Всего представлено работ: 243757

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Марченко Светлана Васильевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ДНЕЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

скачать документ

Вернуться назад

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ДНЕЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.С.В. Марченко, воспитатель МАДОУ № 22, г. Карпинск Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направлена на решение ряда задач духовно-нравственного развития, в том числе на «формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию». Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не только на передачу готовых нравственно-этических норм, а и на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают процесс взаимодействия педагога с детьми, ориентированный на интересы и возможности каждого ребенка. Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, которое в свою очередь невозможно без этнокультурного образования детей дошкольного возраста, без приобщения их к миру народной культуры.В современном мире народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Как же организовать специальную среду  в детском саду, попадая в которую, ребёнок может почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребёнка, стимулировать   его познавательное, эмоциональное развитие? В поисках ответов  на эти вопросы остановилась на таком методе работы, который вызывает эмоциональный отклик у детей, даёт положительный результат.Одной из форм такого взаимодействия является проведение тематических дней.Идея тематического дня: погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в деятельности. Отвечая на вопрос «Что же такое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. Для воспитателя тематический день — педагогическое творчество, смекалка и перевоплощение. В тематическом дне содержание нанизывается на все режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т. д.) и связывается с непрерывной образовательной деятельностью.Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная). С помощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную и содержательную работу с дошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Когда ребенок участвует в тематическом дне, у него развивается познавательная мотивация и увлеченность, он начинает следовать культурным нормам – в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.В нашем дошкольном учреждении традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Наиболее эффективной технологией этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста считаю технологию проведения тематических дней, основанную на методе погружения. Погружение — интерактивный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Как используется метод погружения в этнокультурном образовании дошкольников? Реализация интегрированной программы для детей старшего дошкольного возраста «Мы живём на Урале» (прошедшей процедуру защиты на кафедре социально-гуманитарного образования ИРО Свердловской области) предусматривает проведение тематических дней, когда дети целый день проживают, погружаясь в определённую тему. Каждый из таких дней дети проживают как наши предки: играют в народные игры, водят хороводы, поют песни, стряпают печенье, или украшают яйца, выполняют коллективные работы. Особенно ценны с точки воспитания нравственных качеств, выполнение коллективных работ, требующих от детей проявления коммуникативных навыков. Дошкольникам важно не только узнать о традициях и обрядах, а увидеть их в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. Поэтому при проведении тематических дней планируются различные виды деятельности: наблюдения на прогулке, разучивание русских народных игр, знакомство с обрядами, рассказы воспитателя об истории праздников, практическая деятельность по теме дня. Например: при проведении тематического дня, посвящённого Рождеству, дети под руководством воспитателя лепят печенье – козули, разучивают колядки и проходят с ними по группам детского сада, а во второй половине дня – учатся делать куклы – скрутки. А вечером, при свете свечей под звуки рождественских песен гадают, как гадали наши прапрабушки. Колядование во время Рождества подразумевает не только умение носить костюм, но и соответствовать своему образу голосом, жестами, манерой поведения. По русской традиции, после колядования обязательно делили поровну все подарки. Это воспитание таких нравственных качеств, как доброта, взаимопомощь, умение договариваться друг с другом.На Пасху украшают яйца, разучивают игры с ними, водят хороводы, показывают пасхальные сказки. Доброй традицией стало на праздник Троицы украшать берёзку, растущую на территории детского сада, разноцветными ленточками. Возможность сделать что-либо своими руками позволяет детям быть не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздников и развлечений. Особый восторг у дошкольников вызывают развлечения на воздухе: спортивное развлечение ко дню Екатерины – санницы, масленичные гуляния со сжиганием соломенного чучела. Тематический день Екатерины-санницы проводится в нашем детском саду уже в течение последних 10 лет. Это незаслуженно забытый народный праздник, который символизировал встречу зимы, установление зимнего санного пути. Он всегда сопровождался различными забавами и играми на воздухе, катанием на санках, соревнования с ними. Поэтому традиционно в этот день, 7 декабря, проводим спортивное развлечение на воздухе, главными атрибутами которого являются санки и лыжи. Старшие дошкольники учатся делать специальную куклу – скрутку на символических санках. Масленичные гуляния более распространены в дошкольных учреждениях. В нашем учреждении тематические дни, посвящённые Масленице, проводятся ежегодно. Они включают в себя и изготовление соломенной куклы; знакомство с днями масленичной недели (для старших дошкольников); игры-забавы для маленьких (приход скомороха с медведем, который показывает разные забавы). А весёлое гуляние на участках детского сада, сжигание Масленицы запоминается им надолго. По народной традиции на праздниках никогда не было зрителей – все были участниками. Поэтому элементы разыгрывания сказок или потешек используются при проведении тематических дней и праздников.Ни один народный праздник не проходил без игр. Проведение народных игр, хороводов способствует социализации дошкольников, развитию умений перевоплощаться в различные образы, действовать как они, то есть использовать фольклор в своей игровой деятельности. Народная игра всегда была частью народной педагогики, в ней есть весь арсенал необходимых средств, формирующих нравственные качества дошкольников (справедливости, честности, взаимовыручки).Технологию проведения тематических дней использую при знакомстве с народами Урала. Начинаю с тематического дня, посвященного коренному народу Урала – манси. Что же включает в себя тематический день? Это знакомство с народными костюмами через дидактическую игру «Одень куклу», разучивание подвижных игр этого народа, рассказывание сказки «Каждый другом силён», обыгрывание её. Выбираю те подвижные и хороводные игры, аналоги которых детям уже знакомы. Например: игра «Хейро» (солнце) похожа на игру «Капустка», «Куропатки и охотники» на игру «Филин и пташки» и так далее. По тому же принципу выбраны и произведения устного народного творчества народа манси: после прочтения сказки «Каждый другом силён» дети без труда вспомнят русские народные сказки с похожим сюжетом. Это – «Заюшкина избушка» или «Кот, петух и лиса». Сравнивая эти сказки, постепенно помогаю детям понять, что понятия дружба, взаимовыручка, помощь другим – свойственны людям любых национальностей.Такие тематические дни, знакомящие детей с культурой татарского, марийского, башкирского народов, провожу один раз в месяц. При планировании обязательно учитываю, есть ли у социальных партнёров ДОУ (городской музей, дворец культуры) представители одной из этнических групп, как в случае сотрудничества с татарским ансамблем «Алтын Ай» или экспозиция в музее (уголок манси).Результаты диагностик по этнокультурной образованности дошкольников позволяют сделать следующие выводы:- технология проведения тематических дней (русские праздники и традиции; знакомство с культурой народов Урала) повысила уровень знаний детей о русских народных праздниках и традициях на 20 %, о культуре народов Урала на 35%;- у воспитанников сформирован интерес к русским народным праздникам, в которых они принимают активное и осмысленное участие;- воспитанники имеют первоначальные представления об основных народах Среднего Урала и их традициях;- знают наиболее известные календарно-обрядовые праздники народов Урала;- знают произведения фольклора и традиционные народные игры народов, населяющих наш край.Подводя итог можно сказать, что организация образовательного процесса в форме тематических дней - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию, в том числе и духовно-нравственному становлению ребёнка.
X

x