Всего представлено работ: 244152

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Раиля Разяповна Мухаметшина

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе на тему «Антонимы»

скачать документ

Вернуться назад

Урок русского языка в 5-ом классе на тему «Антонимы»Мухаметшиной Раили РазяповныТип урока: урок «открытия» новых знаний.Задачи урока:-уметь употреблять антонимы в своей речи;-продолжить изучение темы «Антонимы»;-знать об особенностях употребления антонимов в художественной речи.Планируемые результаты:Личностные: уважительное отношение к труду, уважительное отношение к русскому языку, культуре, ценностям.Предметные: умение находить, подбирать антонимы, использовать их в своей речи, строить лингвистическое высказывание об антонимах, знать теоретический материал об антонимах и понятие «антитеза».Метапредметные связи: умение аргументировать свое мнение, умение сопоставлять и анализировать информацию, заполнять таблицы, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, навыки целеполагания и самоконтроля. Межпредметные связи: литература, история.Ресурсы урока: Учебно-методические: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцева и др. «Русский язык» 5 класс. В 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020.Материально-технические: ноутбук, проектор.Ход урока1.Этап мотивации и постановки задачУчитель: Здравствуйте, ребята! Урок я хотела бы начать с пословицы (на доске) «ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ». Как вы понимаете эту пословицу? (Если мы владеем речью, то можем обратиться за помощью и справиться с любым делом). Представьте, ребята, что вы оказались в незнакомом городе, как вы обратитесь к прохожим за помощью? (Подскажите, пожалуйста, Позвольте спросить и т.д.)Учитель: Прочитайте слова, которые вы видите на доске. Знаете ли вы их?МАРШРУТЭКСПЕДИЦИЯПЛАТФОРМАЭКСКУРСИЯУчитель: Какое из предложенных слов имеет значение «ПУТЬ СЛЕДОВАНИЯ»? Правильно, конечно же, МАРШРУТ! Какие однокоренные слова можно образовать от слова «МАРШРУТ»? (Маршрутный, маршрутка)Учитель: Составьте и запишите словосочетания с этим словом и запомните написание этого словарного слова. (Один ученик выполняет это задание на доске).(Маршрутное такси, новый маршрут, проложить маршрут, запомнить маршрут, маршрут автобуса и т.д.)Учитель: А как вы, ребята, понимаете другие записанные слова?Платформа-площадка для посадки пассажиров; экскурсия-прогулка, путешествие; экспедиция-поездка с научной целью.Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листочки, которые тоже можно назвать «маршрутными», так как именно они определяют наш путь в познании новой темы. А поможет нам ее определить наше первое задание.Учитель: ЗАДАНИЕ 1. Сгруппируйте пары слов в два столбика. Придумайте название этим столбикам.ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ, ХОЛОДНО-ЖАРКО, КРАСНЫЙ-АЛЫЙ, ГРУСТИТЬ-РАДОВАТЬСЯ, БЛИЗКО-РЯДОМ, МЕТЕЛЬ-БУРАН, ШИРОКО-УЗКО, ХОХОТАТЬ-СМЕЯТЬСЯ??????Учитель: Ребята, почему вы объединили слова: красный-алый, близко-рядом, хохотать-смеяться, метель-буран? (Так как они обозначают одно и то же понятие). А как называются такие слова в русском языке? (Синонимы)А что вы скажете о словах из второго столбика: высокий-низкий, холодно-жарко, грустить-радоваться, широко-узко? (Они обозначают слова с противоположными значениями). А вы знаете, как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)Учитель: Запишите, ребята, заголовки столбцов в таблице. Проверьте по эталону.СИНОНИМЫАНТОНИМЫКРАСНЫЙ-АЛЫЙ БЛИЗКО-РЯДОМ МЕТЕЛЬ-БУРАН ХОХОТАТЬ-СМЕЯТЬСЯВЫСОКИЙ-НИЗКИЙХОЛОДНО-ЖАРКОГРУСТИТЬ-РАДОВАТЬСЯ ШИРОКО-УЗКО2. Формулирование темы и цели урокаУчитель: А теперь, ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Антонимы) Запишите в тетрадь число, классная работа и тему урока в тетрадь.Учитель: Скажите, пожалуйста, чему нам сегодня с вами следует научиться, ребята? Можете ли вы находить антонимы?(ДА) А сможете придумать рассказ об антонимах? (НЕТ) А знаете ли вы об особенностях употребления антонимов в художественной речи? (НЕТ)Учитель: Значит, ребята, сегодня нам на уроке нужно будет более подробно познакомиться с антонимами, для того чтобы подготовить рассказ об антонимах и разобраться с особенностями употребления антонимов в художественной речи и попробовать употреблять их в своей речи.3.Актуализация знаний учащихсяУчитель: Как вы думаете, а что же значит «владеть речью», «знать язык»? (Уметь построить какое-либо высказывание, знать разные слова) А как называется раздел науки в русском языке, который изучает словарный состав языка? (Лексика)Учитель: Задание 2. Вспомнить знакомые термины нам поможет второе задание МАРШРУТНОГО ЛИСТА.МАРШРУ́Т, -а, муж.1. Путь следования. М. перелёта. М. для путешествия. Туристские маршруты.2. Товарный поезд, идущий без изменения состава и груза до места назначения (спец.).|| прил. маршрутный, -ая, -ое. Маршрутное такси (микроавтобус, курсирующий по определённому маршруту).Маршрутка, -и, ж.(разг.). Маршрутное такси.Учитель: Прочитайте то, что записано на доске. Что это, ребята? (Словарная статья) Из каких элементов строится словарная статья? (Правильно, сначала слово-грамматические пометы-лексическое значение-примеры употребления) Сколько значений имеет слово МАРШРУТ? (Два) В какой речи употребляется во втором значении? (Профессиональная) А в какой речи употребляется слово МАРШРУТКА? (Разговорная) А можно ли использовать эти слова в сочинении? (Нет)Учитель: Закончите предложение, которое дано у вас в маршрутных листах «Маршрут-это …», объясните постановку тире в этом предложении, выделите грамматическую основу.Учитель: А можем ли мы употребить слово «МАРШРУТ» в переносном значении? (Конечно, когда имеем ввиду ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А что значит это слово в словосочетании «образовательный маршрут»? (План, программа образования)4.Организация познавательной деятельностиУчитель: Задание 3. Задание третье у нас будет по учебнику. Письменно выполним упражнение 372. Ребята, выполнив упражнение, перепишите к себе в тетрадь правило с учебника (166).Учитель: Задание 4. Перейдем к 4 заданию. Прочитайте выразительно стихотворение Джани Родари. Можно ли считать поучительным этот текст-тараторку? (Это стихотворение учит быть последовательным в своих поступках)ТараторкаВот тараторка для ребят:Когда молчат, не говорят.Когда стоят на том же месте,Не совершают путешествий.Что далеко, не очень близко.Что высоко, не слишком низко.Нельзя приехать, не уехав,И грызть орех, коль нет орехов.Никто сидеть не может стоя,Лить из порожнего в пустое.Нельзя писать на белом меломИ называть безделье делом.Учитель: Как вы понимаете значение слова «порожний»? (Пустой) А значение всей поговорки лить из порожнего в пустое? (Вести бессмысленные и пустые разговоры)Учитель: Заполните предложенную таблицу, выписывая пары антонимов.Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголНаречие Учитель: А теперь проверьте по эталону.Имя существительноеБезделье-делоИмя прилагательноеГлаголМолчат-говорятНаречиеДалеко-близкоВысоко-низкоУчитель: А почему нельзя выписать слова приехать-уехав, орех-нет орехов, сидеть-стоя (Так как это все слова разных частей речи и словосочетание)Учитель: Сформулируйте, ребята, вывод, какие именно слова могут быть антонимами? (Антонимы принадлежат только к одной и той же части речи)Учитель: Задание 5. В следующем задании тоже нужно будет подобрать антонимы, но разными способами, обращая внимание на образец.Словообразовательные антонимыЛексические антонимыПравда-неправдаСчастливый-несчастливыйПрибежать-убежатьРасставаниеГоворить-молчатьУмный-Воля-Большой-Влететь-Любовь-Здороваться-Хорошо-Учитель: Проверим по эталону.Словообразовательные антонимыЛексические антонимыПравда-неправдаСчастливый-несчастливыйПрибежать-убежатьРасставание-встречаГоворить-молчатьУмный-глупыйВоля-неволяБольшой-небольшойВлететь-вылететьЛюбовь-ненавистьЗдороваться-прощатьсяХорошо-плохоУчитель: Сделайте следующий вывод, ребята, и запишите его в тетрадь: какие бывают антонимы? (Антонимы бывают словообразовательные и лексические) Какие антонимы называются словообразовательными? (Однокоренные слова, которые имеют приставки с противоположным значением)Учитель: Задание 6. А следующее задание поможет нам ответить на вопрос, сколько антонимов может быть у одного слова. Нужно подобрать антонимы к выделенному слову и записать во второй столбик.ОТКРЫТАЯ книгаОТКРЫТЫЙ взглядОТКРЫТЫЙ человек Учитель: Проверим по эталону.ОТКРЫТАЯ книгаЗАКРЫТАЯ книгаОТКРЫТЫЙ взглядПРЯМОЙ взглядОТКРЫТЫЙ человекОБЩИТЕЛЬНЫЙ человек Учитель: Запишите вывод в тетрадь. Сколько антонимов можно подобрать к слову? (У слова бывает столько антонимов, сколько значений)Учитель: Задание 7. Прочитайте текст. Как вы думаете, откуда взят этот текст? (Из учебника лит-ры)Антитеза — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли.Полюбил богатый - бедную...Полюбил богатый - бедную,Полюбил ученый - глупую,Полюбил румяный - бледную,Полюбил хороший - вредную:Золотой - полушку медную.- Где, купец, твое роскошество?Во дырявом во лукошечке!- Где, гордец, твои учености?Под подушкой у девчоночки!- Где, красавец, щеки алые?"За ночь черную - растаяли".- Крест серебряный с цепочкою?У девчонки под сапожками!Не люби, богатый, - бедную,Не люби, ученый, - глупую,Не люби, румяный, - бледную,Не люби, хороший, - вредную.Золотой - полушку медную! (М.Цветаева)Учитель: Как вы понимаете значение слова «ПОЛУШКА» (Денежка, медная монета в четверть копейки), «ЗОЛОТОЙ» (Золотой рубль) Прочитайте список слов, которые называли исторические денежные единицы в России. Какую сумму они обозначают?Алтын (Монета в три копейки)Гривенник (Монета в 10 копеек)Грош (Пол копейки)Червонец (10 рублей)Четвертак (25 рублей)Учитель: Запишите, ребята, в тетради ответ на вопрос: В основе какого оборота поэтической речи лежат антонимы? (Антитезы)Учитель: А сейчас расскажите мне, пользуясь выводами, что вы узнали об антонимах?Учитель: Задание 8. Сейчас у нас будет творческая групповая работа. Прочитайте текст. Где мы можем встретить этот текст? (В буклете туристической фирмы или на туристическом сайте) Для кого он предназначен? (Для гостей города, для туристов)Экскурсия «Вечерние огни Казани»Экскурсия включает проезд по наиболее ярко и красиво подсвеченным улицам города, в том числе по современному мосту Миллениум и Ленинской дамбе. Ночная Казань представляет собой зрелище самое что ни на есть фантастическое: таинственная панорама Кремля, роскошный Дворец земледельцев, современный футбольный стадион стадион Ак Барс Арена (ранее Казань-Арена), Дворец водных видов спорта, Центр семьи "Казан" – всё это не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника. Маршрут предусматривает 2-3 остановки для фотосъемок в самых ярких и красочных местах города.Источник: Портал «Актуальная Казань» http://akazan.com/afisha/a1300Учитель: На основе этого описания маршрута разработайте свой для вашей прогулки маршрут для вашей прогулки с гостями города и опишите его в электронном письме вашему товарищу так, чтобы ему захотелось приехать и посетить наш город.Первая группа использует в своем тексте слова: начало-окончание.Вторая группа использует антонимы: ехать-останавливаться.Третья группа использует слова: восхищенно-разочарованно.Четвертая группа использует слова: длинный-короткий.Пятая группа использует слова: современный-старинный.Примерный вариант текстаДорогой Карим, я была бы очень рада, если ты посетишь наш замечательный город Казань. Началом нашей прогулки по Казани будет улица Баумана, на этой улице можно увидеть большое количество магазинов, торговых центров, сувенирных магазинов и многое другое, после мы отправимся в Казанский Кремль – главную достопримечательность города. По решению ЮНЭСКО Казанский Кремль включён в список памятников Всемирного культурного наследия. Город — Казань-это просто сказка для путешественника, в этом городе очень большое количество мечетей, католических и православных соборов. Самая крупная мечеть в городе имеет название Кул-Шариф, она очень красивая. После через мост Миллениум мы проедем на другой берег Казанки, где увидим Дворец водных видов спорта и Центр семьи «Казан». Окончанием нашей экскурсии станет футбольный стадион Казань-Арена с самым большим в Европе медиафасадом. И еще много всего интересного сможешь увидеть, если приедешь в нашу Казань. Буду ждать тебя с нетерпением! До встречи!Учитель: Зачитайте получившиеся работы. Какое письмо, на ваш взгляд, получилось самым интересным и выразительным? (Высказывают свои мнения) Как вы считаете, удалось ли вам убедить товарища приехать в гости в Казань? А какие должны быть требования к письму-приглашению в гости? (Письмо должно быть понятным, красивым, интересным и конкретным)Учитель: Домашнее задание: выучить правило на с.166, упр.370 (списать пословицы и подчеркнуть в них антонимы), написать приглашение на прогулку по Тюлячам своей Маме.5.Этап рефлексииУчитель: Прочитайте на экране проектора список фразеологизмов.Бить баклуши, палец о палец не ударил, мартышкин труд, работать не покладая рук, стараться изо всех сил, трудиться в поте лица, спустя рукава, гонять лодыря, вкладывать душу, толочь воду в ступе.Учитель: Какая тема объединяет все эти фразеологизмы, ребята? (Фразеологизмы на одну тему, тема труда)Учитель: А сейчас по вариантам выпишите в тетрадь фразеологизмы с положительной оценкой труда (1 вариант), отрицательной оценкой труда (2 вариант).Учитель: Проверьте по эталону, объясняя значения предложенных фразеологизмов.1 вариант2 вариантБить баклуши, палец о палец не ударил, мартышкин труд, спустя рукава, гонять лодыря, толочь воду в ступе.Работать не покладая рук, стараться изо всех сил, трудиться в поте лица, вкладывать душу.Учитель: Ребята, выберите крылатое выражение из представленных на экране фразеологизмов для характеристики вашей деятельности на уроке и запишите его в свой маршрутный лист, а после сдайте их мне.Учитель: Урок окончен! До свидания, ребята! Всего доброго!
X

x