Всего представлено работ: 243826

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Лапенкова Ирина Викторовна

Образ и форма детской песни «О маме»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"ЦЕНТР ОРБИТА"ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯобъединения «Детский хор Великан»ПО ТЕМЕ: Образ и форма детской песни «О маме»педагог дополнительного образованияЛапенкова И.В.г.о.Королев, 2019 г.ТЕМЕ: Образ и форма песни «О маме» А.ТрубачёваЦель урока: Через работу над песней «О маме» Д.Трубачёва раскрыть понятие «Образ» и «форма» музыкального сочинения-песни.Задачи:формирование положительнорго отношения к классической и современной музыке музыке и занятию хора в целом;формирование вокально-хоровых навыков: чистоты интонирования, дикции, пластичности, эмоциональности, чувства ансамбля;знакомство с мировыми музыкальными шедеврами – Прелюдией до мажор (1 том «ХТК») И.С. Баха, « Ave , Maria » И.С. Баха-Ш. Гуно, « Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинова через «вслушивание», разбор музыкальной ткани с помощью средств музыкальной выразительности;формирование умения анализировать музыкальное произведение;формирование умения   планировать   учебное сотрудничество с учителем и сверстниками   – определять цели, функции участников, способы взаимодействия (осуществлять триединство: композитор – исполнитель - слушатель);формирование умения       управлять поведением партнера   – контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осущуствление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности ;Оборудование : фортепиано, компьютер, экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр, доска.Формы и методы обучения:вокально-хоровое пение, пластическое интонирование, вслушивание в музыку, монолог, диалог, полилог;метод эмоциональной драматургии, метод перспективы, метод создания «композиций», метод игры, метод художественного контекста. Ожидаемые результаты урока (предметные, метапредметные, личностные):- В сфере предметных УУД сверхзадачей каждого урока выступает формирование положительного отношения детей к классической музыке и уроку музыки в целом;- В сфере    личностных  УУД  будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.- В сфере коммуникативных  УУД ( Метапредметные УУД) учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.- В сфере   регулятивных  УУД ( Метапредметные УУД ) учащиеся  овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение.- В сфере   познавательных  УУД  ( Метапредметные УУД ) учащиеся  научатся  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют навыком простейшей вокальной импровизации.План урока:Целеполагание.Приветствие – организация.«Погружение» в тему.Анализ музыки.Сравнение песни «О маме» с другими песнями на эту тематикуРазвитие темы урока.Проекция образа Богоматери на маму.Детские рассказы – проекты о маме.Вокально-хоровая работа.РефлексияСистематизация и обобщение новых знаний.Эмоциональная кульминация занятия. Вывод урока. Ход урокаПервый этап. Целеполагание учащихся1 слайд: автограф Прелюдии И.С.Баха .right0001. Приветствие – организация.Во время приветствия используется наглядное изображение нот на нотоносце.Дети подтягиваются и настраиваются. Здороваются с помощью попевки-приветствия«До, ре, ми, ми, ре, до. Поздоровались легко. Ре, ми, фа, фа, ми, ре. Поздоровались уже. Ми, фа, соль, соль, фа, ми. Очень рады встрече мы. Фа, соль, ля, ля, соль, фа. Начинать урок пора».Отрабатывают, пропевая каждый своё имя, следующие вокальные навыки: носовой забор воздуха, сохранение вокальной позиции, чистоту интонирования на трёх звуках в поступенном движении вверх и вниз. Разогревают голосовой аппарат. Импровизируют ритмический рисунок и мелодию в соответствии с ритмом своего имени, с творческим замыслом.У.: - На самом деле мы сейчас услышали маленькие музыкальные портреты. Музыкальная речь очень выразительна. Вы сейчас услышите удивительную музыку. Определите, какое настроение хотел передать нам композитор. Вы сейчас превращаетесь в слушателей, помогите исполнителю своим вниманием.2. «Погружение» в тему.В исполнении учителя звучит Прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «ХТК».Д.: - Композитор передал возвышенное, лирическое, взволнованное настроение.У.: - Как вы думаете, а что композитор хотел изобразить?Д.: - Композитор нарисовал картину природы: журчание ручья или осенний лес.- Мне кажется, что композитор нарисовал что-то очень доброе и ласковое, как прикосновение мамы.У.: - Вы всё говорите правильно. И композитор мог нарисовать тепло и любовь мамы.2 слайд: В.Васнецов. Богоматерь с младенцем на престоле.Роспись Владимирского собора в Киеве.right000Второй этап. 1. Анализ музыки.У.: - Давайте разберём музыкальную ткань. С помощью чего композитору удалось передать столько чувств?Учитель показывает мелодическую линию, проходящую в партии левой руки, пропевает её вместе с детьми, выявляя простоту интонаций, на которых она построена. Далее определяется роль аккордовых фигураций (украшений).Д.: - Вы хорошо пропели мелодию голосом, пусть сейчас «споют» ваши руки. Движения должны быть плавными, пластичными, руки покажут, как вы слышите сочетание высоких и низких звуков. Мы займёмся пластическим интонированием.Звучит фрагмент с пластическим интонированием.Третий этап. 3.Сравнение песни «О маме» с другими песнями на эту тематику1. Развитие темы урока.3 слайд: Портрет И.С.Бахаright000У.: - Вам понравилась музыка? Эту музыку написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Назвал он её Прелюдия. На русский язык «Прелюдия» переводится как «вступление». Посмотрите, в каком веке жил И.С. Бах?Д.: - И.С. Бах жил в 18 веке.У.: - Больше 200 лет назад жил И.С. Бах, а музыка его и сегодня разговаривает с нами. Ваши руки очень красиво пели. Послушайте теперь меня.2. Проекция образа Богоматери на маму.Учитель поёт фрагмент « Ave , Maria » И.С.Баха–Ш.Гуно.У.: - Что изменилось?Д.: - Вы добавили слова и мелодию.У.: - Это не я добавила, добавил французский композитор Шарль Гуно. О ком рассказало новое произведение?Д.: - Новое произведение рассказало о Марии – матери Бога.У.: - Шарль Гуно превратил Прелюдию И.С.Баха в песню, которую так и назвал « Ave , Maria » (о, Мария, радуйся). Всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.Проводится игра «Составь выражения», состоящая из слов: любовь, материнская, родина, мать, земля, матушка.4 слайд: детские работы3. Детские рассказы – проекты о маме.У.: - Мы с вами проводили конкурс на лучший рассказ о маме. Сейчас мы послушаем победителей (дети рассказывают о маме)У.: - 24 ноября мы отметим праздник «День матери». Может вашим подарком маме стать песня? Вы сегодня были композиторами, хорошими слушателями, а сейчас превратитесь в исполнителей.4. Вокально-хоровая работа .У: На прошлых занятиях мы с вами познакомились с песней «О Маме» современных композиторов Д.А. Трубачёва и В.Н. Трубачёвой. Слова к этой песне написаны А.И. Пилецкой.Давайте пропоём всю песню целиком в сопровождении фортепиано.(спели). А теперь скажите, что в этой песне повторялось?Д: припев.У: Правильно, слова и музыка припева одинаковая. А где в песне менялись слова? Д: в куплетах.У: верно. Музыка куплетов одинаковая, а текст разный. Исполнение куплетов чередуется повторяющимися припевами. Такая форма музыкального сочинения называется «КУПЛЕТНАЯ»(записываю на доске)У: Кому же посвящена песня? (маме). Всем мамам на свете. Композитор написал эту спокойную, напевную, ласковую мелодию, чтобы мы не забывали наших любящих нежных мам. Слова из этой песни «кто нас по головке гладит, ходит гулять, лечит, кормит, читает» адресованы заботливым мамам. Вот так композитор с помощью музыки, а поэт с помощью слов создают ОБРАЗ произведения. (записываю на доске). Теперь нам с Вами нужно исполнением этой песни, мимикой и жестами передать характер и ОБРАЗ произведения.Работа над песней и исполнение песни «О Маме» с движениями. Дети стараются выразительно менять мимику на слова вопроса и ответа в 1-м куплете. В припевах начинают ритмично в такт музыке покачиваться и делать взмахи руками из стороны в сторону, затем на словах «ты мой цветок»-вверх 3 раза.В процессе работы над песней отрабатывается сохранение вокальной позиции, чистота интонирования, дикция, соответствие «движения» музыки, певческого дыхания движениям рук и корпуса.Четвёртый этап. Рефлексия1. Систематизация и обобщение новых знаний.Вопросы:- Музыку каких композиторов мы слушали?- Как она называлась?- Переведите на русский язык: прелюдия, Ave , Maria .-С какими новыми музыкальными терминами познакомились?- Сформулируйте и запишите тему занятия на доске.- Какой подарок мамам вы сегодня учили?2. Эмоциональная кульминация. Вывод урока4 слайд: Текст хора С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»У.: - Всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах, И благословен плод чрева Твоего. Яко Спаса родила еси душ наших. (Читаю сама)У.: - О чём рассказала эта старинная молитва?Д.: - В молитве звучит обращение к Богородице. Она родила сына – спасителя душ наших.У.: - Какие интонации должны прозвучать с такими словами?Д.: - Интонации будут молитвенными, спокойными, мягкими.У.: - А попробуй спеть!Д.: - Дети сочиняют интонации молитвы.6 слайд: Владимирская икона Божией Материright000У.: - Послушайте какую музыку написал С.В. Рахманинов, русский композитор. Мы опять становимся слушателями. Умная музыка сама к нам не придёт, нужно очень захотеть понять, услышать её. Пожелайте своим мамам большой радости.Звучит хор С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».У.: - Нужно ли детям слушать такую глубокую музыку? Образ Матери-образ Богородицы.Ответы детей.Результаты урока (фрагменты работ детей, фото творческих работ и т.п.)Выводы учителяВыполнению цели урока способствовали следующие формы и виды деятельности на уроке:1. Закрепление понятий: «Форма» и «Образ» произведений, музыкальная выразительность и изобразительность. Знакомство с каомпозиторами: И.С. Бах, Ш. Гуно, С.В. Рахманинов. Определение жанра «Прелюдия».2. Постоянная опора на эмоциональный отклик детей через разнообразие музыкального материала и форм его подачи.3. В ходе урока делался акцент на развитие творческих способностей учащихся.-Музыкальное приветствие с хором.Распевка хора: 1)начиная с примарного тона нисходящее движение от 5 к 1 ступени лада на слоги «до-ре-ми-фа-соль» - данная распевка способствует освобождению голосового аппарата и раскрытию грудного резонатара;2)следующая распевка предполагает подключение головного резонатора в пении и активизацию дыхания — вдох только носом, опора на нижнереберное дыхание и 5-ступенное пение от 1 к 5 ступени лада вверх вначале на легато, затем на стаккато на слог «да-дэ-ди»;3)пение гаммы в восходящем и нисходящем движении с максимально пропетым звуком в медленном темпе4)начиная с низкого регистра, пение на стаккато по звукам мажорного трезвучия на активном дыхании, при подключении всех лицевых мышц в помощь правильного звука, с использованием грудного и головного резонаторов, на слог «мья-а».1.Пение произведения: «О Маме» муз. Д.А. Трубачёва и В.Н. Трубачёвой.Список литературы:1. Васильева, О.В. Школа пения. Часть 1. – «Семнадцать вокализов» / О.В.Васильева. - М.: РиС, 2015. - 52 c.2. Воронина Т.П. Потешки, прибаутки, заклички: играем и развиваемся.-Ростов: Феникс, 2014. – 50 с.3. Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пениядля сопрано: Учебное пособие / М.И. Глинка. - СПб.: Планета Музыки, 2012.- 72 c.4. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания./К.Станиславский.-М.:Искусство,2002.-251с.
X

x