Всего представлено работ: 244249

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Скорынина Лариса Александровна

Дистанционные формы работы с семьей в формате современных подходов к организации взаимодействия детского сада и семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Практикум для родителей:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ-РТВ технологии.Задачи:Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;Познакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок»Ход мероприятия:1. Вступительное слово учителя-логопеда «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.2. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей».В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией.С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.Круги Луллия.Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.Пособие «Гусеничка» формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.«Сочиняем сказку»В основе сюжета многих сказок - действия какого-либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.Пособие «Часы»Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма,размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособияхрасположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.«Вертолина»Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, полеразделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.3. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей,предлагаемые ТРИЗ-технологией»Игра «Дразнилка»На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глазаКаталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.Игра «По кругу»Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.Игра «Шкатулка со сказками»Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надопридумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.Игра «Превращения»Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).Игра «Исправь ошибку»Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости.Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».Примерный речевой материал:внучка маленькая, а бабушка старенькая;Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;Заяц серый, а петушок смелый;Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.4. Подведение итога мероприятия.Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет егожизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество вовсём!» Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах. (предлагается памятка ««Факторы успешного речевого развития детей»). Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!
X

x