Всего представлено работ: 243762

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Левинская Екатерина Вячеславовна

Формирование понимания грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией через развитие пространственного гнозиса

скачать документ

Вернуться назад

Формирование понимания грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией через развитие пространственного гнозисаЛевинская Екатерина ВячеславовнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 города Челябинска» (МАДОУ «ДС № 378 г. Челябинска)учитель-логопедОдной из актуальных проблем логопедии является повышение эффективности коррекционной работы и преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с дизартрией. Растёт количество детей с перинатальной патологией, являющейся причиной возникновения специфических расстройств двигательных функций артикуляционного аппарата, обусловленных недостаточной иннервацией мышц органов артикуляции [3].Успешное, т. е. эффективное обучение и воспитание детей указанной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к овладению школьными навыками. Затруднения в процессе подготовки к школе ребенка с дизартрией выражаются не только в длительном преодолении речевых нарушений и связанных с ними сложностей усвоения программы детского сада, но в необходимости работы со специфическими отклонении в психическом развитии [5, 3].Власенко И. Т. в исследованиях психического развития дошкольников с речевой патологией выявляет особенности речемыслительной и предметно-практической деятельности детей и определяет у них специфическую недостаточность психических процессов, подлежащую коррекции [1]. В работах Р. Е. Левиной дано обоснование необходимости дифференцированного психолого-педагогического подхода к коррекционному обучению детей с первичной речевой патологией. Ею выделены группы детей с тяжелыми нарушениями речи, обусловленными дефектами слухового и зрительного восприятия, несформированностью мотивационных процессов, пространственных представлений [3].В связи с этим при дизартрии необходимо внимание к выявлению механизмов нарушения речи, коррекции речевых и неречевых нарушений, в частности, взаимосвязанных с нарушением пространственного гнозиса.Пространственный гнозис – один из важных психических процессов, создающий первичную базу для формирования речи и развивающий речь детей [2, 4, 6]. На его основе происходит становление познавательной деятельности дошкольников.При дизартрических расстройствах недоразвитие пространственного гнозиса находится в прямой зависимости от степени нарушений моторики ребенка. Детям необходимо с помощью разных анализаторов посредством движений осваивать трехмерное пространство; делать движения точными, координированными, с тщательной отработкой направлений, ритма, силы, плавности и пр. Моторика, пространственный гнозис и интеллект, а значит и правильная речь, непосредственно связаны. И особенно важна эта связь в дошкольном возрасте, когда организм активно реагирует на нервно-мышечные взаимосвязи. Следовательно, основными задачами в развитии у дошкольников с дизартрией языковых средств и пространственного гнозиса станут развитие невербального анализа пространственной информации у детей (формирование чувственных параметров, лежащих в основе грамматических представлений) и развитие вербального анализа пространственной информации (формирование языковой основы пространственного восприятия и пространственных представлений, которое предполагает овладение грамматическими значениями слов) [2, 4, 6]. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется закономерностями нормального речевого онтогенеза, с учетом особенностей развития речевой деятельности дошкольников с дизартрией. Работа начинается с обучения пониманию грамматических структур языка на основе развития первичных составляющих пространственного гнозиса.Основные направления коррекционного воздействия следующие: 1) коррекция и развитие сомато-пространственного восприятия; 2) коррекция и развитие восприятия взаимоотношений предметов в пространстве; 3) систематизация семантических (смысловых) полей слов-наименований предметов и глаголов; 4) преодоление дефектов оперативной (рабочей) слухоречевой памяти; 5) восстановление понимания логико-грамматических структур языка.Коррекционная работа состоит из трёх основных блоков: первый – развитие пространственного гнозиса; второй блок – коррекция и развитие моторной сферы; третий – коррекция и развитие языковых средств языка.В первом блоке осуществляется развитие восприятия и ориентировки в схеме собственного тела, формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. Здесь формируется и уточняется восприятие отношений между предметами и их группами. В первом блоке развивается пространственная ориентировка в объектах, развёрнутых на 180˚; восприятие признаков предметов (формы и величины) и параллельное развитие зрительного восприятия; формирование и развитие на наглядно-действенной основе понимания грамматических структур языка.Во втором блоке производится коррекция и развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики с опорой на кинестетический контроль и самоконтроль. Третий блок посвящен коррекции и развитию фонематических процессов (на уровне текста), коррекции и развитию фонетических средств языка, развитию понимания с целью правильного использования грамматических структур языка в речи. В этом блоке у детей с дизартрией формируется осознанный анализ отношений и связей между лексемами внутри фразы.Л. С. Цветкова указывает, что «при обучении пониманию речи продуктивным может оказаться путь, обеспечивающий перевод этой функции с уровня непосредственного усмотрения значений грамматических конструкций на уровень осознания совершаемых операций по их расшифровке» [7]. Следовательно, логопед должен развернуть целостный процесс понимания речи ребенком со сложной речевой патологией, создавая серии последовательных операций, выполняемых с опорой на внешние средства. Этот процесс представляет собой ряд последовательно решаемых ключевых коррекционно-развивающих задач третьего блока:- учить воспринимать смысл текста в целом, расширять номинативную и предикативную лексику дошкольника с дизартрией, прослушивать текст с опорой на его графическое изображение (картинку);- учить понимать и производить конструкцию с терминами, выражающими отношения пространства и последовательности (в, на, под, у, около, рядом, посередине, между, справа, слева, напротив, впереди, сзади, вокруг, из, над, за); - развивать анализ пространственных отношений предметов;- переводить пространственные взаимоотношения в реальный план (посредством схематичных обозначений главного и второстепенного предмета, схематичных изображений предлогов, нахождения по схемам заданных предметов; с помощью материализованных действий с фишками).Таким образом, в содержании коррекционно-развивающего процесса развития понимания грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией основное внимание должно уделяться компенсации ведущих нарушений в структуре дефекта: устранению недоразвития пространственного гнозиса и преодолению речевых нарушений.ЛитератураВласенко И. Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. – 1988. - № 4. – С. 3-11. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 500 с.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: книга для логопедов. – Екб.: Литур, 2011. – 320 с.Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 364 с.Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. - № 2. – С. 64 – 71.Лурия А. Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 93 с.Цветкова Л. С. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973. – 160 с.
X

x