Всего представлено работ: 243804

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ермолаева Марина Александровна

"История создания книги"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект 1. «История создания книги».Цель: Развитие и систематизирование знания детей о книгах, об истории создания книги. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.Задачи: Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам.Материал и оборудование: макет «Река времени»; письмо в виде свитка с египетскими символами; картинки (или макеты) по занятию: пещера каменного века, Древняя Месопотамия (пирамида Зиккурат), Древний Египет (пирамида Хеопса), Древняя Русь (бревенчатая изба), современный мир (многоэтажный дом), картинка - пазл «Лодка», карточки - египетские символы с переводом на русские буквы; иллюстрации: ученики в египетских школах, египетский жрец со свитком, сказитель; наглядный материал: камень, глиняные таблички, папирус, береста, книга. Аудиозапись со звуком плывущей лодки.Дополнительный материал для свободной деятельности:  плоские камни (или плитка), уголь, глиняные таблички, палочки, «папирус» (бумага желтого цвета), гуашь, береста (бумага с горизонтальными черными полосами), писало (ручка-перо).Ход занятия.Воспитатель и дети приветствуют друг друга и гостей.- Ребята, сегодня утром, я как обычно заглянула в почтовый ящик, там оказался вот этот свиток! Но так как я к вам очень-очень спешила, то не успела его прочитать. Давайте вместе его откроем! (Разворачиваем)- Ой, смотрите, а тут ничего непонятно! Как же нам узнать, что там написано, и самое главное – кто это написал?? (дети предлагают варианты)- Я вам предлагаю отправиться в прошлое, по реке времени и узнать побольше об этом загадочном письме! Вы согласны?- На чем мы можем отправиться по реке? (Отвечают). А теперь попробуем собрать картинку и узнаем, на чем мы отправимся в путешествие. (Два ребенка собирают картинку на мольберте). Что же у нас получилось? (Лодка)- Ну что, вы готовы отправиться в путешествие? Садимся в лодку, берем весла в обе руки и начинаем грести! (Включается звук плывущей лодки)1 остановка – Каменная книга.  Мы начинаем наше путешествие с глубокой Древности. Давайте остановимся и осмотримся здесь. Смотрите, какая большая пещера! Заглянем внутрь? Посмотрите, как красиво расписаны стены. Что вы тут видите? (Охота).- Люди всегда передавали жизненный опыт, победы, открытия своим детям, а те дети – своим детям. И так из поколения в поколения. А почему именно в пещерах они рисовали? (Потому что они там жили).- Посмотрите, какие яркие рисунки, ведь прошло несколько тысячелетий. Чем же они рисовали? (Предполагают). Рисунки они наносили с помощью камней, золы от костра, а также использовали растения, которые содержат в себе краску.- Вот так первобытные люди создали первую каменную книгу, где рассказали о своей жизни.- Поплыли дальше? (Включается звук плывущей лодки)2 остановка – Глиняная книга. Следующая остановка – удивительная страна Месопотамия. Прошло много – много сотен лет, люди вышли из пещер и стали возводить вот такие загадочные постройки. Посмотрите, на нашем берегу много маленьких кирпичиков, они застывшие и очень интересно расписаны.- Люди здесь имели очень много глины, поэтому использовали ее везде: были у них глиняные дома, глиняная посуда. А как вы думаете, из чего они делали книги? (Из глины). Они разводили глину, придавали ей нужный размер и форму, пока глина не застыла – писали на этом кирпичике с помощью палочки, а потом  сушили. И я вам открою секрет, что такие вот глиняные книги сохранились до нашего времени. Наш свиток, к сожалению, не похож на книги этого времени.- Поплыли дальше искать? (Включается звук плывущей лодки)3 остановка – Папирус. Ребята, долго плыть не пришлось, это практически одно и то же время. Посмотрите, где мы оказались! Это же Древний Египет – страна Пирамид! Они чем-то похожи на пирамиды в Месопотамии.Смотрите, там как много детей, наверное, это египетская школа! Давайте зайдем туда!- Как вы думаете, чем здесь занимаются дети? (Учатся)- Посмотрите у каждого в руках известняковые таблички. Если ребенок учился отлично, то ему давали кусочки папируса – первая тонкая растительная бумага из тростника. Очень дорогая по тому времени, поэтому разрешали на ней писать только избранным. Писали палочками, которые макали в краску, добытую из растений.- Давайте заглянем в соседнее помещение. Ребята перед вами – жрец! Жрецами становились единицы! После окончания школы, они изучали разные науки: строительство, изобретательство, военное дело. И только им было дозволено писать на свитках папируса.- Посмотрите какой длинный свиток у него в руках! Он чем-то напоминает наш! Так неужели наш свиток из самого Древнего Египта! Давайте попросим жреца дать подсказку, чтобы прочитать письмо! Ведь мы не знаем египетских букв. (Дает подсказку). Ура, осталось вернуться домой и разгадать!- Ребята, жрец нам предлагает немного размяться, после долгого путешествия. Вы согласны?Физкультминутка.Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахатьШесть - обратно в лодку сесть!- Берите весла и скорей поплыли. (Включается звук плывущей лодки)4 остановка – Берестяная книга.  Прошло не одно тысячелетие, мы оказались близки к нашему времени. Это эпоха старины. Ребята, я вижу знакомые  избушки и деревья! А под деревьями сидит мудрец – сказитель, у него в руках гусли и он рассказывает былины! Посмотрите, какая на нем одежда! Такую одежду носили раньше на Руси. Давайте спросим у него, как же раньше наши предки записывали былины, писали книги, указы.- Смотрите, что он нам показывает. Бумага очень напоминает кору какого-то дерева. Вам знакомо это дерево? (Береза). Раньше на Руси писали на бересте – коре березы, острым металлическим стержнем, который назывался «писало». На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.- Теперь нам осталось вернуться домой, к привычным для нас книгам. Поплыли? (Включается звук плывущей лодки)5 остановка – Современные книги. Вот и наш современный мир. Как же выглядят наши книги? Каждая книжка имеет обложку, которая нам подсказывает, о чем мы прочтем в книге. А где же пишутся сами сказки? (На страничках).А теперь самое главное! Из-за чего же случилось наше путешествие? Нужно расшифровать наше письмо. Вы готовы?Игра «Расшифруй письмо». В письме текст написан на египетском языке – картинками - символами. Нужно подобрать к каждому символу в письме, такой же символ – карточку, но уже напечатанная с буквой. Когда все символы будут собраны, появится текст на русском языке, который воспитатель вместе читающими детьми зачитает остальным.Фраза в свитке: «Книга - мост в мир знаний»- Воспитатель благодарит детей. Предлагает продолжить занятие в свободной деятельности – на выбор детям предлагается попробовать написать книгу любой эпохи.  
X

x