Всего представлено работ: 244097

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Шевченко Евгения Александровна

Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику

скачать документ

Вернуться назад

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенкаКонструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику. Словосочетание «мелкая моторика» часто используется при обсуждении процесса развития детей младшего возраста. Под этим понятием обычно подразумевается навык точного выполнения мелких движений пальцами и кистями рук. При всей своей кажущейся простоте он задействует одновременно нервную, зрительную и костно-мышечную системы организма, а недостатки работы одной из указанных составляющих ведут к общему нарушению в состоянии и развитии ребенка. Однако исследования показали, что мелкая моторика, как и любые другие способности детского организма, подразумевает помощь взрослого и хорошо реагирует на интенсивные тренировки. Мелкая моторика имеет особое значение не только потому, что она позволяет ребенку в минимальные сроки овладеть навыками самообслуживания-способности одеваться, принимать пищу, играть, писать и рисовать, заниматься различными видами рукоделия. Ее важность также заключается в тесном взаимодействии с такими проявлениями работы нервной системы, как внимание мышление, координация действий и память, воображение и наблюдательность, а также речь, как неотъемлемая черта высшей нервной деятельности человека. Для развития мелкой моторики младших дошкольников необходимо проводить упражнения и занятия в сфере дошкольного образования через все сферы деятельности. Рекомендуется использовать следующие игры, приемы и упражнения:- Пальчиковую гимнастику;- Массаж кистей, уделяющий особое внимание каждому пальцу для развития его мышечного аппарата;- Игровые упражнения направленные на активное использование кистей рук(сбор мелких предметов, игры-шнуровки, простое рукоделие);- Лепка и рисование;- Изготовление поделок из бумаги, оригами;- Обучение ребенка самостоятельному одеванию.Раскроем подобней как пальчиковая гимнастика влияет на развитие мелкой моторики руки.Популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом. Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.При проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:Занятия нельзя проводить, если ребёнок болен, устал или находится в плохом настроении; не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, ликвидируйте их или поменяйте игру.Ребёнку необходимо обеспечить рабочий уголок, хорошо освещённый, с подобранными по росту столом и стулом.Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте.Необходимо исключить все отвлекающие факторы, как то игрушки, посторонние разговоры и т.п.Занятия должны носить игровой характер. Выполняя упражнения, нужно демонстрировать собственную увлеченность. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко. При необходимости детям оказывается помощь.Перед началом упражнений следует разогреть ладони поглаживаниями до приятного ощущения тепла.Не стоит ставить перед детьми несколько сложных задач сразу, т.к. объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.Пальчиковые игры проводятся тремя способами:взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;взрослый выполняет движения руками ребенка;ребенок выполняет движения своими руками.Пальчиковые игрыИграть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например, Прогулка в лес. Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т. д. Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.Игры-потешки. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. - Другой вариант этой потешки: Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил- Тебе ничего нет! При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой руке, то на левой руке. Упражнения для большого пальца. Обе руки сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, крутим скакалку сначала в одну сторону; потом в другую. Игры с палочками и спичками. «Строители» задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле. Выполняя условия этой игры нужно переносить: - а) пользуясь любыми пальцами обеих рук; б) пользуясь большими пальцами левой руки; в) только двумя пальцами – большим и мизинцем. 3. Игры- стишки под музыкальное сопровождение. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют теплые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения ребенка пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для детей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого. Такое близкое общение обязательно доставит ребенку море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального. Сорока-воронаВзрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит: — Сорока-ворона кашу варила,деток кормила: (поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке) — Этому дала,этому дала,этому далаэтому дала,а этому (покачивает посильнее) — не дала! Ты в лес не ходил,ты дров не рубил,ты печь не топил!Тебе нет ничего!Пальчики-грибочкиПоочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке: Этот пальчик в лес пошел,этот пальчик гриб нашел,этот пальчик чистить стал,этот пальчик жарить стал. Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,потому и потолстел!Пять утятПять утят плывут вперёд,На берегу их мама ждёт,(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят) Но только четверо утятВернулись к мамочке назад.(постепенно пальцы загибаются) Четверо утят плывут…Трое утят плывут…Двое утят плывут…Вот один плывёт вперёд,На берегу его мама ждёт,(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»). И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад.Часы(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки). Мышь полезла в первый разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом!»,(Один хлопок над головой). Мышь скатилась кувырком.(Руки «скатываются» на пол Мышь полезла второй разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»(Два хлопка).Мышь скатилась кувырком.Мышь полезла в третий разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»(Три хлопка). Мышь скатилась кувырком.ЧервячкиРаз, два, три, четыре, пять,Червячки пошли гулять.(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Раз, два, три, четыре, пять,Червячки пошли гулять.Вдруг ворона подбегает,Головой она кивает,(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз). Каркает: «Вот и обед!»(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх). Глядь — а червячков уж нет!(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)У жирафовУ жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.(Хлопаем по всему телу ладонями). На лбу, ушах, на шее, на локтях,На носах, на животах, на коленях и носках.(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.(Щипаем себя, как бы собирая складки).На лбу, ушах, на шее, на локтях,На носах, на животах, на коленях и носках.(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).Наша семьяВот дедушка,Вот бабушка,Вот папочка,Вот мамочка,Вот деточка моя,А вот и вся семья.Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.КачелиЗадрожали ветви елей.Мы в восторге от качелей.Мы летаем вверх и вниз,Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.Котята (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).У кошечки нашей есть десять котят,(Покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых.(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). ПаучокПаучок ходил по ветке,А за ним ходили детки.(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Дождик с неба вдруг полил,(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).) Паучков на землю смыл.(Хлопок ладонями по столу/коленям.) Солнце стало пригревать,(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Паучок ползёт опять,А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке.(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)ПчелкиДомик маленький на ёлке,Дом для пчёл, а где же пчёлки?Надо в дом постучать,(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке,(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).Где же, где же эти пчёлки?Стали вдруг вылетать:(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).Раз два, три, четыре, пять!ПерчаткаВесёлая мышкаПерчатку нашла,(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).Гнездо в ней устроив,(Складываем ладоши «ковшом»).Мышат позвала.(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).Им корочку хлебаДала покусать,(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).Погладила (отшлёпала) всех(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).и отправила спать.(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). «Разминка»(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).Головами покиваем,Носиками помотаем,А зубами постучимИ немножко помолчим.(Прижимаем указательные пальцы к губам).Плечиками мы покрутимИ про ручки не забудем.Пальчиками потрясёмИ немножко отдохнём.(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).Мы ногами поболтаемИ чуть-чуть поприседаем,Ножку ножкой подобьёмИ сначала всё начнём.(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)Головами покиваем,… Плечиками мы покрутим,…«Улитка»Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит. Вот улиточка ползёт(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону). Потихонечку вперёд.(Ползёт вперёд по столу).На цветочек заползёт,(«Улитка» заползает на «цветочек»).Лепесточки погрызёт.(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).Рожки в голову втянула,(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).В домик спряталась, заснула.(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»)РыбкиПальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.- Рыбки плавали, ныряли- В чистой тепленькой воде.- То сожмутся,На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.- Разожмутся,Пальчики сильно растопыриваются в стороны.- То зароются в песке.Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.Этот пальчик.Предложите  согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.- Этот пальчик - дедушка,- этот пальчик - бабушка,- этот пальчик - матушка,- этот пальчик - батюшка,- Ну а этот пальчик - я.- Вот и вся моя семья.Пальчики.В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.- Этот пальчик хочет спать.- Этот пальчик — прыг в кровать!- Этот пальчик прикорнул.- Этот пальчик уж заснул.- Встали пальчики. Ура!- В детский сад идти пора.Зайка.Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.- Скачет, скачет зайка,- Ты его поймай-ка!и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)Осьминог.- Восемь пальчиков для ног -- Получился осьминог.- Сколько ног у осьминога?- Много - Много!(Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.)Улитка.- На одной скользящей ножке- Домик, голова и рожки.- Дай-ка пальчики сюда!- То не пальчики - рога.(Изображаем пальчиками рожки улитки.)Кошка.- Как у нашей кошки- Беленькие ножки,- Мяконькие лапки,- Ноготки - царапки.Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.- Поцарапаем немножко- Не ребята мы, а кошкиМышка.- Как у нашей мышки- Ножки-коротышки.- Ножки мышкины спешат- К сырной корке - и назад.(Изображаем пальчиками мышкины ножки.)Солнышко.- Ножки вверх! Ножки вниз!- Солнце, солнышко, качнись!- Солнце с тучкою качнулось- И Трезорке улыбнулось.(Пальчиками изображаем ножки Трезорки.)Солнышко:- Утро красное пришло,- Солнце ясное взошло.- Стали лучики светить- Малых деток веселить.Пальчики разгибаются по одному- Прилетели тучки- Спрятались лучики.Пальчики прячутся в кулачокЖук- Шесть мелькает ножек-рук -- Это убегает жук.- Ты куда? - но нет ответа.- Жук в траве укрылся где-то.Изображаем пальчиками лапки жукаЧерепашка.- "Сколько пыли, сколько сора -- До дверей дойду не скоро", -- И вздыхает тяжко- Наша черепашка.(Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.)Мишка.- Мишка топает ногой,- Мишка топает другой,- Ух, как веселится- В доме половица!(Топаем "ножками" - пальчиками.)- А пока танцует Мишка,- Мы похлопаем в ладоши.- Вместе с лисонькой-плутишкой- Будем зрителями тоже.(Хлопаем в ладоши.)Журавли.- "До свиданья, до свиданья,- Возвращайтесь поскорей!" -- Провожаем, провожаем- В путь-дорогу журавлей.(Машем ручкой вслед птицам.)- Крылышками машем:- "До свиданья, Маша!- Полетели мы на юг,- Вспоминай нас, добрый друг!"(Ладошками изображаются крылья птиц.)Козел.- "Вот какой козел рогатый!" -- Рожки делают ребята.- "Вот какие рожки- У козла Тимошки!"- Встрече Тимофей не рад -- Грозно смотрит на ребят.- "Уходите, вас не знаю:- Забодаю, забодаю!"(Пальчиками изображаются козлиные рожки.)Рак.- Как хватает рыбу рак?- Да клешней своей - вот так!- Манит он своей клешнею:- "Пощипаемся с тобою!"(Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.)Слоник.- "Слоник, апельсин подай!" -- "Угощайся попугай!"- Слоник очень-очень рад,- Что сильнее всех носат.(Пальчиком изображается хобот.)Слоник.- «В зоопарке стоит слон.- Уши, хобот, серый он.- Головой своей кивает,- Будто в гости приглашает»Козочка.- Шел старик дорогоюидти пальчиками по стол- Нашел козу безрогую.показать пальчиками рога- Давай, коза, попрыгаем,постучать пальчиками по столу- Ножками подрыгаем.- А коза бодается,снова показать рога- А старик ругается.(погрозить пальчиком)Киска.- Киска ниточки моталавращять руками,как бы наматывая нить на клубок- И клубочки продавала.вытянуть обе ладони вперед- Сколько стоит?- Три рубля.Покупайте у меня!(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)Лошадка.- Одной рукой я травку рву,выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками- Другой рукой я тоже рву.- Я травкой накормлю коня.вытянуть руки вперед- Вот сколько пальцев у меня!и повернуть ладонями вверхОй, ладушки.- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!- На окно поставим, остывать заставим.- А остынут – поедим и воробушкам дадим.
X

x