят молодые люди в окружающей их действительности? Борьбу за власть? «Грязные игры» политических партий, которые направлены не на повышение благополучия страны, а на наживу и выгоду?Никакая система воспитания не будет эффективной до тех пор, пока не измениться внутренняя составляющая верховной власти страны, пока в основе государства не будут лежать духовные основы русского народа.Воспитание молодежи должно направить в русло духовности, только так можно остановить процесс одурачивания молодежи, который ведет, в конечном счете, к гибели России как таковой, и превращении ее в придаток Европы.Как можем мы строить системы воспитания и говорить о патриотизме, когда по словам Победоносцева «каждый голос сам по себе ничего не значит, но тот, кто сумеет прибрать к себе самое большое количество голосов, становится господином силы…»4. Лозунг гуманизма и современного общества: «Все во имя человека, все для блага человека!» - знаком каждому. Но если вдуматься в эти слова, постараться понять, что скрывается за ними? К. Маркс называл коммунизм «реальным гуманизмом», выявляя тем самым индивидуалистическое стремление человека к беспредельному преуспеянию. Современное общество возводит эгоистический индивидуализм в мировоззренческий абсолют, создавая свою систему координат, которой слепо подчиняется большинство, и, в первую очередь, молодежь. В этой системе нет места верности, состраданию, милосердию, не первое место выходят выгода, польза и удовольствия! Россия переживает духовную, нравственную катастрофу! Средства массовой информации ведут настоящую войну, направленную на уничтожение уникальности нашего народа, на подрыв нравственных основ, на отупление молодежи. Идет деградация человека, особенно молодого поколения, озабоченного утилитарными ценностями. И если не остановить этот процесс – последствия могут быть трагическими как для народа, так и России!Педагоги - люди, которым доверено воспитание будущего поколения, от которых во многом зависит дальнейшее существование страны, именно они должны встать на путь формирования нового мировоззрения молодежи. Разобраться самим и донести до молодых людей понимание российского патриотизма, соборности русского народа, его уникальности, его силы и величия. Только таким образом, возможно изменение ситуации, только базирующиеся на этом системы воспитания будут действенны. Понимая значение русской святой земли, гордясь своими предками, молодые люди могут встать на путь нравственной жизни, отвергая чуждые русскому народы ценности.Сегодня как никогда актуальным становится создание условий для формирования у молодежи исторически обусловленных моральных норм, которые присущи россиянам, черт характера, «передающихся в качестве генетического кода из поколения в поколение: патриотизма и гражданственности»2, поскольку именно они являются основой дальнейшего существования и духовного развития России.ЛитератураБайденко В.И. Концепция воспитания в системе общего и профессионального образования Российской Федерации». М., 2016 - 252с.Иоанн (Снычев), Русская симфония. Очерки русской историософии – СПб.: «Царское Дело», 2020 -528с.Козлов А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе (опыт социо-лого-исторического анализа). Дис. . д.соц. наук. - Санктпетербургский государственный университет. - 2001.Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.,1993. С.205Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб, 1992. С.8
X

x