Всего представлено работ: 244169

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Яфаева Ирина Рафаизовна

Семинар-практикум для педагогов "Повышение ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования. Медиатека"

скачать документ

Вернуться назад

Семинар-практикумПовышение качества воспитательно-образовательного процесса путем использования медиатеки для детей раннего возрастаЦель: поиск методов и решений повышения качества воспитательно-образовательного процесса путем использования медиатеки в дошкольном образовательном учреждении.Задачи: - определить основные задачи создания медиатеки в дошкольном образовательном учреждении;- расширить практические навыки по использованию медиатеки в воспитательно-образовательном процессе;- разработать практические рекомендации по применению медиатеки в группе раннего возраста.Информационная образовательная инфраструктура России находится сегодня в периоде активного становления. Для обеспечения ее функционирования необходимо создание и развитие соответствующих структур на уровне региона, субрегиона и уровне учреждения образования, способных принимать любого вида информацию на любых носителях и организовывать с ними эффективную работу.Центры педагогической информации, информационно-методические центры, областные, городские, районные публичные и школьные библиотеки - те организационные структуры, которые на основе интеграции технических, информационных средств и информационных ресурсов обеспечивают поддержание общероссийского образовательного пространства и его естественное вхождение в мировое.Отсюда и возникла потребность в создании медиатеки.Медиате́ка (англ. Media «носитель» + греч. θήκη «место хранения») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда:компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0" \o "Мультимедиа" мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека — это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. В образовательных учреждениях является структурным подразделением и базируется на базе компьютерного кабинета.Поскольку медиатека выполняет широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении педагогического коллектива, состав ее информационных и технических средств разнообразен.Создание медиатеки в дошкольной образовательной организации — дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива. Однако возможна последовательная этапность в ее создании. Предусматривается определение технико-тематического состава информационных материалов медиатеки. Выбор помещений, подбор мебели и оборудования, мобилизация средств дошкольной образовательной организации, привлечение средств заинтересованных организаций и лиц, привлечение к работе родителей. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников, о возможности ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники, компьютера, диапроекторов, магнитофонов; ввод фоно- и изотеки. Создание индивидуальных и прочих мест для самостоятельных занятий дошкольников.Практическое задание педагогамКаковы же задачи создания медиатеки? На этот вопрос попробуем ответить вместе с вами.Педагоги определяют правильные ответы по решению задания «Задачи создания медиатеки» (на слайдах предлагаются варианты ответов).Сбор, накопление, обработка, систематизация, педагогической информации и доведение ее до пользователя. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). Осуществление взаимодействия с информационными интернет-порталами с целью обмена информацией, накопления собственного банка педагогической информации. Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации дошкольной организации, педагогов, родителей, воспитанников) по доставке информации о достижениях в психолого- педагогической науке, новых педагогических и информационных технологиях. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, воспитанников) методике нахождения и получения информации с различных носителей. Оказание помощи воспитанникам и педагогам по организации деятельности в создании образовательных проектов. Практическое задание педагогамКаким же образом используется медиатека в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации? На этот вопрос я предлагаю вам ответить самостоятельно.Педагоги определяют правильные ответы по решению задания «Использование медиатеки в воспитательно-образовательном процессе» (на карточках с заданиями предлагаются варианты ответов).Уважаемые педагоги, действительно, в медиатеке участники образовательного процесса учатся:- работать с различными носителями информации;- работать с компьютерными банками данных, справочными и энциклопедическими изданиями;- создавать и поддерживать web-странички, наполнять их новой информацией и приобретая полезный практический опыт работы с новыми информационными технологиями;- получать информацию о педагогической и методической литературе, новых средствах обучения и их использования;- индивидуально просматривать, оценивать и отбирать информацию;- связываться с педагогами других городов, стран и работать над совместными телекоммуникационными проектами.В информационном письме Минобразования РФ от 25.05.2001 г. «Об информатизации дошкольного образования в России» говорится, что “…использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребёнка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития, …использование информационных технологий в дошкольном образовании с целью обновления форм и методов работы с детьми».Практическое задание педагогамКакие формы и методы по использованию медиатеки в работе с детьми дошкольного возраста вы знаете? (педагоги предлагают варианты устных ответов: использование развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста: компьютерные игры, электронные энциклопедии, мультфильмы, учебные видеофильмы и программы, презентации).Практическое задание педагогамИспользование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми дошкольного возраста, достаточно спорная тема, тем более с детьми раннего возраста. У многих возникают вопросы: «А стоит ли в наше время приучать ребенка к технике? Невредно ли это? А как же двигаться?» Чтобы не возникало никаких вопросов, давайте разработаем практические рекомендации, как можно использовать ресурсы медиатеки в раннем возрасте.Практические рекомендации по созданию и применению медиатеки для детей раннего возраста (записываются на большем листе ватмана):- с детьми раннего возраста при организации образовательной деятельности использование ресурсов медиатеки не более 5минут; - подбор ресурсов, средств, учебно-методических пособий и материалов медиатеки в соответствии с возрастом;- для детей раннего возраста очень важно в раннем возрасте показывать видеосюжет не анимационный, а реальный, с настоящим животным или насекомым, с реальным звуком этого существа;- введение ресурсов медиатеки в образовательную деятельность в конце первого полугодия, т.к. сентябрь-ноябрь проходит адаптационный период детей раннего возраста.Уважаемые коллеги, в ходе сегодняшнего практического семинара мы с вами уточнили, что целью создания медиатеки является удовлетворение потребностей педагогического коллектива, воспитанников, родителей в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений о воспитанниках дошкольной организации, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий, использования глобальных сетей Интернета через решение задач по организации самостоятельной образовательной деятельности, ведение исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, педсоветам, подбор материалов для творческой деятельности.Таким образом, медиатека - структурное подразделение, предоставляющее всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и повышению квалификации сотрудников образовательного процесса.В заключение хочу предложить памятку «Паспорт медиатеки».
X

x