Всего представлено работ: 244173

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Подорова Оксана Николаевна

Программа творческой мастерской "Размышляй, исследуй, твори, играй"

скачать документ

Вернуться назад

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творческой мастерской«РИТИ – размышляй, исследуй, твори, играй» для детей старшего дошкольного возраста(познавательное) Воспитатель: Подорова О.Н.с. п. Каркатеевы ВведениеВ настоящее время в системе дошкольного образования произошли изменения, требующие пересмотра и обновления многих аспектов. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Расширяются возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации. В связи с изменениями нормативной базы возникает необходимость пересмотра и обновления в организации и содержании работы дошкольных образовательных организаций. В соответствии со ст.12 п.6. Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования и дает возможность на местах разрабатывать и внедрять авторские рабочие Программы. На основании вышеизложенного разработана программа по познавательному и духовно - нравственному развитию «Размышляй, исследуй, твори, играй», которая направлена на воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста. Программа составлена на основе образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» в образовательной области «познавательное развитие»         Структура образовательной программы состоит из двух разделов: комплекс основных характеристик программы и комплекс организационно-педагогических условий.Программа «Размышляй, исследуй, твори, играй» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программыПояснительная запискаВ дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для духовно – нравственного и патриотического воспитания. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.Духовно-нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием и осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние бывает неадекватным требованиям морали.Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, духовным, патриотическим); Дать представления о сообществах: о семье, о родственниках, о друзьях, о соседях, о знакомых; Обогатить знания детей о родном крае («малой родине»), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства; Познакомить дошкольников с людьми разных профессий, государственными праздниками, традициями, правилами безопасности.Воспитывать духовно – нравственные и патриотические качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувственный и отзывчивый на всё доброе.Это поможет в дальнейшем:- Проявлять инициативу в поисковой деятельности.- Умение обобщать собранную информацию.- Делиться новой информацией со сверстниками. - Развивать индивидуальные творческие способностиКак известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребёнок может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Размышляй, исследуй, твори, играй» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Размышляй, исследуй, твори, играй» имеет позновательную и духовно - нравственную направленность, носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.Актуальность программы: данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Размышляй, исследуй, твори, играй» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в познавательном, нравственном развитии. Особое внимание при проведении мастерской уделяю играм и творчеству в создании лэпбуков, которые способствуют планомерному исследованию и систематизации накопленного материала.Новизна программы заключается в реализации новых подходов в работе с дошкольниками, в выборе наглядного и дидактического материала, в зависимости от способностей детей. Для стимулирования активной работы и привлечения интереса детей, я решила использовать на занятиях в творческой мастерской, игровой и дидактический материал, собранный детьми и родителями.Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на развитие у детей поисковой деятельности и формированию патриотических чувств. В процессе общения со взрослыми у детей накапливается опыт, знания, развиваются познавательные способности, формируются такие качества, как переживание, радость, удивление, любознательность. Главным помощником ребенка в этом является взрослый, который конкретными примерами, закладывает в нём основы духовно - нравственного воспитания.Данная программа является образовательной, развивающей.Уровень освоения программы – базовый Возраст воспитанников - старший дошкольный.Наполняемость группы - 10 человек.Срок реализации – 1 год.Количество занятий в 2 недели – 1 Продолжительность занятия – 30 минут Цель и задачи реализации ПрограммыЦель: Развивать познавательные способности детей старшего возраста.Задачи:Образовательные: - обучение духовно-нравственных, патриотических и социо - культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.- обучение умению находить информацию, анализировать, систематизировать накопленный материал. - создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.Развивающие: - развивать творческ0 - игрового потенциал и речевых способностей каждого ребёнка.- развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, мышление на основе проблемных ситуаций.- развивать личные качества детей (самостоятельность, ответственность, активность и т.д.).Воспитательные:- воспитывать интерес к созданию лэпбуков.- воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;- совершенствовать творческую активность, инициативу, самостоятельность.Планируемые результаты освоения программыК концу обучения дошкольники будут уметь:- основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.- наблюдать, экспериментировать, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.- обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. - договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, смогут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.- проявлять любознательность, уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий2.1. Условия реализации программыДля успешной реализации данной программы необходимы: материально-техническое оснащение: Детские центры развития, их функциональная рольЭлементы РПСЦентр искусства - трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты- силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства- детские и взрослые работы по рисованию, аппликации- произведения искусства для детей 4-5 лет- произведения искусства для детей старшего дошкольного возрастанабор цветных карандашей набор фломастеров гуашь кисти стаканчики для промывания кисти от краскисалфетки для примакивания кисти и вытирания рукподставка для кистейбумага различной плотности, цвета, размерапластилиндоски (20х20)печатки для нанесения узораготовые формы для выкладывания и наклеиванияподносы- клеевой карандаш- ножницыЦентр грамотности (познавательная, воспитание интереса к литературе)Интеллектуально-эстетическое развитие детей. Развитие фантазии, речи, актерских данныхЛитературный центр:- тематическая подборка детской художественной литературы- портреты писателей и поэтов- иллюстрированные альбомы- аудиоматериалы- дидактические пособия- настольно-печатные игры- наборы картинок для группировки: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки- игры по познавательному и речевому развитию - словесное творчество детей (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми)- увлечения детей (открытки, календарики и т.д.)2. Театрализованная деятельность:- шапочки, маски для игр – драматизации на темы любимых сказок- кукольный театр- театр из игрушек-самоделок- театр резиновых игрушек- пальчиковый театры - театр би-ба-бо- плоскостной театр- теневой театр и другие виды- ширмы- «Уголок ряженья»: костюмы, разнообразные украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках и т.д.- атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов)Релаксационная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живой природойУголок природы- комнатные и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое-неживое»)- сезонный растительный материал (букеты из декоративных растений, природный материал и т.д.)- место для труда (инвентарь для трудовой деятельности и др.)- календарь наблюдений- ящики с посадками (лука, овса, рассады)- календарь природы- макеты- модель «Времена года» (старший дошкольный возраст)- оборудование для труда- одежда (фартуки, халатики, нарукавники)Творческая мастерская (эстетическая, развитие фантазии)- различный бросовый материал- ткань- дерево- природный материал и т.д.- опорные схемы- простейшие чертежиЦентр Безопасности - дидактические игры- модель светофора- макеты дорожных знаков- папка бесед с детьми о правилах безопасности- машинки спецтехника2.2. Учебно-тематическое планирование№ п/пСрокиТемаКоличество ОД1208.10.18.22.10.18.Тема: «Викторина на тему: Мой посёлок Каркатеевы.Тема: «Мой край, моя малая Родина»23407.11.18. 19.11.18.Тема: «Мальчики и девочки.»Тема: «Наши добрые дела»25603.12.18. 17.12.18.Тема: «Кладовая под снегом»»Тема: «О правилах важных и безопасных»27814.01.19. 28.01.19.Тема: «Играй, веселись, мечтай и учись»Тема: «Почему так в мире происходит?»291011.02.19.25.02.19.Тема: «Юные знатоки»Тема: «Самый надёжный мой человек»»2111211.03.19. 25.03.19.Тема: «Эти праздники мы встречаем вместе»Тема: «Юные артисты»2131408.04.19. 22.04.19.Тема: «Если только захочу, то и в космос полечу» Тема: «Память на все времена»21506.05.19.Тема: «Помним и гордимся»1Итого:15№ п/пДата проведенияТема / Цель СодержаниеКол-во ОС Методическое оснащение№108.10.18.Викторина на тему: Мой посёлок Каркатеевы.Цель: Обобщить знания детей о родном посёлке.Задачи: - Формировать элементарные знания о посёлке и людях живущих в с.п. Каркатеевы. - Расширять представления о достопримечательностях и значимых местах родного посёлка. - Развивать чувства ответственности и гордости за родной посёлок. - Воспитывать чувства уважения к людям труда.- Динамическая игра «Солнечные зайчики»- Викторина «Мой посёлок Каркатеевы»Как называется ваш посёлок? (Каркатеевы)Как называется районный город? (Нефтеюганск)На какой реке стоит посёлок Каркатеевы? (протока Горная) Сколько детских игровых площадок находиться на территории посёлка Каркатеевы? (семь)Динамическая пауза: Едем-едем мы домой (имитирующие движения)Какие предприятия есть в посёлке Каркатеевы? (школа, детский сад, амбулатория и т.д.)Как называется памятник, стоящий на площади посёлка? (Защитникам Отечества)Фотоконкурс: «Значимые люди посёлка Каркатеевы», (директор школы, врач, глава администрации, участковый и т.д.) Конкурс капитанов: «Собери картинку»Динамическая пауза «Моя малая Родина»Какие праздники жители Каркатеевы празднуют всем посёлком? (день села, Новый год, День Защитника Отечества, День матери и т.д.)Награждение победителей. 1Проектор, монитор, набор игровых заданий, фишки для выполненных заданий, медали для победителей.№222.10.18.Тема: Мой край, моя малая РодинаЦель: Закрепить знания детей о флоре и фауне родного края.- «Коммуникативная игра «Я на мостике стою…»- Презентация «Животный мир ХМАО»- Игра «Собери целое из частей»- Игра «Животные»- Итог: «Что мы знаем о нашем крае» - Изготовление лэпбука «Мой край, моя малая Родина»1Проектор, монитор, набор дидактических игр.№307.11.18.Тема: Мальчики и девочки.Цель: Учить отличать половые признаки людей. Рассказывать о поведенческих навыках на основе героев рассказа. Н. Носова. Учить называть игры и игрушки. Закреплять умение выстраивать возрастную цепочку.- Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы»- Составление рассказов «Мой поступок» - ДИ «Что сначала, что потом?» (картинки с изображением людей: от младенца до старого)- ДИ «Кто во что играет» Учить называть игры и игрушки для мальчиков и девочек- Оформление альбомов «Профессии для мам» «Профессии для пап»1Набор дидактических игр, оформленные рассказы, картинки для оформления альбомов.№419.11.18.Тема: «Наши добрые дела»Цель: Учить детей делать добрые дела для близких людей. Задачи: Учить делать поделки – магниты из гипса и оформлять рисунок на поделке. Рассказывать о хороших поступках на основе героев рассказа М. Пришвина «Ребята и утята». Учить называть и различать принадлежность предметов и вещей для девочек и мальчиков. Закреплять умение презентовать свои рассказы. - ДИ «Кому что нужно» (картинки с изображением предметов)- ДИ «Собери чемодан» (картинки с изображением одежды)- Презентация своих рассказов «Доброе дело моё»- Оформление подарков из гипса для мам.- Изготовление лэпбука «Мальчики и девочки. Наши добрые дела»1Набор дидактических игр, оформленные рассказы, гипсовые заготовки, краски, кисти.№503.12.18.Тема: «Кладовая под снегом»Цель: Формировать заботливое отношение к окружающему миру, умение находить информацию по заданной теме.- Коммуникативная игра приветствие «Зимнее солнце»- Чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин?»- Беседа «Кому нужна помощь»- Подвижная игра «Волк и зайцы»- Презентация «Кладовая земли»1Аудиозапись рассказа, маска волка.Проектор, монитор,№617.12.18.Тема: «О правилах важных и безопасных»Цель: Продолжать формировать умение детей заботиться о своей безопасности и близкого окружения.Акция – представление, для детей средней группы «Полезные вещи бывают опасны» Развивать творческие способности, волонтёрское движение.1Маски, атрибуты для выступления№714.01.19.Тема: «Играй, веселись, мечтай и учись» Цель: Способствовать сплочению старших и младших дошкольников. Учить старших ребят рассказывать правила игр младшим. Развивать двигательные навыки, дружеские взаимоотношения.Акция – развлечение для детей средней группы.- РНИ «Заря», «Заинька», «Бабушка Маланья», «Малечена-калечена»В.А. Недоспасова, Растём играя.№828.01.19.Тема: «Почему так в мире происходит?»Цель: Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, решение спорных вопросов. Умение моделировать поступки, ситуации (театрализация), развивать сюжет, положительную концовку. Моделирование поступков, ситуаций в природе (театрализация) - этюд «Собака потерялась»- этюд «Аптека»- этюд «Мальчик провалился под лёд»- этюд «Собака упала»- Изготовление лэпбука «О правилах важных и безопасных»1И. Медведева, Улыбка судьбы., ст.37№911.02.19.Тема: «Юные знатоки»Цель: Способствовать сближению детей. Заучить игры и упражнения для игровой деятельности в семейном клубе.Совместная игровая деятельность «Юные знатоки» - Коммуникативная игра «Здравствуйте»- «Хлибчик» - русская народная игра.- Д.И. «Символика нашего государства»- П.И. «Помощники»- Д.И. «Найди отличия»1- Проектор, монитор,- материал и наглядность к заданиям- атрибуты для игр№1025.02.19.Тема: «Самый надёжный мой человек». Цель: Формировать представления детей о нравственных и физических качествах, какими должен обладать мужчина – защитник (папа).Познавательная викторина- Назови род войск- Символика- Попади в цель- Кто первый- Помоги девочке1- картинки к викторине- атрибуты для игр- Проектор, монитор,№1111.03.19.Тема: «Эти праздники мы встречаем вместе» Цель: Учить детей доброте, отзывчивости, милосердию, развивать волонтёрские возможности.Акция БУ ХМАО-Югры НРКЦСОН с.п. Каркатеевы- Стихи: «23 февраля», «Семейный альбом», «Моя бабушка», «Бабушке».- Песни: «Мальчишка – будущий солдат», «Частушки – Красный день календаря 23 февраля», «Песенка о маме»- Стихи взрослых: «Желаем вам мы в этот праздник…»1- Видео и фото аппаратура- ноутбук- колонки№1225.03.19.Тема: «Юные артисты»Цель: Развивать образное мышление, творческий потенциал. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками.Театрализованное представление: Постановка к флэш-мобу по сказкам А. С. Пушкина: инсценировка отрывка из сказки «Сказка о старике и золотой рыбке», повторение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый».1- Сказки А.С. Пушкина- костюмы и атрибуты к театрализации- видео и фото аппаратура№1308.04.19.Тема: «Если только захочу, то и в космос полечу» Цель: - Расширять представления детей о космосе. Учить детей рассуждать, строить предположения.- Загадки «Космос»- Слайдовая презентация «Планеты Вселенной»- Д.И. «Дорисуй и раскрась», «Собери космонавта и ракету»- Конкурс лего-поделок «Моя ракета, моя планета»1- Видео и фото аппаратура- ноутбук- колонки- лего – конструктор- Д. игры№1422.04.19.Тема: «Память на все времена» Цель: Формировать представление детей о городах – героях, ветеранах – защитниках нашей Родины.- Слайдовая презентация «Города герои»- Изготовление книжки «Взятие Берлина»- Изготовление дидактических игр: «Памятники и обелиски», «Ордена и медали»- Изготовление коллажа «Поздравляем с Днём победы»1- Видео и фото аппаратура- ноутбук- колонки- цветная бумага, картон, ножницы, клей- заготовки для игр№1506.05.19.Тема: «Помним и гордимся»Цель: Развивать чувство патриотизма, гордость за ветеранов - односельчан.Акция БУ ХМАО-Югры НРКЦСОН с.п. Каркатеевы1- Видео и фото аппаратура- ноутбук- колонкиИтого: 15 образовательных ситуаций в учебном году длительностью 30 минМетодическое обеспечениеОбразовательная Программа дошкольного образования НРМДОБУ «Д/С«БУРАТИНО».Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство. Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015Лунина О. https://www.maam.ru/detskijsad/-lyepbuk-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnyh-sposobnostei-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html Евдокимовой Е.А. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/09/15/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-starshego Пешкова Т. https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-o-duhovno-nravstvenom-vospitani.html
X

x