Всего представлено работ: 243851

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Свиридова Татьяна Николаевна

Открытый урок "Начальный этап обучения в классе гитары" гитаре"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования Детская школа искусств Жирновского района Волгоградской областиОткрытый урок «Начальный этап обучения в классе гитары» Свиридова Татьяна Николаевна Преподаватель по классу гитары Красный Яр2019 г. Содержание І. Вступительная часть1. Организационный момент.2. Вступительное слово.ІІ. Основная часть1.Работа над постановкой рук.2.Закрепление изученных нот на грифе.3. Работа с музыкальным материалом.4.Закрепление выработанных навыков.ІІІ. Заключительная часть1.Вывод. Цель урока: показать основные этапы работы по приобретению исполнительских навыков в начальный период обучения; закрепить изученный материал. Задачи урока:Развивающие- формирование у учащихся интереса к обучению;- развитие индивидуальных способностей учащихся (зрительная, слуховая, мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);- развитие трудолюбия, уверенности в себе.Обучающие- закрепление теоретических знаний;- выработка умения применять полученные навыки на практике;- продолжение формирования практических навыков.Воспитательные- воспитывать целеустремлённость и настойчивость в овладении игровыми навыками;- воспитывать индивидуальные свойства личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца);- воспитывать любовь к музыке, эстетический вкус.Форма работы: индивидуальная.Ожидаемые результаты:- усвоение правильной посадки и постановки рук;-организация целесообразных игровых движений;- поддержание интереса к предмету;- развитие личности ребёнка. План урока І. Вступление- знакомство с инструментом; - особенности детской посадки. ІІ. Работа с учащейся:- постановка правой руки;- упражнения для постановки правой руки;- приём игры «апояндо»;- постановка левой руки;- упражнения для постановки левой руки;- музыкальная грамота на первоначальном этапе обучения;- повторение пройденных пьес;- новые пальцевые формулы для правой руки на открытых струнах ІІІ. Заключение-подведение итогов. ВведениеНачальное обучение игре на шестиструнной гитаре детей дошкольного и младшего школьного возраста – важный раздел общей методики обучения игре на гитаре. В детские годы закладывается основа художественных представлений, поэтому ответственна роль первых воспитателей. Музыкальное воспитание помогает формировать гармонично развитых, духовно богатых людей. Всё чаще в школу приходят младшие школьники. Чем раньше войдёт музыка в жизнь человека, тем более прочное место займёт она в его душе. Умение чувствовать, любить музыку развивается с ранних детских лет. В процессе обучения малышей, которых привлекает всё яркое, широко используются игрушки и игровые приёмы, которые активизируют детское мышление. Конечно, надо учитывать возрастные особенности: часто переключающееся внимание, быструю утомляемость, отсутствие музыкальных навыков и т. д. Чтобы добиться наилучших результатов в обучении начинающего, необходимо заинтересовать его в работе, соблюдать последовательность в изучении каждого нового навыка и добиваться осмысленного их усвоения. В каждом отдельном случае должен учитываться характер ребёнка. Процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Первые занятия с малышом не следует загружать информацией. Для успешной работы с учениками главное - не говорить и не делать ничего лишнего. Очень важно для педагога научиться распределять время урока таким образом, чтобы успевать сделать всю наиболее для данного этапа обучения важную работу. Но, независимо от музыкальных успехов ученика, не нужно забывать о работе над упражнениями, над повторением старых пьес. Как показывает практика, урок лучше всего начинать с упражнений. Каждый урок должен пополнять исполнительские знания ученика – в области нотного текста, в области технических приёмов. Урок должен давать ученику положительный эмоциональный заряд. Педагог никогда не должен забывать простую, н великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. Ход урока І. Вступление Знакомство с инструментомПервый урок в музыкальной школе является в жизни ребенка большим событием. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Пусть ребенок освоится в новой для него обстановке, надо постараться расположить его к себе. Обязательно поиграть на этом уроке, предложить спеть знакомую песенку с аккомпанементом, это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Подготовьте ребят к тому, что музыкальные занятия — это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд.Потом можно побеседовать с учеником о том, что привело его именно в класс гитары, что он знает об инструменте. Рассмотрите инструмент, расскажите стихотворение о нём, разберите названия его деталей. Обратите внимание на то, что постоянная игра на инструменте улучшает его звучание. Расскажите детям, как следует хранить гитару. На первом году обучения инструмент должен настраивать сам педагог. Первым домашним заданием может быть рисунок гитары с обозначением ее деталей. Особенности элементов детской посадки и постановки рук.Существует общепринятая форма посадки, которая определилась в результате многолетнего педагогического опыта как наиболее рациональная для начального периода обучения. Но работа с шести - семилетними детьми имеет некоторые особенности.Посадите ребенка на стул ближе к краю. Для большей устойчивости инструмента необходимо пользоваться подставками для обеих ног. Левая нога всей ступней ставится на скамеечку, достаточно высокую — 20-25 см. Поскольку правая нога ребенка либо не достает пола и теряет опору, либо свисает и недостаточно поддерживает корпус гитары, следует пользоваться еще одной подставкой, но несколько ниже — 12-15 см. Можно пользоваться стулом с укороченными ножками (как в классе баяна).Размеры инструмента должны соответствовать росту учащегося. В работе с детьми дошкольной группы рекомендуется пользоваться инструментами меньших размеров. II. Работа с учащейся.Сконцентрируйте внимание ребенка на особенностях постановки пальцев правой руки.На начальном этапе работы с детьми рекомендуется пользоваться безногтевым способом, при котором скольжение по струне производится подушечкой пальца. Этот способ применяется при отсутствии ногтей или их ломкости, особенно у детей, но при систематических занятиях ногти быстро крепнут.Основными приемами звукоизвлечения являются апояндо и тирандо.Апояндо (удар) — этот прием заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне. В школе А.М. Иванова-Крамского апояндо предлагается называть ударом. Русские аналоги терминов детям более понятны, поэтому их можно использовать в работе. При апояндо (ударе) следите, чтобы палец сохранял округлость, несколько выпрямляется только кончик пальца, при этом сохраняется перпендикулярное положение пальца к струне. При использовании этого приема амплитуда движения пальцев увеличивается, поэтому необходима длительная тренировка, чтобы выдерживать темп игры. Звук, получаемый при апояндо (ударе) глубокий, объемный, сильный и определенный. Применяется апояндо в мелодической линии, в педальном басу (особенно на первой доли такта), в гаммообразных пассажах.Первое прикосновение к струне лучше выполнять приемом апояндо, что дает точную фиксацию положения кисти правой руки. Следите при этом, чтобы пальцы долго не задерживались на опорной струне, а возвращались в исходное положение под струной, иначе они будут сковывать последующие движения. Правая рука гитариста.Рисунок для ребенка всегда понятнее, чем устное объяснение, поэтому в начале занятия попросите детей обвести правую руку на тетрадном листке и надписать название пальцев. Большой панец (пульгар) обозначается + или Р — сильный, не связан с другими пальцами, самостоятельный, достаточно подвижный, имеет только две фаланги. Указательный палец (индице) обозначается · или I — наиболее подвижный и ловкий, достаточно самостоятельный, сильный.Средний палец (медио) обозначается ·· или m - самый длинный, менее подвижный, средней силы.Безымянный (ануляр) обозначается ··· или a - малоподвижный. Слабый , за счет связи с мизинцем. Кроме этого, каждому пальцу придумывается имя (Петя, Игорь, Миша, Андрей) для лучшего и быстрого запоминания.Первые упражнения для пальцев правой руки.Изучив теоретические положения о постановке правой руки и основных приемах звукоизвлечения, можно приступать к игре на инструменте. Левая рука при этом покоится на пятке грифа. Начинайте с упражнений на открытых струнах, пока без нотного текста. Поясните отсчет струн от первой до шестой (от тонкой до толстой басовой). Затем педагог извлекает звук на каждой из этих струн, обращая внимание ученика на силу звука и ритм. Это создает в восприятии ребенка определенную звуковую модель, на которую он будет ориентироваться при исполнении самостоятельных упражнений. На следующем этапе работы ученик сам старается воспроизвести услышанное.Ученик всегда должен понимать задание. Имея конкретное представление о том, что от него требуется, он сможет воспроизвести на инструменте нужный звук не только по высоте, но и по качеству. Ведь главная цель наших упражнений — звук, глубокий, чистый, равномерный по силе и длительности.Поясните учащемуся важность навыка чередования пальцев, сравнив это движение с ходьбой (подобного рода образные сравнения очень помогают в работе): ведь мы не можем пойти несколько раз с одной и той же ноги. Это упражнение можно назвать «Марш солдатиков», и ученик с удовольствие будет «шагать» по струнам, меняя пальцы и выдерживая четкий ритм.При игре необходимо отрабатывать чередование нескольких пар пальцев, чтобы развивать их подвижность и силу. Необходимо добиваться спокойного и уверенного движения пальцев.Чтобы интерес учащегося к упражнению не угас, предложите ему самому сделать несколько вариантов смены струн и пальцев. После закрепления навыка попарного чередования пальцев приступайте к упражнениям на басовых струнах для большого пальца. Большой палец (басовый) находится всегда впереди других пальцев. Ребенку можно сказать, что он — командир, никогда не прячется за спины «солдатиков». Двигается большой палей от второй фаланги без прогиба сустава пальца. Удар по струне производится левой стороной подушечки пальца.Играем различные слова, придумываем, что на каждой струне живёт какой-нибудь зверёк, и звери маршируют, танцуют, поют песенки («Петушок», «Василёк» т. д.) в различных сочетаниях струн. Так отрабатываются переходы с одной струны на другую.Освоив элементарные движения пальцев правой руки, приступайте к постановке левой руки.Левая рука гитариста.В основе игровых движений на гитаре лежат естественные повседневные движения рук и пальцев (хватательные). Проиллюстрируем это: предложите ученику взять со стола карандаш в левую руку и рассмотреть положение пальцев. С одной стороны карандаша на одном уровне располагаются пальцы 1,2,3,4, они собраны вместе и округлены. С другой стороны, в противодействии к ним, - большой палец. Он касается карандаша мякотью подушечки, фаланги при этом не прогибаются. В таком же естественном положении пальцы должны оставаться на грифе. Затем ученик берет инструмент и устанавливает пальцы 1,2,3,4 на одной из струн, а большой палец помещает под грифом. Лучше сделать это в V позиции, где наиболее удобное и естественное положение левой руки. Ученик несколько раз поднимает и опускает над струной пальцы, чтобы наметить общее движение. Затем обхватывает пальцами гриф так, как перед этим карандаш. Левая рука не поддерживает гриф, но ей необходимо преодолевать силу собственной тяжести, она как бы свободно зависает на пальцах, сжимающих гриф.Первые упражнения для пальцев левой рукиИгра на гитаре требует определенных мышечных усилий. Начальные движения пальцев сводятся вначале только к незначительному подъему и постановке их на струну, затем к поочередному прижатию струн без звука для того, чтобы наметить нужные движения. Выполняя упражнения для левой руки, следите за силой нажима на струну: слабое прижатие дает призвук, чрезмерное ведет к быстрому утомлению и скованности пальцев.Очень важно закрепить позицию, в которой каждому пальцу соответствует свой лад (каждый палец имеет свой «домик»), при этом они строго следуют друг за другом. Позиция, то есть расстояние от 1 до 4 пальца, охватывает два тона. Номер позиции определяется по номеру лада, на котором прижимает струну указательный палец, и обозначается римской цифрой.Если размеры инструмента не соответствуют росту ученика, то слишком большое расстояние между ладами будет препятствием для правильной постановки левой руки, ребенок будет уставать. Поэтому необходимы маломензурные гитары с уменьшенным грифом. Начинать игру левой рукой следует с V позиции как наиболее удобной.Для образности эти упражнения назовем «Лесенкой», по которой мы шагаем вверх и вниз, каждый палец при этом имеет свою «ступеньку». Этим движением закрепляется позиционность левой руки. Каждый из вариантов «лесенки» проигрывается от 1 до 6 с возвращением на 1 струну, при этом ученик осваивает поперечное движение обеих рук по струнам.Также можно исполнять упражнение «Прыжки», когда каждый палец левой руки прижимает свой лад, чередуя с открытой струной, и движется вверх и вниз по всем струнам.В упражнении «Змейка» отрабатывается синхронное на струны пальцами обеих рук (до этого левая рука прижимала струну, а затем следовал удар по ней). Детям трудно соединить эти движения. Помогаем счётом вслух, и даже кивком головы. По возможности, пальцы на грифе следует удерживать.Музыкальная грамота.Изучение нот следует начинать с обозначения открытых струн. Предварительно поясните, что звуки записываются нотными знаками в скрипичном ключе: чем выше звук, тем выше он находится на нотном стане. Звуки открытых струн записываем в тетрадь и раскрашиваем каждый своим цветом. Потренировавшись в написании нот, сыграйте их на открытых струнах: возьмите звук на любой из струн, а ученику предложите записать его, затем вы пишите ноту, а ученик исполняет ее на инструменте. Знакомство с длительностью нот лучше начинать с четвертей и восьмых, затем с половинной и целой. Это связано с акустическими свойствами гитары. С быстро гаснущим звуком. Кроме того в пьесах для начинающих редко встречаются крупные длительности. Ритмический рисунок предложенного упражнения ученик сначала прохлопывает в ладоши, так дети лучше почувствуют ритм. Для этого используем пьесы-раскраски («Ёжик», «Ёлочка» т. д.) на одной струне. Далее соединяем ноты открытых струн («Бум-бум», упражнение на басовых нотах, «Ванечка» и т. д.).Следующий этап — изучение нот на каждой из струн в пределах первой позиции.Выучите ноты на третьей струне: их название, написание, расположение на грифе. Обратите внимание на изменение высоты звуков. Пропойте их, одновременно исполняя на инструменте. Песню сначала проиграйте сами, затем пропойте ее с учеником (Лепёшки», «Пароходик», «Сорока» и т. д.). Обратите внимание на то, что первая доля такта тяжелее. Разберите внимательно текст, найдите, где мелодия повторяется (она явно делится на две части, имеющие различные окончания).Только после тщательного разбора текста приступайте к игре на инструменте. При точной звуковой модели ребенку будет легче воспроизвести мелодию, приходится следить за чередованием пальцев правой руки, точным попаданием на лад пальцев левой руки, а также за качеством звука. Соединяйте звуки постепенно, по тактам, многократно повторяя.Подберите эту песню на второй струне с соответствующей аппликатурой, а затем предложите подобрать эту мелодию на любой струне и от любого лада. Это задание дети выполняют с удовольствием и непроизвольно осваивают игру в позициях. Очень интересны детям мелодии с текстом. Слова придают музыке конкретную образность, а ритм стиха помогает услышать слабую и сильную доли и правильно распределить силу давления на струну. Пение помогает плавному воспроизведению и соединению звуков, довольно трудно осваиваемых на первом этапе обучения.Далее изучаем ноты второй и первой струн («Божья коровка», «Улитка» и т. д.).Обязательная для изучения песенка – «Восьмое марта». Изучаем ноты на басовых струнах, обязательная песенка – «Во саду ли».После этого пишем и играем два звукоряда – на нижних струнах и на басовых.Начинаем больше внимания уделять 4 пальцу и пальцу а («Вышла курочка», В. Калинин Этюд До-мажор), соединяем действия большого, указательного и среднего пальцев правой руки («Паучок-путешественник», «По малину» и т. д.).Знакомимся с диезами («Сорока», «Киска» и т. д.).ІІІ. ЗаключениеКаждый урок с учеником представляет собой своего рода звено в цепи занятий. Задача педагога — обеспечить непрерывность работы учащегося, приучить его к систематичности занятий. Общее назначение урока при всем разнообразии задач, вытекающих из конкретных условий занятий, можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем. Каждый урок должен подводить своего рода итог - пусть минимальный - работы учащегося за период времени, прошедший после предшествующего урока и давать ученику творческий импульс к дальнейшим занятиям, а так же материал для дальнейшей работы. Такова общая цель урока на всех этапах работы учащегося.Великий пианист Гофман заметил: «Нет ничего опаснее для развития таланта, чем плохая основа. Многие исполнители в течение всей жизни пытались отделаться от дурных привычек, приобретённых на начальных стадиях обучения, и терпели неудачу».Список использованной литературы1.Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре.2.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.3.Кузин Ю. Азбука гитариста.4.Донских В. «Я рисую музыку» (Школа игры на гитаре для самых маленьких).5.Лазарева А. «Учимся играя»6.Соколова Л. Чтение нот.7.Калинин В. Юный гитарист.
X

x