Всего представлено работ: 244029

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Мялицина Татьяна Сергеевна

«Влияние устного народного творчества на духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

Выступление на тему: «Влияние устного народного творчества на духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель: Мялицина Т.С. В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Главной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного, духовного опыта, основанного на народных традициях культуры родного края. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру» (ст.19, п.2). Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Одним из эффективных методов работы с детьми младшего дошкольного возраста в духовно-нравственном воспитании выступает устное народное творчество. Целью нашей работы является: целостное духовно-нравственное воспитание дошкольника посредством его приобщения к ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа через устное народное творчество, в котором как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Поэтому не случайно, важным моментом в работе с детьми стало широкое знакомство с фольклорным творчеством, одним из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре, к духовной жизни своего народа. Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей, они открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. В своей работе мы включали фольклор во все виды детской деятельности. При отборе фольклорного материала учитывали возрастные особенности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Мы широко применяем потешки при организации непосредственной образовательной деятельности, в организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, употреблении пищи, укладывание спать и др.: «Водичка – водичка умой моё личико», «Кушай Маша кашку», «Сорока – белобока», «Чешу, чешу волосоньки», «Вот они сапожки» и др. Дошкольники познакомились с новыми пословицами и поговорками, которые учат ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, передают отношение народа к тому или иному предмету или мнению: «Мал золотник, да дорог», Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело»… Пословицы и поговорки мы используем во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи». Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. С помощью сказок мы формируем  у детей умения быть дружными и   трудолюбивыми: «Рукавичка», «Репка»,«Царевна– Лягушка», «Ховрошечка»; слушаться и уважать родителей: «Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»; быть смелыми и  бесстрашными: «У страха глаза велики». Сказки: «Теремок», «Зимовье зверей» учат быть гостеприимными и дружелюбными. В сказках «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Бобовое зернышко» дети учатся взаимопомощи, сочувствию и заботе к ближним. Внедряем в образовательный процесс творческую мастерскую «Тайны бабушкиного сундучка», целью которой является развитие личности ребёнка младшего дошкольного возраста, средствами приобщения к ценностям и традициям культуры российского народа. На вводном занятии ребята делились своими знаниями о родном поселке, в котором они живут (название поселка, улицы, некоторых достопримечательностей). На занятиях в мастерской дошкольники знакомятся с новыми народными хороводными играми: «Как у бабушки Ларисы», «У дедушки Трифона»; хороводными песнями: «Заинька», «Ай-да березка», «Кто у нас хороший» и тд. Это такие всем известные игры, песни, хороводы в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. На протяжении учебного года ребята познакомятся с предметами старинного быта, такими как печь, самовары (на дровах и электрический), коромысло, ведра из дерева, лапти, матрешки, деревянные расписные ложки, чугунок, старинная маслобойка, которые собраны в нашем мини - музее «Жили – были…» Планируем познакомить дошколят с праздниками «Рождество», «Пасха», «Масленица». Все это, несомненно, сформирует в детях такие нравственные понятия, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. В группе обязательно поздравляем именинников, водим хоровод «Каравай», используем различные забавы, народные игры, добрые пожелания. С помощью консультаций «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей», «Значение книги в жизни малыша», «Роль традиций семейного чтения в развитии ребенка в современном мире», «Влияние семьи и детского сада на духовно – нравственное воспитание детей» знакомим родителей с направлением духовно – нравственного воспитания, также рекомендуем произведения для чтения. В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» родители с детьми дома изучают самостоятельно, повторяют разученные нами в группе потешки, пословицы, поговорки, играют в хороводные игры, читают сказки, тем самым закрепляют интерес ребенка к устному народному творчеству своего народа. Также нами было создано два видеоролика для ознакомления родителей с деятельностью группы и творческих мастерских, в которых ребята наглядно показали, какие они добрые, дружные, трудолюбивые… В заключение можно сделать следующий вывод: знакомя младших дошкольников с устным народным творчеством, мы формируем у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создаём эмоционально-положительную основу для духовно – нравственного воспитания. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности, которые любят и уважают свою Родину, традиции, культуру.Литература:И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»И.А. Бойчук,Т.Н. Попушина «Мы гордимся стариной, стала нам она родной» Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»Л.Л. Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности» О.Л.Князева, Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
X

x