Всего представлено работ: 242024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Игнатова Наталья Викторовна

Робототехника как средство всестороннего развития дошкольников.

скачать документ

Вернуться назад

Робототехника как средство всестороннего развития дошкольников.Игнатова Наталья Викторовна.Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «МДОУ Детский сад № 15», город Магнитогорск.Воспитатель.Целью и результатом образовательной деятельности ДО будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретенные ребенком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС ДО:у ребенка развита крупная и мелкая моторика;проявляет любознательность;самостоятельность в разных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, общении, умеет выражать свои мысли,  делать выбор, способен к волевым усилиям.В связи с целевыми ориентирами перед педагогами ДОО стоит задача выпустить грамотных детей, любознательных, активных и все это надо сделать в процессе интересном для детей, увлекательном, мотивирующем на познание и главное, в ведущей детской деятельности - игре. Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.В настоящее время современное общество испытываетпотребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, актуальность введения Легоконструирования и образовательной робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС.История возникновения Легоконструктора.В 1932 году Оле Кирк Кристиансен, плотник из бедной датской семьи, открыл небольшую фирму по производству стремянок, гладильных досок. Параллельно он занялся производством деревянных игровых кубиков, увидев, как его сын Готфрид с удовольствием мастерил кубики из обрезков досок. Эта идея помогла ему добиться финансового успеха.В ребенке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит Легоконструирование, оно предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество, создавая различные постройки. В процессе игры с конструкторами у детей развивается воображение, память, усидчивость, стремление созидать, логическое и ассоциативное мышление. Такая игра стимулирует художественное и интеллектуальное развитие ребенка. У детей, которые часто играют с конструкторами, лучше развита речь, потому что мелкая моторика рук тесно связана с развитием этого навыка. Наборы «LEGO» отлично подходят для реализации детских потребностей в строительстве, они полностью соответствуют способностям малышей.Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.С помощью Легоконструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развиваядвигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.Перед педагогом стоит задача: создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.Цели обучения Легоконструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы. Легоконструирование вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.Использование Легоконструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.Занятие с конструкторами «LEGO» позволяет не только обучить детей умению конструировать, но и помогает решать основные задачи дошкольной образовательной программы. Такая игра подразумевает также развитие навыков коммуникации. Это происходит при помощи бесед, описаний деталей, ответов на вопросы по поводу своих моделей и т.д. Такая деятельность невозможна без участия взрослых, родителей или воспитателей. Ребенка необходимо направлять в его творчестве, помогать проявлять свои таланты. Продумывание целостного образа конструкции, оформление готовых моделей, их преобразование способствует развитию художественно-эстетического направления в образовании ребенка. Таким образом, использование конструкторов «LEGO» помогает всестороннему развитию детей.Лего-технология  пример интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Например, пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:развитие математических способностей –ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали;развитие речевых и коммуникационных навыков – ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства;коррекционная работа оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.);воспитательная работа –совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.Когда мы видим ребенка, занятого конструктором, нам кажется, что он только весело проводит время. Также мы знаем, что так оттачиваются практические навыки и углубляются знания. Но что конкретно происходит в голове ребенка при этом?Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.Эту идею поддержал и развил в исследованиях Л.А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять их в речи.По мнению ученых, собирание конструктора положительно влияет на ребёнка больше, чем рисование и лепка из пластилина. При рисовании и играх с пластилином результат не всегда получается успешным. А вот при игре с конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое, что формирует уверенность в себе и даже лидерские качества.Использование образовательных конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Дополнительные занятия и совместная деятельность воспитателя с детьми опираются на естественный интерес детей к разработке и сборке различных механизмов. Конструкторы позволяют заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).Робото-среда, это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение более сложных конструкторов в совместную деятельность педагога и детей разного возраста способствует разностороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применениеробототехники как инновационной методики в ходе дополнительной образовательной и совместной деятельности воспитателя с детьми в детском саду, обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.Таким образом, имеется общественно значимая необходимость ведения образовательной работы с детьми в естественнонаучном направлении:востребованность развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок основ инженерного мышления;отсутствие образовательной деятельности, направленной на формирования навыков начального программирования;необходимость ранней пропедевтики робототехники: в связи с внедрение наукоёмких технологий, автоматизации производств, недостатка квалифицированных специалистов.Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.
X

x