Всего представлено работ: 242024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ермолаева Марина Александровна

Конспект занятия ФЦКМ с использованием технологии Н.А Коротковой "Путешествие по реке времени". Тема: "Мыльная история"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект занятия ФЦКМ в старшей группе«Мыльная история»Цели: Познакомить детей со свойствами и  историей возникновения мыла. Задачи:закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; подвести детей к пониманию, что "чистота - залог здоровья"; развивать навыки проведения лабораторных опытов. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. познакомить детей со способом изготовления « шипяшего мыла для ванной».Материалы к занятию:  мыльные пузыри, коробка с кусочками мыла на каждого ребенка, панно «Река времени», корзинка с различным мылом (хозяйственное, банное, детское, дегтярное, жидкое), для опытов: Материал для занятия: миски для смешивания, ложки, сода, соль, лимонная кислота, масло (растительное или оливковое),перчатки, формочки (формы для запекания или контейнер от Киндер- сюрприза).Примечание: занятие можно разделить на две части: теоретическую и практическую.Ход занятия:Воспитатель выпускает  из баночки мыльные пузыри,  обращает внимание  детей, которые заняты игрой самостоятельно.Воспитатель: Ой, как высоко полетели! Их так много!!! Что это такое? (Ответ детей: Это мыльные пузыри).Воспитатель: Они такие красивые, как радужные мячики! Давайте поймаем один и подарим маме. (Ответы детей:  Их нельзя поймать. У нас не получиться) Воспитатель: Они такие воздушные, почему не получится? (Ответы детей: мыльные пузыри не прочные, они лопаются, как только попадают к нам на ладошку).Воспитатель: обращает внимание детей на таинственное появление в группе красочной коробки (в коробке находятся кусочки мыла). Ребята, откуда взялась коробка? Может, это вы ее принесли? Нет? Странно. А вот и письмо, давайте прочтем его. Это письмо и посылка от Пузырика. Кто хочет узнать что написал Пузырик, присаживайтесь на ковер (подходите ближе) Слушайте: «Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но у него не было друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (Ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам посылку. В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер , даже их кормил конфетами, но пузырьки так и не появились. Может вы, мне поможете? С уважением к вам, Пузырик». Воспитатель: Какие же кирпичики нам отправил Пузырик? Чтобы узнать, что за волшебные кирпичики находятся в посылке, нужно отгадать загадку. Если руки в грязных точках И вода их с рук не смыла, То тебе поможет точно Смыть грязь с рук конечно... (Мыло).Воспитатель: Значит,  мыло и мыльные пузыри - это одно и то же?Ответ детей: ДаВоспитатель: А скажите, от мыла только красивые мыльные пузыри получаются или есть еще какая-то польза? (Ответы)- Скажите мне ребята, а почему так важно мыть руки? (Ответ детей – чтобы руки были чистые).- Для чего нужны чистые руки? (Ответ детей – чтобы не болеть).- Кто нам приносит болезни? (Ответ детей - микробы)- А что вы знаете о микробах? (Ответ детей)- Все ли микробы одинаковые? (Ответ детей - нет, есть вредные и полезные).- А где находятся вредные микробы? (Ответ детей – везде, песочница, транспорт, магазины..)- А микробы можно увидеть? (Да, но только через микроскоп).- А если бы я попросила вас нарисовать вредные микробы, какого цвета краски вы бы выбрали и почему? (Выбор палитр с обоснованием цвета)- Какого вы знаете главного врага микробов? (ответ детей – мыло).Воспитатель: Мыло - наш большой помощник! Оно смывает грязь и микробы с наших рук. А как вы думаете, всегда ли у людей было мыло? (ответ детей…). Как нам узнать когда оно появилось? (Ответы)Пожалуй, нам необходимо попасть в прошлое и мы сделаем это во время путешествия по «Реке времени».Тик-так, тик-так,Время отмеряет шаг.Стрелки мы переведёмВ Древность с вами попадём.ДревностьВоспитатель:Мыло начали варить еще много веков назад, поэтому существует много версий об истории его возникновения.Конечно, раньше это было совсем не то мыло, каким мы привыкли пользоваться.В древнем Египте мылись глиной, которая прекрасно очищала тело от грязи, а в Древней Греции использовали пчелиный воск и песок— особенно мелкий, привезенный с берегов Нила.Мыло – одно из незаменимых вещей, которыми мы пользуемся ежедневно. Учёные до сих пор спорят «Кто и когда изобрёл мыло?». Но пока к единому мнению не пришли. В давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи. Кроме того, существовали и методы очищения, которые совсем нельзя сравнить с  современными.Например, во времена античности для очищения кожи от грязи и от пота применялся так называемый стригиль, представлявший собой металлический скребок серповидной формы. Такая нестандартная процедура очищения кожи начиналась со смазывания тела маслом. Затем грязь и пот просто соскребались с тела при помощи стригиля. Скорее всего, методов очищения кожи в древние времена было гораздо больше. Но пришло время, когда процедура очищения стала более эффективной и приятной. После прогоревшего костра оставалась зола, которую люди растворяли в воде и мылись этой водой. Свое название мыло получило от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне жгли костры, готовили пищу, жир смешивался с золой от костра, а потоки дождя смывали эту массу в реку, в которой местные женщины стирали белье, замечая, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывается.В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, солодка, мыльнянка лекарственная (её называют «мыльной травой», «собачьим мылом»).ФизминуткаМоем шею, моем уши,Вытираем их посуше.Чистота – всего дороже,Мы и руки моем тоже.Раз, два, три –Мыльной пеной чище три!Воспитатель: Молодцы, а теперь пора отправляться дальше.Тик-так, тик-так,Время отмеряет шаг.Стрелки мы переведёмВ Старину мы попадём.Старина.Постепенно люди научились варить мыло, и появилась профессия «мыловар». Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Но даже зажиточные люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разные глины, растения. Однако многие хозяйки варили мыло сами, так как мыло покупать было дорого.Чтобы придать мылу приятный запах, в мыло добавляли сок трав, плодов (например - сок кокоса) лепестки цветов и тогда мыло приобретало определенный аромат.Первое европейское мыло было создано в 13 веке в Венеции. Оно изготавливалось из животных или растительных жиров, смешанных с золой.  Оно долгое время считалось медицинским средством и использовалось для обмывания больных проказой. Здоровые же люди продолжали пользоваться в гигиенических целях глиной и золой.На Руси делали мыло из древесной золы и воды. Золу из костров, а позже и печей, не выбрасывали куда попало, а бережно ссыпали в одну кучу где-нибудь неподалеку от жилища, на самом видном месте. Золу заливали холодной водой и настаивали 3 дня. Получился чистый мыльный раствор. Им не только стирали, но и мыли посуду, мылись, отбеливали ткани. На Руси люди с давних  пор отличались опрятностью, поэтому мыло варили часто и много. Мыловарение в нашей стране развивалось самобытным путем. «Поташным» делом могли заниматься целые деревни: люди рубили лес, варили щелок, а затем выпаривали его, чтобы получить сухой порошок – поташ.С годами процесс изготовления мыла усовершенствовали. Был создан заводской способ изготовления продукции с помощью кальцинированной или каустической соды.А сейчас перенесемся в наше время. Тик-так, тик-так,Время отмеряет шаг.Стрелки мы переведёмВ Старину мы попадём.Современное мыло – это результат долгой работы химиков и технологов. Мыловаренные заводы представляют собой автоматизированные предприятия.Для того чтобы мыло приобрело какой-либо цвет, при производстве мыла добавляют красители (натуральные и химические).Детское мыло содержит только натуральные вещества, чтобы не навредить детской коже.Воспитатель: Засиделись мы немножко. Прежде чем продолжить работу, давайте поиграем, я приглашаю всех на разминку.Физминутка:Мышка мылом мыла лапку.(Одной рукой мыть другую руку).Каждый пальчик по порядку. (Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца на другой руке).Вот намылила Большой, (Всеми пальцами сначала правой, потом левой руки, «намыливать»)Сполоснув его водой. Не забыла и Указку, (Тоже с указательным).Смыв с него и грязь, краску.Средний мылила усердно (Самый грязный был наверно).Безымянный терла пастой - (Тоже с безымянным).Кожа сразу стала красной.А Мизинчик быстро мыла: (Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы).Очень он боялся мыла.Воспитатель: Вчера вечером мне на электронную почту пришло удивительное письмо, оно адресовано вам: ребятам группы «………….» детского сада «Тополек ». Сейчас я его прочитаю: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам профессор Любознайкин. Мне стало известно, что в вашем детском саду умные и любознательные дети, которые любят совершать разные открытия. Поэтому я приглашаю вас принять участие в научной конференции. Нам, ученым, необходима ваша помощь! Помогите найти ответ на очень важный вопрос: «Что можно получить путём соединения соли, соды и лимонной кислоты и где это можно использовать?». Результаты ваших наблюдений и исследований срочно присылайте нам в Научно-Исследовательский Институт. Профессор Любознайкин».Воспитатель: Вот такое письмо, ребята. Готовы принять участие в конференции? По какому научному вопросу вам нужно провести исследование? (Ответы детей)Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. Напомните мне, что такое лаборатория? (дети отвечают) Воспитатель: Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории. (Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т.д.) Воспитатель: Для работы нам понадобятся: 2 столовые ложки лимонной кислоты 4 столовые ложки соды 8 столовых ложек соли (крупного помола) Приступаем к работе. Лимонную кислоту, соду и соль тщательно, в течение нескольких минут, растираем и перемешиваем в миске. Следим чтобы не было комков! Теперь постепенно добавляем масло, растирая массу руками. Смесь должна быть пластичной, но в то же время суховатой. Не нужно добиваться консистенции пластилина! Полученную массу плотно трамбуем в заранее подготовленную емкость (формочку). Теперь оставляем наши «шипящее мыло» для ванны застывать на несколько часов. После этого легко извлекаем их из формочек и оно готово к применению! Достаточно поместить «шипящее мыло» в ванную, как оно начинает шипеть выделяя множество пузырьков — это пошла химическая реакция с выделением углекислого газа. Дети самостоятельно раскладывают полученную смесь в формочки. В завершении работы дети рассматривают получившиеся «бомбочки». Воспитатель: Результаты наблюдений и исследований мы отправим в Научно - Исследовательский Институт Профессору Любознайкину для публикации в детском журнале. Отлично расслабиться, отдохнуть, привести тело и дух в порядок можно, если принять ванну с шипучкой. Воспитатель: Вы сегодня узнали историю возникновения мыла.- Что использовали древние люди вместо мыла? (золу, глину, песок, пчелиный воск, растения).- Как называется профессия человека, который варил мыло?- Почему многие хозяйки стали варить мыло дома, а не покупать его?- Что добавляли в мыло для запаха и цвета? (ответы детей)Спасибо, вы молодцы!
X

x