Всего представлено работ: 242024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Жанна Витальевна Елфимова

Цикл занятий для развития субъектности подростков

скачать документ

Вернуться назад

Государственное профессиональное образовательное учреждение«Сосногорский технологический техникум»Методическая разработка «Цикл занятий для развития субъектности подростков»Составила: воспитатель Елфимова Жанна Витальевнаг. Сосногорск2021ВВЕДЕНИЕ Современные подростки, как особая социально-демографическая группа является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Думаем, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему. Цикл занятий проходил в привычных жизненных условиях обучающихся. После учебного процесса обучающиеся техникума собирались в библиотеке студенческого общежития. Занятия проходили в условиях открытого доверительного общения.ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ. Разработка и проведение цикла занятий предназначена для развития у подростков определенной системы отношений к миру и себе в нем, готовности к саморазвитию, самообразованию, самопознанию, творческого отношения к деятельности, способности к рефлексии. При разработке данных занятий мы ориентировались на содержательную сторону определения субъектности как свойстве личности, раскрывающем сущность человеческого способа бытия, которое заключается в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем и способность производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю.Структурно каждое занятие включает в себя: название (тему занятия), цели, основные понятия, примерную структуру (разминка, основное содержание, рефлексия), вопросы для обсуждения и материалы для занятия.Структура занятия:1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. 2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя беседы, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.(см.Приложение 5)3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.Содержание занятий:1. Информационный блок: понятие субъектностиЗанятие 1. Субъект и личность.Вводная часть. Знакомство. Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечи сидящего впереди партнера. Разминка. Снежный ком. По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним.Основное содержание. Чем мы похожи? Кто Я? Сколько меня? Люди, не похожие на меня. Структура моей и твоей личности. Различия в понятиях «личность» и «субъект». Личность-это целостное социальное качество человека. Оно состоит в способности человека быть сознательным субъектом отношений и деятельности, т. е. в способности понимать себя и окружающих, осмысленно действовать, учавствуя в жизни общества, и отвечать за все свои поступки.Субъект — в психологии активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.Субъект — в философии, носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта).Проходило обсуждение и высказывание ребят по поводу своей личности, кем они считают себя, как относятся к себе.Рефлексия занятия.После занятия происходит обсуждение информации, которую участники получили за это время, делятся впечатлениями, подводят итог сказанному.Занятие 2. Активность и деятельностьРазминка. Аплодисменты. Это здорово! Добрый день! Как поднять настроение в самом начале нашей встречи? Я предлагаю – аплодисменты! Давайте поаплодируем сами себе! Какие мы с вами молодцы! А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и поучаствовать в весёлой разминке! (проходят командные мини-старты с использованием конкурсов, эстафет, викторин).Основное содержание. Черты активного человека. Активность и деятельность. Активный человек очень общителен, смел, прямолинеен, трудолюбив, позитивен, энергичен, уверенный в себе и в успехе своего дела.Активность – генеральная характеристика субъекта в его отношениях с миром, осуществляемых в деятельности, познании, общении, созерцании, поведении,определяется потребностью личности во взаимодействиях, направлена на деятельность и другие формы взаимодействия в соответствии с потребностями личности, акцентирует принадлежность индивидуальному или коллективному субъекту.Деятельность - лишь одна из форм взаимодействий субъекта с миром, определяется потребностью в предмете деятельности, направлена на преобразование объектов в соответствии с социальными требованиями, акцентирует общественный характер индивидуальных или коллективных взаимодействий.Рефлексия. Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!».Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Гони ее от дома к дому,Тащи с этапа на этап,По пустырю, по буреломуЧерез сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постелиПри свете утренней звезды,Держи лентяйку в черном телеИ не снимай с нее узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку,Освобождая от работ,Она последнюю рубашкуС тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,Учи и мучай дотемна,Чтоб жить с тобой по-человечьиУчилась заново она.Она рабыня и царица,Она работница и дочь,Она обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночьЗанятие 3. Субъектность: что это?Разминка. Общий ритм. Печатная машинка.Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.Основное содержание. Определения субъектности. Критерии субъектности. Мозговой штурм.Субъектность - это свойство индивида, проявляющееся в осознанной активности по отношению к окружающему его миру, интегрирующее внутреннюю активность, рефлексивность, автономность личности и способность к саморазвитию. Субъектность можно рассматривать как основу личности, как способность человека выстраивать свою жизнь в соответствии со своими целями и ценностями.Критерии:1 уровень обеспечивает развитие субъекта на основе познания своего «Я» и признания своей физической сущности, её изменения в объективном времени (неизбежности изменения во времени); 2 уровень, уровень интеграции и дифференциации физической и психической целостности, которую фиксирует психологическое время («Я» и время); 3 уровень познания и система развития психического (сознание, самосознание) в психологическом и объективном времени, социальное время фиксировано. Развитие психического осуществляется за счёт его интеграции и уровневой, типовой дифференциации (ценности-смыслы); 4 уровень развития субъекта - уровень познания, развития и интеграции целостности внешнего во внутреннем в личностном времени (социальном, психологическом, объективном).5 уровень изучения, интеграции и развития социальной целостности «Я-ТЫ-МЫ» в личностном и социальном времени, на основе регуляции позиции, действия, поведения, отношения личности, уровня её самосознания (выбор и реализация стратегии); 6 уровень духовного развития субъекта, уровень ясновидения. Это уровень истинного знания пространственно-временного континуума, всех элементов в него проникающих. Уровень управления активностью личности в личностном (психологическом, социальном и объективном) времени, посредством информации, экзистенционального и креативного механизмовВсе участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по этой проблемы. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний подростков по теме или вопросу. Участников просят высказать идеи, или мнения без какой- либо оценки. Идеи фиксируются ведущим на ватмане или доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или кончится отведенное для мозгового штурма время.Рефлексия занятия. Происходит обобщённое обсуждение по теме. Участники занятия делятся впечатлениями.2. Субъектность как деятельное отношение к себе и к участникам группыЗанятие 4. Самопознание. Отношение к себе, определение ценностей.Разминка. Поменяйтесь местами те, кто одет в брюки, а теперь те кто одет в платье…… Место справа от меня свободно. Основное содержание. Участникам раздаются по шесть маленьких листочков, на каждом из них предлагается написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирование. Обсуждение. Превращения. Что моя вещь знает обо мне. Какой Я? Части моего Я. Подростки высказывают предположения о своей личности. Описание себя. Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.Рефлексия занятия. Стихотворение Л.Воропаевой «Мне так хотелось быть самой собой».Занятие 5. Чувство собственного достоинства Разминка. Эмоциональная гимнастика. На какого сказочного героя я похож?Участники занятия сопоставляют себя со сказочными героями.Основное содержание. Мой портрет в лучах солнца. Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день. Подростки описывают друг друга, беря за основу лучшие качества выбранного им человека. Составляют положительный словесный портрет.Рефлексия занятия. Стихотворение Б.Окуджавы «Чувство собственного достоинства».Занятие 6. Самооценка и отношение к другим. Принятие себя и другого как личностиРазминка. Хлопки. Переманивание. Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.Основное содержание. Я не такой как все, и все мы разные. Ладошка. Я в глазах других.Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг лист возвращается хозяину.Обсуждение каждого из ребят группой. Высказывание своего мнение о присутствующих.Рефлексия занятия. Делятся впечатлениями от занятия.Занятие 7. Жить в мире с собой и другими.Разминка. Корзина фруктов. Успей вставить слово. Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.Основное содержание. Поиск общего. Ступени общения. Значимые люди. Происходит высказывание своего мнения о людях, которые нам близки по духу, по крови, по общим интересам.Рефлексия занятия. Любимые стихи. Участники зачитывают свои стихи и стих полюбившихся авторов.3. Субъектность как творческое отношение к деятельностиЗанятие 8. Мотивы наших поступков Разминка. Исходное положение. Пальчики. Основное содержание. Мотивы наших поступков. Мои достижения. Ролевая игра «Кораблекрушение».Происходит обсуждения каждого участника одного из своих поступков, своих достижений, успехов.Участникам раздается список предметов, которые следует объединить. Сначала каждый выполняет задание самостоятельно, затем объединяются в пары или группы по 3 — 4 человека, приходят к общему мнению, затем делают то же самое всей группой. Обсуждение.Рефлексия занятия. Басня И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».Занятие 9. Умение ставить краткосрочные и перспективные цели и достигать их.Разминка. Стул сгорел. Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегаю по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стула, выбывает, один стул убирается.Основное содержание. Моя жизнь, остановись, подумай! Преодолей препятствие. Оценка ситуации.Записать ситуации принятия решений. Проиграть их в процессе ролевой игры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произнося рассуждения вслух.Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда- либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления.Рефлексия занятия.Участники высказывают свои мнения по поводу занятия, эмоции.Занятие 10. Мне все по плечу! Завершение Разминка. Вспомнить все. Участники, вспоминая прошлые занятия, делают вывод о том, что они подчерпнули для себя из них. С чем они согласны, а с чем нет.Основное содержание. Круг «обратной связи». Поэма о себе – деятеле и творце.Каждый участник высказывается о себе, как о человеке, который вносит в этот мир что-то новое, прекрасное, стоящее. Делится планами на будущее.Рефлексия занятия. Участники занятий благодарят каждого из присутствующих за понимание, поддержку, помощь и участие в своей судьбе за время занятий.ИТОГ ЗАНЯТИЙ Подведя итог можно сказать, что в ходе занятий наблюдение за обучающимися показало, что участники приобрели умение диагностировать себя, оценивать свои возможности, качества личности, поведение. Подростки научились использовать эти результаты для построения своей жизненной позиции, опираясь на свои позитивные качества и черты характера. Проведенные развивающие упражнения способствовали формированию позитивной Я–концепции. Наблюдение показало, что укрепились и упрочнились дружеские отношения, сформировалась большая степень доверия, атмосфера эмоционального комфорта в группе, принятие и понимание друг друга. Эти данные свидетельствуют об эффективности проведенных мероприятий, о возрастании уровней субъектности - формированию адекватной самооценки, самопознания и способности к рефлексии, активности.
X

x