Всего представлено работ: 243758

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Самигуллина Валентина Александровна

Педагогические особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроках эстрадного пения

скачать документ

Вернуться назад
Методическая разработка «Педагогические особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроках эстрадного вокала».
Самигуллина Валентина Александровна.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Коркинская детская школа искусств» (МБУ ДО КДШИ) г. Коркино Челябинской области.
Должность – преподаватель вокала.

План методической разработки
Введение. Задачи предмета «эстрадное пение»....1
I. Педагогические особенности работы в классе эстрадного вокала с детьми младшего школьного возраста.....................................................2
1. Особенности эстрадного пения..........2
2. Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста...3
3. Механизмы и техники преподавания эстрадного вокала детям младшего школьного возраста ......7
II. Практические упражнения для выработки эстрадной манеры пения у детей в возрасте 6 – 9 лет...........................................................9
Список литературы....16


Введение. Задачи предмета «эстрадное пение»
Актуальность методической разработки определяется широкой востребованностью разнообразных форм и направлений педагогической работы с детьми. Одним из новых современных направлений является детская музыкальная эстрада. Данное направление музыкального исполнительства привлекает детей разных возрастов реализовать свои творческие способности в вокальных произведениях, отличающихся современной стилистикой, яркостью, возможностью участвовать в концертах.
Интерес учащихся к эстрадному вокалу естественен, так как петь любят практически все дети. Однако обучение пению требует от учащегося как субъекта вокально-педагогического процесса определенных усилий, которые стимулируются мотивацией. Исполняя и слушая музыкальные произведения, учащийся определяет свое отношение к миру и к себе самому. Через слушание и исполнение вокальных произведений дети и подростки познают жизнь. Воспринимая художественный образ и создавая его в реальном звучании, они видят через него, как через узкую часть призмы, широкий мир.
Цель методической разработки: проанализировать теоретические основы по вопросу принципов обучения младших школьников эстрадному вокалу и подобрать для практики наиболее эффективные упражнения для выработки эстрадной манеры пения у детей в возрасте 6 – 9 лет.
Для достижения описанной цели решались следующие задачи:
– рассмотреть общие теоретические особенности эстрадного пения;
– изучить возрастные особенности детей 6-9 лет и возможности развития у них интереса к эстрадному пению;
– изучить основные аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения эстрадному вокалу;
– рассмотреть наиболее общие принципы обучения младших школьников эстрадному вокалу;
– определить эффективные методы и приемы развития интереса детей младшего школьного возраста к занятиям эстрадным вокалом.


Педагогические особенности работы в классе эстрадного вокала
с детьми младшего школьного возраста.
Особенности эстрадного пения.
Человеческий голос - удивительный музыкальный инструмент. Им наделен каждый из нас, но только так чисто и так высоко звучат голоса детей. Детям очень нравится петь, они любят выступать на праздниках, различных мероприятиях. Все это способно придать им уверенность в себе, развить эстетический и художественный вкус.
Наряду с этим, процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровье сберегающий фактор. Российские ученые (И. М. Догель, И. Р. Тарханов) доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность.
Роль взрослого в этом случае заключается в том, чтобы научить ребенка слушать и чувствовать музыку, в этом случае он будет относиться к ней с большей любовью. Музыка, а именно сопутствующие ей вокальные, артикуляционные, эмоциональные упражнения на занятиях помогают смягчить присущую ребенку непоседливость, замкнутость, подавленность, угловатость в движениях, подавленность и т.п.
Наиболее мягко и целостно с этой задачей справляется эстрадное пение, т. к. в современном обществе эстрадная музыка занимает большое место по приобщению к культуре в целом.
Эстрада сегодня - это не только вид искусства, но, прежде всего, социально-культурный феномен. Она привлекает слушателя достаточно простым, в сравнении с академическим пением, языком, красочностью, большим количеством движений и экспрессии, сценическим воплощением и т. п. Основное отличие эстрадного вокала от других его разновидностей заключается в том, что эстрадный певец обязательно должен найти свое неповторимое сценическое выражение.
Эстрадный жанр основан на синтезе целого ряда искусств и имеет свои специфические особенности, это – пение, близкое к речевой манере; пение с движением и актерское мастерство; музыкальная и вокальная импровизация, широкое использование акустической аппаратуры; образный, доступный репертуар.
Эстрадный вокал обычно рассматривается как нечто среднее между классическим, то есть академическим вокалом и народным пением. Главное отличие эстрадного пения от двух вышеозначенных состоит в основной задаче вокалиста. Обычно академические и народные певцы работают в определенном русле, то есть соблюдают нормы пения, для них не принято отклонятся от этих норм.
Задача эстрадного вокалиста несколько иная, она состоит в том, что он должен найти свое имя в творчестве, создать только для него образ, а также сделать себя узнаваемым.
По этой же причине в эстрадной манере исполнения чаще встречаются фразы, которые очень сложны для выпевания. При этом следует учитывать, что в академическом и народном вокале текст чаще подстраивают под музыку.
Таким образом, основное отличие эстрадного вокала от других его разновидностей заключается в том, что эстрадный певец обязательно должен найти свое неповторимое сценическое выражение.
Подобные навыки и творческие способности требуют достаточно широкой подготовки, а также овладение целой системой знаний и умений. Именно возраст младшего школьника - время начала овладения на профессиональной основе всеми этими навыками.
Как замечают многие психологи, дети, которые занимаются вокалом обладают большей эмоциональностью, они отзывчивы, часто помогают другим, обладают низким уровнем агрессии и тревожности. Кроме того, занятия творчеством достаточно серьезно снижают уровень конфликтности и эмоциональных перепадов настроения.
Занятия музыкой также развивают в ребенке целеустремленность, усидчивость. Нужно заметить, что занятия эстрадным вокалом достаточно сложны, а значит, они дают возможность ребенку, особенно в сенситивный период, изменить свою будущую жизнь.
Само по себе слово «вокал» переводиться как звук, голос. Однако, одного звуковедения для достаточно качественного пения, безусловно, недостаточно. Искусство пения рисует образ, отражает эмоциональное состояние исполнителя. Пение представляется в нашем сознании не только как звук, но и как слово, смысл слов.
Вокал может быть представлен как технологический процесс художественного пения. Певец должен уметь свободно управлять своим голосом, точно также как это делают многие другие специалисты. Основным принципом обучения младшего школьника эстрадному вокалу является возможность понять в чем разница между техникой исполнения и чувством. Чем раньше ребенок начнет это осознавать, тем больше шансов у него стать настоящим эстрадным вокалистом.
Сегодня на эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, классический джаз, соул и много-много их разновидностей и гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако, одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса.
Кроме того, идентичными будут и приемы психологического сопровождения обучения пения. Без знания психики человека, его индивидуально-психологических особенностей невозможно воспитать действительно поющего эстрадного вокалиста.
В процессе обучения эстрадному вокалу учащихся необходимо провести достаточно основательную и многолетнюю работу прежде чем ребенок сможет выступать на публике, создавать у нее образы и нести свой голос в массы.

Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6 до 9 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. Данные педагогических исследований указывают на наличие перестройки всех сознательных процессов ребенка в связи с его поступлением в школу. Дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений, приобретают качества, свойственные взрослым.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
В качестве общих характеристик всех познавательных процессов ребенка отмечаются их произвольность, продуктивность и устойчивость. Ведущая деятельность – учебно-игровая.
Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию.
В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности. Певческое звучание, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. Этому во многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей. Подбирая который необходимо учитывать в первую очередь диапазон ребёнка, т.е. тот объём звуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого хорошо звучит голос. В пределах этой зоны и строится весь репертуар.
На начальном этапе обучения ребёнок получает элементарные певческие навыки – правильное положение корпуса при пении, дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование.
От правильного положения корпуса зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческое положение должно быть свободным, корпус и шея выпрямлены, ноги стоят на полу, подбородок не поднят.
Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трохея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. При обучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач, изменяют свою функцию.
Гортань имеет сложное строение и выполняет тройную функцию: дыхательную, защитную, голосовую. У младших школьников при пении часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. Причины - неумелое пользование дыханием и отсутствии налаженной координации, для устранения которых нужно добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка упражнения, естественного зевка и правильного дыхания.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.
Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с самого раннего возраста, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Дыхание в пении имеет исключительное значение - от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным и естественным. Не все дети понимают, как нужно дышать. Педагогу необходимо последовательно и терпеливо объяснять, что вдох должен быть коротким и энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления. Выдох при этом – равномерный, постепенный и продолжительный.
Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
Таким образом, получается, что сила и продолжительность голосового звука напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха. Следовательно, научившись умело и осознанно пользоваться дыханием, мы сможем управлять и контролировать вокальный процесс, а именно влиять на характер звучания делая его отрывистым или связным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот.
Пение – единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.
При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ.
Эстетичное открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных.
Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.
Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.
Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.
Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала".
Конечно, правильно проводимые занятия эстрадным вокалом оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата. Но специалисты подчеркивают хрупкость и ранимость голосового аппарата детей в младшем школьном возрасте.
Необходимо помнить и учитывать ряд факторов: несформированность, хрупкость всего организма, быструю утомляемость, отсутствие навыков систематической, целенаправленной работы, цепкую память и небольшой объём произвольного внимания, а также - склонность к игре.
Возрастные морфологические особенности гортани детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать педагогу-вокалисту:
- более высокое, чем у взрослых, расположение гортани;
- неполная сформированность голосовой мышцы;
- преобладание фальцетного механизма фонации за счёт активности перстне-щитовидных мышц (и возможное смешанное голосообразование);
- звуковысотный диапазон - у детей 6-7 лет умещающийся преимущественно в пределах до-ре первой октавы - ре второй октавы, к 9-10 годам диапазон немного расширяющийся (от ля малой октавы до ми второй октавы; в целом, звуковысотный диапазон зависит от предыдущей вокальной подготовки и индивидуальных данных);
- наиболее яркое звучание голоса детей младшего школьного возраста в умеренных нюансах (в диапазоне mP - mF); при увеличении громкости (F) в первую очередь страдает звонкость и полётность детского голоса.
При обучении ребенка эстрадному вокалу во многом необходима кропотливая постоянная работа. При этом при постановке эстрадного репертуара, учитывая возрастные особенности, нельзя изучать с малышом одновременно динамику, драматургию, звук и другое.
Все это должно происходить поэтапно с последовательным добавлением новых элементов. Это позволит во многом сберечь психику ребенку, а также будет способствовать становлению его вокальных данных и собственных представлений о пении.
На первом этапе необходимо выучить мелодию, при этом ее обязательно нужно вуалировать на любую удобную гласную букву. Не стоит сразу соединять мелодию и слова, так как это может не дать требуемого результата.
Вместе с постоянной работой над интонацией, начинают сразу тренировать и дыхание. Следует помнить, что дыхание нужно брать как можно чаще не забывать о фразировке на кантилене. Правило гласит – дыхание меняется на каждой паузе. В самом начале песни, а также после проигрыша нужно делать носом активный вдох. В оставшихся случаях необходим активный выдох со сменой дыхания. В тексте песни или в нотах дыхание очень удобно обозначать галочками. Это поможет отработать элементы дыхания, а также даст возможность систематизации знаний по постановки дыхания. Таким образом, со временем дошкольник научиться сам расставлять акценты в дыхании во время исполнения произведения.
В это же время начинают работу и с текстом песни. Его нужно не просто прочесть, а понять где и как возникают сложности с дикцией. Если проблемы в тексте есть, то необходимо их изучать отдельно от всего текста. Ребенка следует тренировать на произнесении скороговорок. Они же должны стать постоянными упражнениями ребенка, который занимается эстрадным вокалом.
Наизусть следует выучить и те отрывки песни, которые вызывают затруднения, а также не могут быть правильно произнесены ребёнком. Следует точно произносить звуки, буквы и слова.
Темп проговаривания сложных фраз необходимо обязательно довести до очень быстрого. Все это способно обеспечить запас прочности в процессе исполнения.
После того, как отработаны технические моменты песни, можно заняться и творческой стороной исполнения. На первом этапе ребенку предлагают прочесть весь текст песни как стихотворение и подумать над тем, что и как он представляет. Это позволит ему в дальнейшем не только создать свой собственный образ, но также сильно разовьет его воображение и слуховые представления.
Для постановки драматургии песни, безусловно, есть высоко классные специалисты. Однако, понимание этого процесса важно для каждого исполнителя. Учить этому начинают вместе с техникой вокала и его музыкальной стороной, так как все это есть составные части эстрадного номера.
Драматургия песни позволит окрасить ее живыми эмоциями. Чем больше ребенок проявляет их в исполнении, тем сильнее становиться его характер, тем более развита личность. При этом взрослый может лишь направлять, но не мешать. В этом случае родитель или педагог – это направляющие звенья, которые с учетом своего творческого и жизненного опыта могут научить чему-то новому, неизведанному. Тем не менее, применять это на практике может только сам ребенок.
После всей проведенной работы, песню исполняют в едином контексте. Самое главное, чтобы не один элемент не был лишним, но в то же время нужно, чтобы ничто не пострадало.
Этот этап обычно достаточно длинный. В последствии производится запись песни на какой-либо носитель, только после этого происходит прослушивание.


Механизмы и техники преподавания эстрадного вокала детям младшего школьного возраста.
Детский голос в своем формировании и развитии имеет три наиболее общие градации: высокий голос, низкий голос, средний голос.
Для наиболее полного и многостороннего развития голоса необходим профессионализм преподавателя, который наиболее полно сможет установить точный характер голоса ученика.
Правильное и точное определение тембра голоса ребенка и особенностей его голосовых данных сможет послужить достаточным основанием для формирования качественного артиста в будущем.
Очень часто бывает так, что многие эстрадные артисты исполняют произведения, участвуют в концертах, используя лишь природную сторону своего голоса, однако, такой подход нельзя назвать полноценным качественным, а также соответствующим требованиям вокала. Это связано с тем, что кроме певческих данных необходимо обладать и определенной физической формой, а также знаниями техники безопасности сохранения голоса и его полноценного функционирования.
Процесс восстановления голоса достаточно длительный, он требует не только знаний, но и огромных финансовых вложений. Кроме того, в детском возрасте потеря голоса может существенно сказаться и на психики ребенка. Он не то, что не сможет выступать, но даже иметь достойную самооценку в будущем. В связи с этим психологи и педагоги рекомендуют прохождение специализированных курсов, а также постоянные занятия с преподавателем эстрадного вокала, который научит не только технической стороне, но сможет развить и творческие способности, которые смогут помочь найти себя в эстраде. Практика обучения детей вокалу показала, что такой процесс занимает значительное время и может длиться несколько лет.
На первом этапе обучения необходимо научить ребенка правильно дышать. Очень важно использовать дыхательные упражнения перед разогревом, а также в самом начале распевок. Важно вообще в начале занятий проверить работу дыхательной системы.
Во время эстрадного пения используются те мышцы брюшного пресса, которые никак не применяются в обычной жизни.
Кроме этого в вокальной практике особенно важно проявлять индивидуальность исполнителя. Для этого необходимо проводить упражнения, которые влияют на голос, психику и все основные системы, которые лежат в основе пения. Эти упражнения способны снять напряжение с организма, а также придать уверенности в себе привести в гармонию физику и психику дошкольника.
Необходимо научить ребенка настраиваться на выступление, это способствует дисциплине.
Помимо этого, необходимо понимать, что при обучении вокалу младших школьников, их необходимо научить правильно управлять своим голосом, а также тренировать каждую краску голоса.
С точки зрения реализации уже существующих природных голосовых данных ребенка оптимальным результатом его развития будет сначала постановка его голоса, то есть ребенок должен научиться азам всех разновидностей пения, а только потом переходить к вокалу и отдельным его особенностям.
На следующем этапе ребенка учат проявлять себя в пении, чувствовать музыку, идти за ней, стараясь формировать у него необходимое эмоциональное чувствование.
На завершающем этапе необходимо создать малышу собственный эстрадный образ, который существенно будет отличать его от сотен других таких же детей.
Понятное дело, что ни каждый ребенок станет известным певцом, однако систематические занятия пением помогут ему развиться как личность, стать полноценным членом общества, способным воспринимать искусство, музыку и вообще культуру в целом. Занимаясь эстрадным вокалом, ребенок учиться раскрывать себя, он становиться раскрепощённые, повышается степень общительности, он не испытывает трудностей при работе в команде.
Основными принципами педагогического обучения вокальному пению являются:
- принцип соблюдения права ребенка на психологическое самоопределение, это означает, что педагог не может заставлять ребенка делать что-то он может только научить, дать практический совет;
- принцип невозможности завышенных требований, если ребенок не может что-то выполнить его не надо за это упрекать, он должен выполнять только то, что действительно может, в противном случае это навредит его психики;
- принцип развития творческих способностей, всегда нужно помнить, что обучение эстрадному вокалу это не выращивание известного артиста, а только развитие и становление психики дошкольника, если из этого получиться что-то новое будет очень хорошо.
Важной задачей современной музыкальной педагогики является проблема стимулирования познавательных интересов детей. В этом процессе особую роль играет педагогическое мастерство учителя. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.
Основное свойство интереса – его избирательность. Педагогу - музыканту необходимо грамотно планировать урок. Он должен обязательно включать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, используя формы, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятиях музыкой, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель.
В процессе обучения детей эстрадному пению у детей воспитываются любовь к прекрасному в жизни и искусстве, развиваются интерес к эстрадному искусству. Для поддержания интереса к эстрадному пению необходимо организовывать посещения концертов, музыкальных гостиных, спектаклей, просмотр видео, прослушивание лучших образцов эстрадного песенного творчества, а также современных исполнителей.
Познавательный интерес учащихся можно стимулировать подбором интересных для ребенка музыкальных произведений. Особенно на начальном этапе обучения репертуар должен состоять из известных и любимых пьес, мелодий, которые он может свободно напевать.
В интересе к пению актуализируется отношение учащегося, выражается личностный смысл осуществляемой им певческой деятельности. Музыкальный интерес, являясь диалектической взаимосвязью и взаимообусловленностью эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов, определяет устремлённость личности к осуществлению вокально-исполнительской деятельности и достижению в ней положительных результатов. Музыкальный интерес выступает ведущим смыслообразующим мотивом учебно-творческой певческой деятельности учащихся.
Занятия в классе эстрадного вокала направлены на целостное певческое развитие учащихся и не сводятся исключительно к вокально-технической работе. Ведь именно желание исполнить понравившееся произведение, потребность в красивом звуке, в широком диапазоне и т. п. являются тем источником сил и терпения, которые требуются для повседневной кропотливой работы.
Одним из условий развития интереса к пению является активная собственная певческая деятельность учащегося. Одной из задач вокальной педагогики является создание и настройка вокального инструмента – певческого голоса учащихся, что предполагает овладение ими элементами вокальной техники.
Развитие эмоциональной сферы учащихся – еще одно важное условие вокального обучения. Эмоциональность делает вокальное исполнение одухотворенным, превращает любое вокальное музицирование в художественное творчество. Эмоции оказывают воздействие на внимание, память, восприятие, мышление, волю и, таким образом, влияют на развитие личности.
Педагог, ведущий занятия с детьми младшего школьного возраста, должен создавать на занятиях непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое состояние, пробуждать их воображение. Занятия с такими детьми такого возраста требуют знания физиологии этого возраста и выработки игровых приемов обучения.
Техники обучения вокалу особенно эстрадному достаточно разнообразны, они отражают все его стили и направления. Кроме собственно эстрадных техник применяются и механизмы развития дыхания, отдельных голосовых составляющих и многое другое. Важен разогревающий массаж лица, тела для расслабления или активизации мышц. Обязательна артикуляционная гимнастика для смачивания и размягчения голосовых связок и горла, прочистки носоглоточной системы, снятия напряжение с внутренних и внешних мышц, для разработки корня языка, для ощущения интонации, для ощущения работы маленького язычка.


II. Практические упражнения для выработки эстрадной манеры пения у детей в возрасте 6 – 9 лет.
Дыхательные упражнения.
Упражнение 1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха или чихания. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины, живота. Рука на животе, смех под музыку. Имитация чихания – ритмично, 15-20 раз на звук «с».
Упражнение 2
Рука для контроля на животе. Медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упражнение 3
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упражнение 4
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком «с» медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Общеукрепляющие упражнения для расслабления или активизации мышц, разогревающий массаж лица и тела, артикуляционная гимнастика.
Упражнение 1.
Поочередно поворачивайте головой вправо и влево. Такое упражнение способствует повышению кровоснабжения головного мозга.
Круговые повороты головой. Оно должно выполняться очень медленно, способствует улучшению кровоснабжения головного мозга.
Упражнение 2.
Необходимо передвигаться сначала на пяточках, потом на носочках, на внутренней и внешней стопах ног. Это позволит укрепить ногу, а также сделать стопу более эластичной.
Упражнение 3.
Вращение руками сначала по часовой стрелки, затем против часовой. Это способствует укреплению мышц плечевого пояса, что не мало важно при отработке движения в эстрадном танце.
Упражнение 4.
Круговые массажные движения на лице подушечками пальцев. Постукивания по пазухам носа, зонам резонирования. Растирание мышц вокруг губ, ушей, носа.
Упражнение 5.
Двигать челюсть в разные стороны, вперед – вниз.
Упражнение 6.
Для развития бокового зрения: счет на восемь: поворот глаз вверх - вниз, вправо – влево. Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.
Упражнение 7.
Для смачивания и размягчения голосовых связок: счет на четыре:
а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б). Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);
в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;
г). Вытянув губы - «сосем соску»;
д). Упражнение «дразнящаяся обезьянка» (широко открытый рот, язык максимально   тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).
Упражнение 8.
Прочистка носоглоточной системы: счет на четыре:
а) Вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам   носа;
б) «Нюхаем цветок» вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах!
Упражнение 9.
а) «Взлетает самолет» на звук. Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
б) «Змея или шум леса» на звук Ш. - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
в) «Заводим мотоцикл» - Р. - р. - р., «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь.
Упражнение 10. 
Для разработки корня языка:
а) кашляем как старички - Кха - кха - кха;
б) постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх - кх;
в) застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;
г) кричит ворона - Кар - кар - кар.
Упражнение 11.
Вот некоторые скороговорки, которые применяют в процессе обучения.
Скороговорка на «н», «л»:
Няня мылом мыла Милу, Мила мыла не любила,
Но не ныла Мила, Мила молодчина.
Скороговорка на «с», «р»:
Сорок сорок ели сырок, рог носорог принес на порог.
Зачем он явился, кричат тараторки, его не хватает для скороговорки.
Скороговорки на «с», «ш»:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Скороговорка на действие:
Уточка вострохвосточка ныряла, да выныривала,
Выныривала, да ныряла.
Скороговорка на «т», «д», «р»:
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Для работы над скороговорками можно ставить перед детьми такие задачи:
- четко и правильно проговорить текст, при этом максимально использовать артикуляционный аппарат;
- проговорить скороговорки с различной интонацией, например, удивление, восклицание, повествование, вопрос;
- проговорить скороговорки с действием, то есть максимально точно изображая сюжет.

Чрезвычайно важна работа по распеванию, которая строится на специальных упражнениях, подбираемых соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению. Распевания обязательно должны включать в себя разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.
Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящихся педагогом.
В практическом использовании вокальных упражнений на занятиях приходится иногда делать поправки к некоторым общеизвестным методическим положениям. Например, многие педагоги вполне обоснованно рекомендуют начинать распевание с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Понятие «примарный тон», или «примарный звук», относится обычно к голосам с нормальным диапазоном. Так, у детей с нормальным певческим развитием примарными звуками будут фа и соль первой октавы.
Но при поступлении в школу преобладающая часть детей имеет голос с коротким диапазоном, который содержит всего лишь три-четыре звука. Эти звуки многие дети воспроизводят довольно правильно в интонационном отношении, что свидетельствует о наличии у них музыкального слуха. Вместе с тем короткий диапазон голоса говорит о неразвитости певческого аппарата.
Применительно к таким голосам понятие «примарный» звук является условным, и начинать распевание со звуков фа и соль здесь бесполезно, так как они у детей отсутствуют.
Для того, чтобы не оставлять отстающих ребят без внимания и не лишать их перспективы развития, преподаватель иногда предлагает учащимся петь упражнения в объеме секунды или терции.
Исполняя упражнения полутон за полутоном вверх, дети будут постепенно расширять диапазон своего голоса.
Опытные педагоги хорошо знают, какое гибельное влияние оказывает на неокрепший детский голос чрезмерно громкое или, как говорят, форсированное пение. Поэтому с самого начала занятий преподаватель обязан следить за тем, чтобы дети не пели «крикливо», и постоянно внушать им, что такое пение не только некрасиво, но и вредно для голоса.
Однако педагог не должен впадать и в другую крайность, заставляя детей всегда петь только тихо. Увлечение тихим пением как постоянным приемом приводит к пассивности голосовых связок и к вялости звучания.
Не слишком громкое и не слишком тихое, но обязательно активное пение предохраняет голосовые связки как от вялости, так и от перенапряжения, а вместе с тем поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.
Одни дети не могут петь звуки среднего и верхнего регистров, но достаточно легко поют в нижнем, другие слабо ориентируются в нижних звуках, но правильно поют мелодию в среднем регистре. Преподавателю необходима большая гибкость и поиски такого метода воспитания детского голоса, который хотя бы частично помогал ликвидации у детей самых различных певческих дефектов.
Упражнения – распевки для детей младшего школьного возраста для развития голосового аппарата и эстрадной манеры пения.
Для ощущения интонации:
а) «Крик ослика «- Й - а, й -а, й – а» (интонация резко падает сверху вниз);
б) «Крик в лесу» - А-у, а-у, а-у»( интонация снизу вверх);
в) «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх.
Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
а) «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;
б) «Пищит больной котенок» - жалобно. Мяу - мяу - мяу.
Формирование активной артикуляция и опорного дыхания, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

Перед его исполнением попросить детей представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. В игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, необходимо просить детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё.

Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонирования и чёткость исполнения штрихов.


Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

Вариант предыдущего упражнения.

Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость.

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.


Акцент на верхней ноте и staccato.

Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:
ЛЯ-ли ЛЕ-ли ЛЁ-ли.


В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы необходимо отбирать те, которые наиболее отвечают потребностям учеников.
Дети, которые постоянно занимаются вокалом более живые, их глазки блестят ярче, они общительны. Именно в детстве создается основа музыкальной культуры человека, как одна из больших составляющих общей культуры человека.
Развитие музыкальных способностей может помочь не только сформировать личность как добросовестную ответственную и трудолюбивую, но, это самое главное, научить школьников мыслить шире, креативнее, более гибко относиться к ситуации и людям. Это во многом станет залогом будущего.









Список литературы

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыки // Ю. Б. Алиев - М.: Владос, 2000. - 336с.
Апраксина О. А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ, 2007. - 176 с.
Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей [Текст] / В. А. Багадуров. – М.: Музыка, 1953г.
Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 2001. - 177 с.
Багадуров В. А., Орлова Н. Д., Сергеев А.А. Начальные приемы развития детского голоса. М.: Педагогика, 2003. - 187 с.
Белощенко С. Н. Методическое руководство к изучению пения: голосо-речевой тренинг.
Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду» // Н. А. Ветлугина М., «Флинта», 2005. – 230 с.
Грачева М. С. О строении гортани, Развитие детского голоса. М.: Педагогика, 2002. - 177 с.
Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М.: Феникс, 2007. - 166 с.
Дмитриев Л. Предисловие к книге Д. Огороднова «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле» // Л. Дмитриев М.: 2005.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Академия, 1998. - 211 с.
Дубровская Е. А. «Ступеньки музыкального развития» // Е.А. Дубровская - М., «Просвещение», 2006. – 331 с.
Заринская М. Ф. «Работа над звучанием детского хора. Воспитание и охрана детского голоса». Под ред. В. А. Багадурова – АПН РСФСР, 1953г.– с.742.
Исаева И. О. Уроки пения. М.: Русич, 2009. - 199 с.
Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М.: АСТ, Астрель, 2007. - 199 с.
Курдина Е. С. Самостоятельная подготовка детей-вокалистов к музыкально-исполнительской деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 214-219.
Лепёхина Т. В. Проблемы детского голоса // Сборник научных трудов VI Международного фониологического конгресса «Голососберегающие технологии: клинические, гигиенические и педагогические аспекты» 17-19 апреля 2017 года. М.: Граница, 2017. С. 37-44.
Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. М.: Артродник, 2009. - 199 с.
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [2-е изд., испр. и доп.]. М.: МГК им. П. И. Чайковского, ИП РАН, Центр «Искусство и Наука», 2008. - 589 с.
Плотников К. Ю. Вокальный репертуар для общего музыкального образования: принципы и критерии формирования // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. Таганрогского ин-та им. А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 14 апреля 2017 г. / науч. ред. Карнаухова Т. И. Таганрог: Изд-во Таганрог. пед. ин-та им. А. П. Чехова, 2017.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии // С. Л. Рубинштейн– СПб.: Издательство «Питер», 2002 г. - 720 с.
Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности - автореф. Дис. канд. Пед. Наук. //Семячкина Г. А. –Якутск., 2009. -23 с.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1992. - 186 с.
Стулова Г. П. Факторы педагогического воздействия на тембр певческого голоса // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 4. С. 90-104.
Тарасов Г. С. «Музыкальное воспитание и развитие личности». Музыкальная психология и психотерапия, №3, 2007 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.health-music-psy.ru/index.php
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) // Б.М. Теплов– М.: 2002. – 349 с.
Юренева Н. Ю. «Пение должно быть искренним». Музыкальная жизнь, №8, 2008г. - с.41-42
Энциклопедия психологических знаний. М.: «Наука» - 2005 г. – 1148с.













HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER141




Рисунок 21Рисунок 20Рисунок 19Рисунок 18Рисунок 17Рисунок 16Рисунок 13Рисунок 11Рисунок 10Рисунок 9Рисунок 6Рисунок 5Рисунок 1
X

x