Всего представлено работ: 243828

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Захарова Елена Александровна

Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста»ФИО автора: Захарова Елена АлександровнаНаименование ОО: МАДОУ ЦРР – «Детский сад №8 «Лесная сказка», г. СеверодвинскДолжность автора: педагог-психологДошкольное детство – большой и ответственный период психологического развития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Лобные доли мозга окончательно бывают сформированы к возрасту 4–6 лет. В это время дети и начинают контролировать свои действия. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Как отмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю над положением своего тела на основании мышечных ощущений. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. В дошкольном возрасте произвольное поведение – это, прежде всего, умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны: 1) развитие целенаправленности действий; 2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом; 3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними — образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Эта способность формируется и наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника – ролевой игре, которая была названа Л.С. Выготским школой произвольного поведения.Неоспоримо признается, что ребенок владеет произвольными формами поведения, если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом. Произвольным поведением называют произвольную регуляцию деятельности и поведения, то есть способность ребенка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение. Д.Б. Эльконин выделил несколько параметров, относящихся к компонентам произвольности: 1. Умение осознанно подчиняться правилу. 2. Умение ориентироваться на заданную систему требований. 3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме. 4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного образца. Произвольность - это не только характеристика познавательных процессов, но и один из этапов становления волевого поведения. Этапы становления произвольного поведения. 1. Появление первых движений младенца, направленных на предмет. 2. Становление регуляционной функции речи. 3. Превращение речи из интер – в интрапсихологическую функцию. 4. Выделение и осознание правила, как средства овладения своим поведением. 5. Осознание своего поведения.На основе вышесказанного можно сделать о том, что ведущую роль в формировании произвольного поведения играет образовательный процесс. Именно посредством воспитания и обучения ребенок учится подчинять свое поведение определенным правилам, тренируется в регулировании своих действий и эмоций. Этому способствуют игры и упражнения, которые могут быть использованы как педагогами, так и родителями детей. К ним относятся:Графический диктант.Цель: формирование умения внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Развитие умения работать под диктовку и самостоятельно по образцу.Упражнение выполняется на тетрадном листе в клетку простым карандашом. На листе необходимо обозначить точку, с которой ребенку нужно начать рисовать. Инструкция: «Возьмите простой карандаш и поставьте его в точку на листочке. Сейчас я буду вам говорить, куда должен двигаться карандаш. Готовы? Начинаем! Одна клетка вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх и т.д. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки». Содержанием упражнения могут быть различные узоры, геометрические фигуры, изображения предметов или животных.2882265106680 Упражнение «Лабиринт»Цель: развитие концентрации внимания, произвольного поведения.Ребенку предлагаются нарисованные на бумаге лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта. Правила игры. 1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги. 2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования. 3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их. 4. Нельзя поворачивать назад. Упражнение «Раскрась фигуры»Цель: развитие произвольной регуляции деятельности, воспитание терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.Ребенку предлагается лист с нарисованными геометрическими фигурами, которые нужно закрасить цветными карандашами. Взрослый предупреждает ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Упражнение «Корректурная проба»Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, умения регулировать собственную деятельность.Взрослый предлагает детям специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, текста). Ребенку необходимо просмотреть бланк ряд за рядом и вычеркнуть (подчеркнуть, обвести) определенные, указанные в инструкции буквы или знаки. 3091815136525-1333588900Упражнение «Повтори рисунок»Цель: развитие произвольной сферы, умения работать самостоятельно по образцу.Взрослый предлагает детям повторить рисунок, изображенный на листе либо на экране интерактивной доски (компьютера). Задача ребенка максимально точно перенести рисунок в тетрадь (на лист бумаги). Рисунок может быть составлен из различных геометрических фигур, знаков, букв. Игра «Да» и «нет» не говорите, черное с белым не носите»Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?», «Тебя зовут Саша?» и т.д.Организация регулярных занятий, включающих в себя игры и упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции деятельности, позволит разносторонне развить ребенка, помочь ему подготовиться к обучению в школе и быть успешным в разрешении различных задач.Список использованной литературы:Выготский Л.С. Педагогическая психология.  М., 1991. – 536 с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. – 208 с.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. – 323 с.Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. – 368 с.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: ЛЕНАНД, 2011. – 253 сЛеонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с. Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. – М., 1966. – 740 с.Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольника // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. – М., 1979. – С. 28–32Эльконин Д.Б.  Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с
X

x