Всего представлено работ: 242014

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Полякова Валентина Калиновна

Участники адаптационного периода "Ребенок -родители-педагоги"

скачать документ

Вернуться назад

Подготовила : воспитатель Полякова Валентина КалиновнаИсточник информации: https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/programma-raduga-po-fgos-v-detskom-sadu.htmlСевероморск, 2020Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.РебенокДетям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:четкий режим дня;отсутствие родных рядом;длительный контакт со сверстниками;необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;особенности нового пространственно-предметного окружения.Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;утрата навыков самообслуживания;нарушение сна;снижение аппетита;регрессия речи;изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).РодителиРодители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.Адаптирующегося родителя отличает:повышенная тревожность;обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).ПедагогНабирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.Адаптирующегося педагога отличает:чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;повышенная эмоциональность.Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?Выделяют три степени адаптации:легкую (15-30 дней);среднюю (30-60 дней);тяжелую (от 2 до 6 месяцев).По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;восстанавливается аппетит.Адаптация (в широком смысле) - это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.Биологический аспект, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.Психологический аспект адаптации проявляется в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что ребенок способен развиваться и обучаться, адекватно воспринимать и выстраивать систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.Адаптационные мероприятияВ педагогической литературе описаны разнообразные формы, методы и приемы, обеспечивающие успешную адаптацию. Чем богаче методическая копилка по данному вопросу, тем легче искать подходы к своим воспитанникам и их родителям.Этот опыт желательно постоянно обогащать, накапливать и рекомендовать своим коллегам.В данной статье мы хотим рассказать об особом мероприятии «Знакомимся», которое охватывает всех участников адаптации. В процессе данного мероприятия дети и родители ориентируются в группе, знакомятся с предметной средой и друг с том. Педагоги имеют возможность в процессе наблюдения получить первые представления о детях, об их взаимоотношениях с родителями. Адаптационное мероприятие «Знакомимся» проводилось в ДОУ № 1697 Восточного административного округа Москвы в логопедической группе с детьми 4 - 5 лет. Процесс адаптации детей в подобных группах протекает достаточно тяжело и болезненно. Дети не хотят идти в детский сад, группу, плачут, капризничают, бывают агрессивными, им сложно устанавливать контакт друг с другом и со взрослыми, привыкать к окружающей обстановке.«Знакомимся » Сценарий адаптационного мероприятияУчастники. Воспитатели группы, дети и их родители.Время проведения. Вторая половина дня.Особенности проведения. Обязательное активное участие детей и родителей играют, рисуют, отвечают на вопросы и пр.). Родители помогают своим детям, а им демонстрируются отдельные игры, игровые упражнения и приемы, которые они могут использовать в домашних условиях.Примерный ход мероприятияПриветствие гостей. 1-й воспитатель. Проходи, честной народ!2-й воспитатель. Группа нас сегодня ждет!1.«Игрушки»Педагоги предлагают начать знакомство с самых приятных и любимых всеми детьми предметов - с игрушек.Подойдите к игрушкам и назовите их.Какие игрушки вам понравились? (Воспитатели стараются обратиться к каждому ребенку, называя его по имени.)Какие игрушки есть у тебя дома? Каких нет?А вам, дорогие (мамы, папы, дедушки и бабушки), понравились наши игрушки?2.Речевой уголокВоспитатель берет в руки игрушечную обезьянку и имитирует разговор с ней. Обезьянка что-то «говорит» ему на ухо. Обезьянка хочет познакомиться с вами. (Воспитатель подходит к каждому ребенку, называет имя, например Мотя. Интересуется, как кого зовут. Некоторых детей называет сама: «А тебя зовут Леночка?».)Мотя приглашает нас к себе в гости. (Все проходят к речевому уголку.)Что вы видите здесь?Все, что здесь находится, будет помогать нам правильно говорить и играть в интересные игры.Проводится игра на развитие фонематического слуха «Если вдруг ты услышишь звук...». Воспитатель называет звук, который надо определить среди других и хлопнуть в ладоши. Например, звук [А]. Далее произносятся различные звуки по цепочке с паузами [А, У, П, А, О, М, А]. Хвалит детей и их родителей. Видит у Моти в руках книгу. Интересуется, откуда обезьянка ее взяла. Предлагает всем пройти в книжный уголок.3.«Книжки - малышкам»Рассматривание книг.Какие книги узнали?С какими героями уже знакомы?С какими книгами хотели бы познакомиться?Проводится дидактическое упражнение «Узнай героев сказок» с использованием иллюстраций. Воспитатели по очереди показывают иллюстрации с изображением героев сказок, дети называют их (Колобок, Курочка Ряба, Маша и Медведь и пр.).4.Уголок театрализованной деятельности «В гостях у сказки»Воспитатель показывает книгу с незнакомой сказкой (короткой, по его выбору). «Вы знаете эту сказку? Давайте с ней познакомимся! А помогут нам в этом особые игрушки - куклы. Они нам не только расскажут сказку, но и покажут. Всех приглашаю занять места в групповом театре».Разыгрывается короткая сказка (кукольный театр).Примечание. Постановку готовят и показывают воспитатели.«Спасибо куклам за сказку. Давайте похлопаем им!».5. Спортивный уголокВоспитатель. Но что-то мы засиделись. Пора размяться, подвигаться. А для этого у нас есть место, где живут самые активные игрушки и предметы. Давайте с ними познакомимся.Дети называют предметы спортивного уголка. Воспитатель интересуется, знают ли они, как используются эти предметы. Предлагает детям (родителям) показать, как надо пользоваться некоторыми из них. Далее проводится игра «Колъцеброс». Участие принимают все (и дети, и родители). Каждый бросает по одному кольцу. 6. Музыкальный уголок Раздается звук колокольчика (один из воспитателей незаметно для детей и ролей звонит из соответствующего места - группе).Воспитатель.Колокольчик поет: Динь-динь-динь!». Он нас в гости зовет: Динь-динь-динь!». Колокольчик хочет познакомить нас со своими друзьями - музыкальными инструментами. Воспитатели показывают три-четыре разных инструменты (барабан, металлофон, бубен), называют их, демонстрируют их звучание.Воспитатель. Инструменты хотят узнать, запомнили ли вы, как они звучат. Проводится дидактическая игра на развитие слухового внимания «Узнай по звуку». Инструменты прячутся за ширму. Воспитатель извлекает звук из одного из них. Ширма убирается. Дети называют (показывают), какой инструмент звучал. По окончании игры звучит музыка (отрывок из песни «Солнечный круг»). Данный отрывок может напеть воспитатель.Воспитатель. В этой песне говорится о рисунке мальчика. А дети в нашем детском аду тоже умеют рисовать. Давайте посмотрим их рисунки.7. Уголок изобразительной деятельностиВоспитатель (показывает и предлагаетрассмотреть детские работы: рисунки,поделки). А вот эти материалы и предметы помогают детям создавать такие чудесные работы и рисунки. Назовите их.Задание «Дорисуем солнце». Воспитатели напоминают слова песни «Солнечный круг». Предлагают всем (детям, родителям) взять желтые, красные, оранжевые карандаши (фломастеры) и пририсовать лучи к солнечному кругу (заготовка).Воспитатель. У нас получилось замечательное солнце: яркое, светлое, доброе! Покажите, где чей лучик. Это лучики Саши и его мамы. А вот лучики Светы и ее папы. Пусть всегда в нашей группе сияет солнце!В конце адаптационного мероприятия воспитатели предлагают родителям и детям самостоятельно осмотреться в групповом пространстве: рассмотреть и почитать книги, порисовать и полепить, поиграть в кольцеброс и в легкие мячи и пр.В заключение хочется сказать:мы все имеем право на адаптацию;нам всем надо очень постараться, чтобы этот сложный период в жизни каждого участника (ребенка, родителя, педагога) был максимально коротким и безболезненным;надо уметь входить в положение каждого участника адаптации, стараться понять друг друга.И тогда адаптация не так страшна.Памятка родителям Внимание! Адаптация!К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.Чего нельзя делать ни в коем случаеНельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
X

x