Всего представлено работ: 243839

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Марченко Светлана Васильевна

Проектный метод в этнокультурном воспитании старших дошкольников.

скачать документ

Вернуться назад

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. С.В. Марченко Муниципальное автономноеДошкольное образовательноеУчреждение детский сад №22 ГО Карпинск Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребёнка. Данная технология предполагает совокупность поисковых, исследовательских, проблемных методов. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Значимым методом в ознакомлении дошкольников с миром этнической культуры, является метод проектов, включающий организацию совместной исследовательской деятельности детей и взрослых, направленный на сбор, изучение и анализ материалов, которые раскрывают особенности культуры и природы Урала. В основе проектной деятельности лежит активизация познавательной и практической составляющих: знания, полученные дошкольниками в процессе непрерывной образовательной деятельностиПодготовка и проведение проектов с этнокультурной составляющей вызывает у детей неподдельный интерес к истории своего края. Результатами данной деятельности по этнокультурному образованию в 2019 году стали проекты следующей тематики:- «Где растут сталактиты?», включающий не только интерактивную экскурсию по Кунгурской пещере, подготовленную воспитанником подготовительной группы совместно с родителями после её посещения, но и экспериментальную деятельность по выращиванию сталактита в домашних условиях. Мы живём на Урале. В нашем крае очень много красивых и загадочных мест. Многие из них имеют интересную историю и легенды. Одна из самых красивых и загадочных пещер Урала – Кунгурская ледяная пещера. После посещения пещеры и рассказа о своей экскурсии, просмотра фотоматериалов воспитанников группы заинтересовало загадочное слово – сталактиты. Их очень много в Кунгурской ледяной пещере. Дети просили рассказать всё о них. Больше всего их интересовало, как же капельки строили и украшали подземное царство? Как образовались в природе сталактиты? Так возникла тема данного проекта, объектом исследования стала Кунгурская ледяная пещера; предметом исследования: сталактиты.Совместно с воспитанником и его родителями поставили цель – получение сведений о сталактитах из разных источников:- Узнать, как появилась Кунгурская ледяная пещера; чем она так привлекает людей.- Воспользоваться информацией из энциклопедий и Интернета, чтобы понять, как и из чего вырастают сталактиты.- Провести эксперимент по выращиванию сталактита. - Проанализировать полученные результаты Было очень интересно проверить своё предположение: как быстро в домашних условиях можно вырастить сталактит? Прежде всего совместно с детьми решили узнать, что такое пещера? Из энциклопедии мы выяснили, что пещера - подземное пространство, которое появляется внутри гор из-за деятельности подземных вод. Но такое пространство может появиться только там, где вода может растворить породу. Но и пещеры бывают разными: те, которые образовались вместе с горами, и те, которые появились из-за деятельности человека.Когда произносят слово ПЕЩЕРА что возникает в вашей голове?   При слове "пещера" я представлял себе что-то холодное, тёмное, из дальнего уголка которого так и вглядываются в тебя чьи-то светящиеся глаза. На самом деле, пещера – это чудо! Кунгурская ледяная пещера – это одна из самых красивых пещер России. Совместно с родителями мы решили попробовать вырастить сталактит дома и в группе. Но как это сделать? Провели эксперимент:- Наполнили два сосуда водой, добавили соли до тех пор, пока она не перестала растворяться, т. е. пока на дне сосудов не появился осадок из кристалликов соли. - Затем поставили наши сосуды на теплое место с постоянной температурой, опустили один кончик нитки в один сосуд другой кончик в другой, как бы соединили наши сосуды «мостиком» из нитки.- Теперь необходимо ждать. Мы наблюдали каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.- По окончании времени, которое мы установили для роста сталактита, мы провели исследования его размеров и формы, результаты которых занесли в таблицу.- Во время выполнения исследовательской работы дети узнали много нового и интересного о таинственном мире пещер и вырастили сталактиты самостоятельноРезультаты проекта были оформлены в виде презентации и слайд-шоу. Проект воспитанник группы представил на городском этапе конкурса «Я – исследователь» в секции «Неживая природа», где занял 2 место.К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне был реализован совместный детско-родительский проект «Наш семейный альбом». Воспитанница ДОУ рассказала о том, что её прадед был участником Великой Отечественной войны. Совместно с родителями девочки было решено собрать как можно больше сведений о нём и других членах семьи, живших в это трудное время, Была поставлена цель: узнать историю своей семьи.И тогда мы подумали, что если составим генеалогическое древо, то это поможет лучше узнать семейную историю. Но с чего надо начинать? - Сначала решили узнать прежде всего, что обозначает фамилия Берёзкины.- Затем собрать фотографии членов семьи и узнать когда они родились, где жили и кем работали.- Дети очень любят слушать истории о Великой Отечественной войне и поэтому им особенно интересно, кто из родственников принимал в ней участие.- Все сведения и фотографии занести в родословное древо.- После того, как собрали фотографии всех родственников, узнали о них много интересного, девочка с мамой стали составлять родословное древо. Сначала не знали, как правильно это сделать. Прочитали несколько энциклопедий, побеседовали со знакомыми, узнали в интернете и составили генеалогическое древо семьи. Всей семье было интересно, что же у нас получилось? Воспитанница показала древо ребятам в детском саду и они захотели составить свои. Вместе с родителями разработали памятку: с чего начать, как собрать сведения, что и где можно найти. Работая над проектом, родители нашли в сети Интернет наградной лист своего деда, где подробно прописано, за что он награждён орденом Отечественной войны 2 степени. Дети смогли прикоснуться к тому времени, когда шла война, своими глазами увидели наградной лист, услышали описание подвига солдата. Было очень интересно узнать историю семьи и происхождение фамилии. Проект «Наш семейный альбом» был представлен на городском этапе конкурса «Я-исследователь» в гуманитарной секции и занял там 1 место. Воспитанница нашего ДОУ приняла участие в региональном этапе конкурса «Я- исследователь» и заняла там 3 место.Таким образом, можно констатировать, что реализация проектов с этнокультурной и патриотической направленностью способствует не только развитию познавательного интереса, но воспитывает уважение к истории своей Родины, своего края.Литература.Азбука истоков – Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: центр «Учебная книга», 2004 г. Составители: Е.Ю.Давыдова, Е.И.Комлева, И.А.Кузьмин.Имена и судьбы М.Э.Рут, Средне-Уральское книжное издательство, 1996 г.Истоки Камкин А.В. – М., Издательский дом «Истоки», 2003 г.История Урала. Словарь – справочник –Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2006 г.Кадебская О. И., Потапов С. С. Кунгурская ледяная пещера // -2006. Под ред. С.С. Потапова. Миасс: Имин УрО РАН, 2006. С.  22-31Мир родного Урала, И.Я.Мурзина, Т.М.Наумова – Екатеринбург: центр «Учебная книга», 2005 г.Моя родословная. - Ленинградское издательство, 2008г.Природа Среднего Урала Нездолий Т.П. – Екатеринбург: ООО «Форум – книга», 2007 г.Энциклопедический словарь юного биолога – издательство «Педагогика»; Москва, 1986 г. Составитель: М.Е.Аспиз.Сайт «Всероссийское генеалогическое древо».Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста//методическое пособие/сос. О.В.Толстикова- Екатринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
X

x