Всего представлено работ: 243768

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Левинская Екатерина Вячеславовна

Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития средствами мнемотехники

скачать документ

Вернуться назад

Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития средствами мнемотехникиЛевинская Екатерина ВячеславовнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 города Челябинска» (МАДОУ «ДС № 378 г. Челябинска), учитель-логопедСпециалистами коррекционной педагогики установлено, что дети с ЗПР имеют нарушение нормального темпа формирования высших психических функций: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Следствием такой задержки является своеобразие становления речевой функции, которое проявляется и в отставании развития сторон речи, и в характере проявления речевых дефектов.Поскольку познавательная деятельность детей с ЗПР снижена (по сравнению с нормой), возникающие нарушения восприятия и переработки информации, недостатки развития операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения приводят к недоразвитию речи данной категории детей.Нарушение связной речи – общая характерная особенность детей с ЗПР. В старшем дошкольном возрасте их самостоятельное монологическое высказывание ситуативно, в нём преобладает прямая речь с указательными и личными местоимениями, с широким спектром использования невербальных средств общения. Это показывает, что контекстная речь только начинает формироваться.Программные виды рассказывания вызывают у детей с задержкой психического развития выраженные затруднения. При пересказе выражения и слова из текста их память удерживает лишь на непродолжительное время, высказывания не упорядочены, грамматически просты и неправильны. Несформированность внутреннего речевого программирования проявляется в переключении с одной темы на другую, в многообразии аграмматизмов, в нарушении динамики речевой деятельности и её структурирования. Таким образом, формирование у дошкольников с задержкой психического развития самостоятельного связного высказывания является одной из сложных и важных задач, стоящих перед учителем-дефектологом и учителем-логопедом в коррекционно-образовательном процессе.Умение ребенка связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога путем систематического обучения. В работах педагогов-исследователей детской речи (Леушиной А. М., Соловьёвой О. И, Тихеевой Е. И., Усовой А. П. и других) подчеркивается, что умение связно, последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли формируется через игры и ситуации, поддерживающие интерес детей к занятиям. Поэтому процесс коррекционного воздействия для детей с ЗПР должен быть увлекательным, занимательным, развивающим, с максимальным использованием их возможностей и постепенной активизацией нарушенных функций.Педагогам известно, что дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств. У детей формируются образные формы мышления. И основные средства, которыми они овладевают, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, представляющие собой разного рода наглядные модели, таблицы, схемы и пр. Этим объясняется эффективность использования мнемотехники в коррекционно-развивающем процессе, так как она представляет собой комплекс приемов и способ запоминания информации, заключающийся в создании наглядной графической аналогии, умении обозначить символом реальный образ (признак предмета или сам предмет).Посредством методов мнемотехники обеспечивается успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, объектах природы, последовательность выполнения различных действий, запоминание структуры рассказа. Ввиду возникновения дополнительных ассоциаций использование мнемотехники значительно облегчает запоминание и увеличивает объем памяти у детей с ЗПР.В качестве дидактического материала в работе по развитию связной речи детей используются мнемотаблицы – схемы, в которых заложена информация, имеющая определенный ситуационный смысл. Это понятное детям графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения смысловых звеньев сюжета рассказа.Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Начинать работу следует с предметной модели (изображений), переходя через предметно-схематическую к схематической (символьной).Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти ассоциативные образы: травка – зеленая, солнышко – желтое, лисичка – рыжая и пр. Затем предметное изображение заменяется графическим (солнце – желтый круг, лиса – оранжевый треугольник вершиной вниз и т. п.) Для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста допускается использование цветных мнемотаблиц.Спектр применения мнемотаблиц чрезвычайно широк: для обогащения словарного запаса, для обучения составлению рассказов-описаний и творческих рассказов, для пересказа литературных произведений и заучивания стихотворений, для отгадывания и загадывания загадок.Работа по мнемотаблицам проводится поэтапно. Сначала детьми с педагогом рассматривается таблица и разбирается изображенное на ней. Затем осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы. Далее описывается предмет или пересказывается текст (составляется рассказ) с опорой на символы-образы. После этого, на более поздних этапах работы, делается графическая зарисовка таблицы и рассказывание с опорой на неё.Для работы с мнемотаблицами требуется предварительная подготовка как педагога, так и детей. Это словарная работа и разработка дидактического материала, и проведение бесед с обсуждением наблюдений за явлениями природы, и выбор приемов для поддержания интереса детей.Схемы-модели оказывают существенную помощь при работе с наиболее трудным видом монологической речи – составлением описательного рассказа. В описании задействованы все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, которые у детей с ЗПР задерживаются в развитии. Кроме того, чтобы описать предмет, его надо осознать, а это уже функция анализа, вызывающая трудности у данной категории детей. Поэтому сначала их учат выделять признаки предмета.На основе модельных схем, предложенных Т.М. Бондаренко, В.К. Воробьёвой, нами подготовлены картотеки для уточнения и систематизации знаний детей о сезонных изменениях и явлениях природы. Опираясь на опыт педагогов С.В. Бойковой, Н.Э. Теремковой, Т.А. Ткаченко и др., нами разработаны мнемотаблицы для составления рассказов-описаний по лексическим темам (об игрушках, овощах и фруктах, о посуде, одежде, птицах, животных, растениях и насекомых). Эти пособия помогают самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения и обогатить словарный запас детей с ЗПР. Процесс заучивания стихов, отгадывания и загадывания загадок у детей с ограниченными возможностями здоровья можно значительно упростить, используя мнемотехнику, так как она помогает запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.В развитии связной речи у детей с ЗПР особая роль принадлежит пересказу. Посредством этого вида рассказывания формируется структура речи, развивается её выразительность, умение строить предложения. Мнемотаблицы, создаваемые для пересказа, позволяют детям запомнить действующих лиц, последовательность их появления и действий, сосредоточить внимание на правильном лексико-грамматическом и синтаксическом оформлении самостоятельного монологического высказывания, на воспроизведении в речи необходимых выражений.Педагогом проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В более старшем возрасте дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, располагать их в нужной последовательности.Дети обычно с радостью откликаются на предложение придумать рассказ или сказку. Чтобы их творческие рассказы были разнообразными, логичными и связными применяются мнемотаблицы – своеобразные зрительные планы для создания монологов.Если на начальных этапах работы даются готовые схемы, то на следующих – дети сами предлагают и выбирают наиболее удачные варианты графических символов, могут успешно создавать их. Такая деятельность привлекает воспитанников и вызывает интерес, а уровень развития графических и изобразительных навыков детям с ЗПР вполне позволяет выполнять схематичные изображения. Здесь педагог и дети – равноправные партнёры, помогающие друг другу находить, создавать и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно дети начинают проявлять творческую активность и самостоятельность, т. е. мнемотаблицы придумываются и воплощаются сообща. Так у дошкольников формируются навыки взаимодействия и общения друг с другом.Мнемотехника многофункциональна. Применять модельные схемы можно практически в любых видах деятельности. На основе мнемотехники можно создавать дидактические игры. Придумывая разнообразные модели, необходимо только придерживаться немногочисленных правил: модель должна отображать обобщенный образ предмета; раскрывать существенное в объекте; модели следует обсуждать с детьми, что бы они были им понятны.Использование мнемотехники в коррекционно-образовательном процессе по формированию связной речи детей с ЗПР облегчает и ускоряет запоминание и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. В данном виде деятельности участвуют не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Мнемотехника способствует развитию умственной активности, сообразительности, наблюдательности у детей с ЗПР. Развивает у них умение сравнивать, выделять существенные признаки. Позволяет качественно улучшить состояние развития различных видов памяти, внимания, мышления. Способствует расширению круга знаний о предметах и явлениях окружающего мира у детей, увеличению словарного запаса. Средствами мнемотехники можно достичь появления у детей желания пересказывать тексты, сочинять интересные истории, заучивать стихи и потешки. Таким образом, мнемотехника – эффективное средство развития связной речи детей с ЗПР. А уровень развития связной речи является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к школьному обучению.ЛитератураБойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет). – СПб.: КАРО, 2014. – 174 с.Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 92 с.Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, - 2009. – 59 с.
X

x