Всего представлено работ: 244168

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Пантелеева Татьяна Александровна

"Представление воспитателей о роли зарубежных мультфильмов в жизни дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад






ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ О РОЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ



Педагог-психолог
Пантелеевой Татьяны Александровны




СОДЕРЖАНИЕ

Введение
3

Глава 1. Развитие ребенка в период дошкольного детства
1.1. Дошкольное детство: общая характеристика возраста
5

Глава 2. Мультфильмы как средство воздействия на психику дошкольника
2.1. Мультфильм: понятие, особенности и история развития
16

Глава 3. Исследование представлений о воздействии зарубежных мультфильмов на психику дошкольников
3.1. Анализ зарубежных мультфильмов и их возможного воздействия на психику дошкольников
20

3.2. Представления воспитателей детских садов о влиянии зарубежных мультфильмов на психику дошкольников
21

Заключение
26

Список литературы
28

Приложения
29


ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали значительное влияние на семью как социальный институт. В настоящее время в психологии отсутствует единая концепция семейного воспитания. Процесс обнищания, напряженные усилия для выживания в новых условиях, безработица, потеря прежних нравственных ориентиров и отсутствие новых идеалов, ослабление помощи семье со стороны государства дестабилизируют семью. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи, убывает ее педагогический потенциал. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам.
Вместе с этим растет время, которое дошкольник проводит перед телевизором. Уставшие после рабочего дня родителя зачастую используют телевизор как няньку, и при этом практически не контролируют то, что именно смотрит их ребенок. Последнее время часто можно слышать, что современные дошкольники существенно отличаются от предшествующих поколений, и значительную роль при этом отводят тем передачам, которые смотрят дошкольники.
В ходе беседы автора с воспитателями детских садов г.Новоуральска, проведенной в августе 2007года на ежегодной августовской педагогической конференции, были выявлены особенности современных дошкольников. В частности, воспитатели полагают, что зарубежные мультфильмы влияют на психику дошкольника.
Данная работа посвящена изучению влияния зарубежных мультфильмов на психику дошкольников.
Цель: проанализировать представление воспитателей детских садов о воздействии зарубежных мультфильмов на психику дошкольника.
Объект исследования: роль зарубежных мультфильмов в жизни дошкольников.

Предмет исследования: представление воспитателей детских садов о роли зарубежных мультфильмов в жизни дошкольников.
В качестве гипотезы данного исследования было выбрано предположение о том, что зарубежные мультфильмы могут оказывать негативное воздействие на психику дошкольников.
Для достижения цели работы необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
рассмотреть особенности психического и личностного развития дошкольников;
выделить значимые функции, которые развиваются в дошкольном возрасте;
рассмотреть понятие, особенности и историю развития мультфильмов;
выявить механизмы воздействия мультфильмов на психику дошкольника;
проанализировать влияние зарубежных мультфильмов на психику дошкольников;
провести исследование и проанализировать результаты.
Методы исследования: анализ литературы, анализ зарубежных мультфильмов, анкетирование воспитателей детских садов, сравнительный анализ данных анкетирования воспитателей и анализа мультфильмов.
В экспериментальной части работы принимали участие 21 воспитатель детских дошкольных учреждений г. Новоуральска.
В работе проведен анализ мультфильмов и выделены особенности мультфильма, которые делают его интересным для дошкольника. Также в работе проведен анализ следующих зарубежных мультфильмов и передач для детей: «Покемоны», «Симпсоны», «Улица Сезам», «Ох, уж эти детки», «Телепузики».

Глава 1. Развитие ребенка в период дошкольного детства

1.1. Дошкольное детство: общая характеристика возраста
В отечественной психологии дошкольным детством принято считать (Выготский Л.С., Лисина М.И. и др.) период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений [4]. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.
В дошкольном возрасте интенсивно развивается мышление ребенка [4]. Ребенок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью внешних ориентировочных действий, т. е. находит решение методом проб и ошибок (наглядно-действенное мышление), тогда как в среднем дошкольном возрасте он уже после ознакомления с несколькими вариантами решения способен решить задачу в уме, без предметных действий. Мышление уже не связано только с практическими предметными действиями и непосредственным восприятием, становится наглядно-образным. Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы [5]. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
В течение дошкольного периода (от 3 до 7 лет) развивается речь и формируется ее регулятивная функция, т. е. использование речи для регуляции собственного поведения [4]. Ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа.
Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения [5]. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка [4]. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.
Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. М.И. Лисина полагает, что у человека существует самостоятельная потребность в общении, которая состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.
Общение со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребёнка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка, к которым М.И. Лисина относит потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе ею выделяются три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые, личностные.
Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для общения ко взрослому. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.
М.И. Лисина указывает, что линии развития разных аспектов общения порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, или уровней, на каждом из которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит как смена нескольких целостных форм общения. М.И. Лисина выделяет четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка:
Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни). Эту форму общения можно наблюдать, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Взаимодействие со взрослыми разворачивается в перовые месяцы жизни детей на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающим миром опосредствованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев 2 года). Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. В этом возрасте помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними.
Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции: функционально-преобразованные предметные действия, позы и локомоции.
Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Таким образом, снова рамки общения становятся тесными и разламываются, а дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности.
Внеситуативно-познавательная форма общения (35 лет). Третья форма общения ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.
Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей младшего и среднего дошкольного возраста к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал.
Важнейшим средством коммуникации на уровне третьей формы общения становится речь, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения.
Вместе с тем, познание мира предметов и физических явлений перестает вскоре исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере. Развитие мышления, и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, перестраивая и деятельность общения со взрослыми.
Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (67 лет). Высшей формой коммуникативной деятельности, наблюдаемой в дошкольном детстве, является внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми.
В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность, так сказать, в «чистом виде».
Внеситуативно-личностное общение формируется основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деятельности: трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не являет аспектом его сотрудничества со взрослым.
Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет удовлетворить нужду в познании себя, других людей взаимоотношений между людьми. Старший партнер ребенка служит для него источником знаний о социальных явлениях и одновременно сам становится объектом познания как член общества, как особая личность всеми ее свойствами и взаимосвязями. Наконец, взрослые служат для ребенка эталоном, образцом того, что и как надлежит делать в разных условиях.
Переход от низших форм общения к высшим осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестает соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, разламывает ее и обусловливает возникновение новой, более совершенной формы общения [5].
Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.
Посредством общения взрослые (прежде всего родители) оказывают влияние на ребенка. Пути этого влияния могут быть различными. Во-первых, важно то, что взрослый воспринимается ребенком как субъект, как личность, как представитель общества. В дошкольном возрасте, особенно у старших дошкольников, в общении преобладает личностный мотив. Во-вторых, взрослый оказывает влияние на ребенка тем, что ставит перед ним задачи на познание или овладение какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение, подкрепляется или не подкрепляется. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребенка.
Общение ребенка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей друг с другом. В диаде ребенок – взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому. Именно слова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребенком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребенком и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребенка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирование ребенка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами [5]. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду – хорошо, обманывать – плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм. С.Г. Якобсон, В.Г. Шур, Л.П. Почеревина установили, что дети, хотя и знают правила, часто нарушают нормы поведения, если соблюдение правил противоречит их желаниям. Так, ребятам, утверждавшим, что делить игрушки не поровну плохо, предполагалось распределить их между собой и еще двумя детьми. Результаты показали, что большинство из них взяли себе больше.
Таким образом, в этом возрасте возникают начальные формы высших эмоций и чувств, такие, как моральные чувства, связанные с овладением понятиями «можно», «нельзя», эстетические чувства, связанные с усвоением понятий «красивое», «некрасивое» и т.д.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития [4]. Как отмечал Д. Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельность.
В качестве другого важного значения сюжетно-ролевой игры для развития ребенка Д. Б. Эльконин рассматривает ее влияние на преодоление «познавательного эгоцентризма», когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от чужой, что приводит к господству только своего мнения. В процессе игры, принимая на себя игровые роли, ребенок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. В младшем дошкольном возрасте моральная оценка поступка еще совпадает с эмоциональной, т. е. категории «хорошо», «плохо» еще подчиняются оценкам «нравится», «не нравится» со стороны ребенка. К середине дошкольного возраста на первый план уже выходят моральные понятия, которые подчиняют себе эмоциональные. К концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника. В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка. Формирование произвольного поведения Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками [4].
В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство - это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда [4]. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого – непременное условие всестороннего развития психики ребенка. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является его отношение к требованиям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и наличия конкретных условий. Специальные исследования дали возможность определить эти функции. Функция взрослого заключается в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные средства и способы. Функция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании в своей деятельности. При этом, как правило, к концу дошкольного возраста ребенок осознает учебную задачу, овладевает некоторыми средствами и способами выполнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.
В дошкольном возрасте происходят быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики руки. Ребенок начинает все лучше обращаться с карандашами, пластилином, ножницами, движения его становятся все более четкими, точными и аккуратными.
Итак, в целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в дошкольном возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире. Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

Глава 2. Мультфильмы как средство воздействия на психику дошкольника

2.1. Мультфильм: понятие, особенности и история развития
В дошкольном детстве наиболее интересным видом телепередач для ребенка являются мультфильмы.
Слово мультипликация означает «умножение», а анимация – «одушевление» [1]. Чтобы создать иллюзию движения, на плёнку снимают множество рисунков или различных фаз движения куклы. Когда кинолента проецируется на экран со скоростью двадцать четыре кадра в секунду, зрителям кажется, что персонаж начинает двигаться. Эта иллюзия основана на способности сетчатки глаза удерживать изображение в течение некоторого времени, пока на него не накладывается следующее. Персонаж начинает двигаться, он оживает, и зрители ему сочувствуют.
Практически все средства массовой информации используют те или иные механизмы воздействия на психику. Рассмотрим механизмы формирования и развития стереотипов поведения, используемые в мультфильмах. Для этого нам необходимо выделить особенности мультфильмов, которые делают мультфильм интересным для детей. Современные мультфильмы очень красочны, в них используются все новые и новые технологии.
В ходе анализа мультфильмов автором были выявлены следующие особенности:
яркость, образность;
краткость, динамичность смены образов;
присутствие реального и фантастического;
присутствие добрых и злых сил, которые олицетворяются;
анимизм – одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями (например, говорить и понимать речь) и т.д.
Кроме того, при просмотре мультфильмов срабатывают механизмы формирования стереотипов поведения. Такими механизмами в первую очередь являются заражение, внушение и подражание.
Заражение один из наиболее часто встречающихся при объяснении массового поведения феномен [5]. Начинаясь на психофизиологическом уровне, оно осуществляется и на общепсихологическом, и социально-психологическом уровнях. Высшим уровнем можно считать смысловое заражение личности, носящее уже не только эмоциональную, но и содержательную окраску. В силу своих психологических особенностей дошкольник имеет высокую готовность к заражению, а готовность к подражанию или склонность к внушению – условие эффективного заражения. В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Эмоциональная окраска мультфильмов усиливает заражение.
Вторым по степени участия в формировании массы считается феномен внушения [5]. Воздействуя на человека, вербальными или невербальными средствами, у него можно вызвать определенные состояния, создать некоторые ощущения, сформировать представления, возбудить эмоциональные состояния и даже волевые побуждения – условия совершения определенных действий. Действенное внушение требует готовности воспринять его, т.е. склонности к заражению или наклонности к подражанию со стороны объектов воздействия, которая у дошкольника достаточно сильно развита.
Наиболее общим психологическим явлением, реально стоящим как за успешным заражением, так и за эффективным внушением, является феномен подражания [17]. Именно готовность к подражанию обеспечивает результативность всех иных способов воздействия массы, ее лидеров и даже внешних обстоятельств на индивида, включение его в массу или поглощения ею. Основа подражания – следование какому-либо примеру, образцу. В конечном счете, психика человека достаточно экономична. Самостоятельное, творческое, инновационное поведение занимает сравнительно малую часть времени. Несамостоятельность дошкольника, связанная с его возрастными особенностями, обусловливает его готовность к подражанию.
У дошкольника чрезвычайно развито подражание, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное.
Таким образом, воздействие мультфильмов на психику дошкольника очень сложно и не может быть объяснено исключительным действием какого-то одного психологического механизма. Только совокупное действие подражания, заражения и внушения, при котором каждый из данных феноменов исполняет свою роль, обеспечивает все многообразие вариантов этих отношений и складывается в единый общий механизм формирования психики дошкольника.
Автором данной работы проведен анализ воздействия мультфильмов на познавательные психические процессы, который приводится в таблице 1.
Таблица 1
Особенности влияния мультфильмов на развитие дошкольника
Познавательные психические процессы
Влияние мультфильмов
Последствия

Лепка, рисование, конструирование способствуют ускорению сенсорного развития
Увеличивается время просмотра телепередач и, соответственно, снижается время на другие занятия
Замедление сенсорного развития дошкольника

Развитие умения общаться со взрослым и со сверстниками
Замена реального общения просмотром телепередач, например, мультфильмов
Нарушение общения, выработка негативных форм поведения, например, агрессии

Формирование начальных форм высших эмоций и чувств
Просматривая телепередачи, дошкольник усваивает не только правила поведения в обществе, но и эстетические чувства, учится отличать красивое и т.д.
Искаженное представление о моральных чувствах

В ходе ролевой игры происходит развитие ребенка
Сюжеты ролевых игр дошкольник черпает в телепередачах
Проводя большое количество времени у экрана телевизора, дети все меньше играют в игры с правилами.

Начинается становление трудовой деятельности
В ряде мультфильмов труд подвергается осмеянию
Искаженное представление о труде, негативное отношение к труду

Происходит становление моральных чувств ребенка
в ряде мультфильмов поощряется жестокое или эгоистичное поведение ребенка
ребенок может взять из мультфильмов образцы для подражания

Мультфильм нагляден – очень понятен для ребенка

Примитивная речь героев некоторых мультиков препятствует развитию речь ребенка
Речь мультиков обедняет и не дает развиваться речи ребенка

Проведенный автором анализ позволяет утверждать, что существует воздействие мультфильмов на дошкольника и оно является достаточно сильным.
Глава 3. Исследование представлений о воздействии зарубежных мультфильмов на психику дошкольников

3.1. Анализ зарубежных мультфильмов и их возможного воздействия на психику дошкольников
Изучая воздействие зарубежных мультфильмов на психику дошкольников, необходимо рассмотреть современные зарубежные мультфильмы и выделить их особенности, которые могут оказать негативное воздействие на психику дошкольников.
Для анализа нами были выбраны следующие мультфильмы: "Покемоны", "Симпсоны", "Телепузики".
По результатам анализа можно сделать следующие выводы:
Время показа большинства мультфильмов – вечернее, продолжительность показа – примерно 30 минут. Ряд зарубежных мультфильмов показываются в утреннее время в выходные дни. Таким образом, время показа мультфильмов приходится на часы, когда дошкольник предоставлен сам себе, родители не контролируют, что он смотрит.
Для большинства взрослых людей такие мультфильмы как "Симпсоны" являются смешными. Ребенок же воспринимает смех родителей в ответ на гиперболизированное, искаженное отражение семейных проблем в мультфильме как одобрение соответствующего типа поведения.
Например, в зарубежном мультфильме «Симпсоны» например, разрушаются все нормы поведения детей и их родителей. Например, ответ сына на просьбу матери сделать что-то: «Сама сделаешь старуха!». Старики, например, дедушка Симпсонов, выставлен в смешном и нелепом свете; над старостью, дряхлостью, болезнью тонко и весьма остроумно, что особенно страшно, глумятся: то черепаха крадет его вставную челюсть, а старик не может ее догнать, то перед самым носом захлопывает дверь родной сын.
Многие зарубежные мультфильмы демонстрируют агрессивные способы реагирования на ситуации. Некоторые зарубежные мультфильмы стали агрессивными, злыми, в них чаще всего доминируют сцены насилия, убийств, драк, употребляются в некоторых мультфильмах и нецензурные выражения.
Например, мультфильм, который раньше был очень популярен – «Покемоны» очень интересен. Его название уже настораживает, «покемоны» в переводе с английского означают «карманные чудовища» - pocket monster. Однако основная суть этого мультфильма в том, что эти существа пожирают друг друга, стремясь уничтожить. Сразу вспоминаются новая кровавая забава - собачьи и петушиные бои, которые в наше время переживают второе рождение. Наблюдая за смертельной схваткой животных, взрослые переходят грань человеческого, позволяют себе испытывать удовольствие от убийства. Также и ребенок получает удовольствие от увиденного им сражения.
В наше время все чаще в зарубежных мультфильмах встречаются механизмы массовой психологии: психологические феномены заражения, подражания, внушения и реже убеждения.
Интересен по своему содержанию мультфильм «Телепузики». Взрослые люди, смотревшие этот сериал, нередко обращают внимание на некоторые странности, которых раньше никогда не бывало в детских мультфильмах. Во-первых, игровые эпизоды идут два раза подряд, что само по себе поразительно. Время от времени в «Телепузиках» демонстрировались мультипликационные вставки, повторяющийся за неделю несколько раз. Например «Шествие зверей»: на экране появляются звери, совершенно разные, из разных природных зон – крокодилы вперемешку с бегемотами, белыми медведями, пингвинами, страусами. Они идут очень медленно, караванном, их шествие по экрану растягивается минуты на три-четыре. Есть и еще непонятные эпизоды. Скажем, телепузик качается на качелях. Диктор за кадром говорит: «Ляля качается». «Ляля» два раза качнулась и упала. Встала, опять села на качели. Опять голос диктора: «Ляля качается». Телепузик опять падает и так раз шесть. Авторы «Телепузиков» - Энн Вуд и Эллис Кан – утверждают, что в передаче использованы какие-то чрезвычайно передовые научные технологии, развивающие маленьких детей. Но на самом деле смысл вставок и разных других эпизодов с затяжкой времени заключается в другом – в приучение детей к экрану, причем в приучение страшном, гипнотическом.
Таким образом, ряд зарубежных мультфильмов могут оказывать негативное воздействие на психику дошкольников, формируя неадекватные модели реагирования и поведения детей.

3.2. Представления воспитателей детских садов о влиянии зарубежных мультфильмов на психику дошкольников
Поставив перед собой цель изучить изменения, происходящие с дошкольниками под воздействием зарубежных мультфильмов, мы провели констатирующий эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е., в констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравниваются между собой результаты до и после эксперимента.
Целью нашего исследования было выделить наиболее важные изменения, происходящие с дошкольниками под воздействием просмотра зарубежных мультфильмов.
В исследовании принимали участие 21 воспитатель детских дошкольных учреждений г. Новоуральска. Воспитатели выступали в качестве внешних экспертов при оценке изменений, происходящих с детьми на протяжении ряда лет, в опросе участвовали воспитатели, сделавшие 2-3 выпуска детей, т.е. имеющие возможность проследить изучаемые нами изменения.
Для проведения исследования была разработана специальная анкета (см. Приложение 1), состоящая из 5 вопросов и позволяющая получить данные о воздействии мультфильмов на психику дошкольника. Для большей достоверности результатов исследование проводилось анонимно.
При обработке и сравнительном анализе данных (см. Приложение 2) были получены следующие результаты:
Большинство опрошенных воспитателей детских дошкольных учреждений (65%) оценивая, как изменяется время просмотра телевизора у дошкольников за последнее десятилетие отметили, что время просмотра резко увеличилось, еще 35% - что увеличилось. Таким образом, все опрошенные воспитатели отмечают увеличение времени, которое дошкольники проводят перед телевизором.
Отвечая на вопрос «Какие передачи и программы наиболее часто смотрят дошкольники?», воспитатели детских дошкольных учреждений отмечают, что дошкольники смотрят:
зарубежные мультфильмы – 100%;
развлекательные передачи для детей – 50%;
отечественные мультфильмы – 40%;
зарубежные сериалы – 35%;
отечественные сериалы – 30%;
ток-шоу – 25%;
художественные фильмы для взрослых – 20%;
художественные фильмы для детей – 5%;
научно-популярные передачи – 5%;
спортивные передачи– 5%;
развивающие программы – 0%.
Таким образом, воспитатели детских дошкольных учреждений отмечают, что наиболее популярными для просмотра являются зарубежные мультфильмы.
Оценивая последствия просмотра зарубежных мультфильмов дошкольниками, воспитатели указывают, что в первую очередь изменяются:
поведение дошкольников по отношению к сверстникам – 85%;
агрессивность дошкольников – 80%;
эмоциональное состояние дошкольников – 65%;
нравственные ценности дошкольников – 65%;
поведение дошкольников по отношению к взрослым – 30%;
отношение к животным, птицам и др. – 25%;
поведение дошкольников по отношению к родителям – 25%;
интеллектуальное развитие дошкольников – 15%;
отношение дошкольников к значимым событиям в их жизни – 5%;
ни на что не влияет – 0%.
Таким образом, воспитатели детских дошкольных учреждений отмечают, что больше всего зарубежные мультфильмы влияют на поведение дошкольников по отношению к сверстникам и на агрессивность дошкольников. Кроме того, достаточно сильно изменяются под воздействием зарубежных мультфильмов эмоциональное состояние и нравственные ценности дошкольников.
По мнению воспитателей, основными причинами частого просмотра зарубежных мультфильмов дошкольниками являются:
изменение отношения современных родителей к воспитанию детей (телевизор выполняет роль няни) – 75%;
преобладание зарубежных мультфильмов в программе телепередач – 55%;
внешняя привлекательность, красочность зарубежных мультфильмов – 45%;
нетипичное, противоречащее декларируемому взрослыми, поведение героев мультфильмов – 35%;
повышение интереса за счет обсуждения мультфильмов в детском саду со сверстниками – 35%;
динамичность зарубежных мультфильмов – 15%.
Таким образом, в связи с изменением отношения родителей к воспитанию детей увеличивается время, которое дошкольники проводят у телевизора.
Вред, который наносят зарубежные мультфильмы детской психике, в первую очередь связан, по мнению воспитателей, с:
несоответствием моральных норм и ценностей зарубежных мультфильмов морали и ценностям российского общества – 80%;
привлекательностью для ребенка негативных стереотипов поведения, пропагандируемые зарубежными мультфильмами – 80%;
отсутствием смысловой, сюжетной линии в части мультфильмов – 30%;
низким качеством зарубежных мультфильмов – 20%;
ориентацией на низкий уровень интеллектуального развития дошкольников – 10%.
Таким образом, несоответствие моральных норм и ценностей зарубежных мультфильмов морали и ценностям российского общества и привлекательность негативных моделей поведения, пропагандируемых зарубежными мультфильмами наносят вред детской психике.

Итак, по результатам опроса воспитателей детских садов можно сделать следующие выводы:
в последнее десятилетие значительно увеличилось время просмотра дошкольниками различных телепередач;
основной причиной увеличения времени, которое дошкольники проводят у телевизора, является изменение отношения родителей к воспитанию детей;
наиболее популярными среди дошкольников являются зарубежные мультфильмы;
зарубежные мультфильмы влияют на поведение дошкольников по отношению к сверстникам и на агрессивность дошкольников, кроме того, изменяются эмоциональное состояние и нравственные ценности дошкольников;
вред, который наносят психике дошкольников зарубежные мультфильмы, вязан с несоответствием моральных норм и ценностей зарубежных мультфильмов морали и ценностям российского общества, а также с привлекательностью для дошкольника негативных моделей поведения, пропагандируемых зарубежными мультфильмами.
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что в последнее десятилетие изменилось время просмотра телепередач дошкольниками, причем в основном дети смотрят зарубежные мультфильмы. Воспитатели детских садов отмечают ряд негативных изменений в поведении дошкольников. Это позволяет утверждать, что просмотр зарубежных мультфильмов дошкольниками вызывает изменения в поведении дошкольников осмотр зарубежных мультфильмов дошкольниками вызывает изменения в поведении дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставив перед собой цель, проанализировать влияние зарубежных мультфильмов на психику дошкольника, мы рассмотрели Особенности дошкольного возраста. В этот период начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире. В этот период ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста. В период дошкольного детства ребенок имеет высокую потребность быть «взрослым» и стремится подражать взрослым, очень восприимчив к воздействию взрослых.
Во второй части работы мы определили, что мультфильмы это анимационный процесс – иллюзия движения, которая основана на способности сетчатки глаза удерживать изображение в течение некоторого времени, пока на него не накладывается следующее. Мы выделили следующие особенности мультфильмов: яркость, образность; краткость, динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического; присутствие добрых и злых сил, которые олицетворяются; анимизм – одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями (например, говорить и понимать речь) и т.д.
Результаты анализа мультфильмов доказывают предположение о том, что ряд зарубежных мультфильмов оказывает негативное влияние на психику дошкольников, формируя неадекватные модели реагирования и поведения детей.
Поставив перед собой цель изучить изменения, происходящие с дошкольниками под воздействием зарубежных мультфильмов, мы провели исследование, в котором участвовал 21 воспитатель детских дошкольных учреждений г. Новоуральска. Целью нашего исследования было выделить наиболее важные изменения, происходящие с дошкольниками под воздействием просмотра зарубежных мультфильмов, и, в итоге, оценка предположения о том, что просмотр зарубежных мультфильмов дошкольниками вызывает изменения в поведении дошкольников.
Для проведения исследования была разработана специальная анкета, состоящая из 5 вопросов и позволяющая получить данные о воздействии мультфильмов на психику дошкольника.
Результаты нашего исследования показали, что в последнее десятилетие изменилось время просмотра телепередач дошкольниками, причем в основном дети смотрят зарубежные мультфильмы. Воспитатели детских садов отмечают ряд негативных изменений в поведении дошкольников. Это позволяет утверждать, что просмотр зарубежных мультфильмов дошкольниками вызывает изменения в поведении дошкольников осмотр зарубежных мультфильмов дошкольниками вызывает изменения в поведении дошкольников.
Итак, по результатам исследовательской работы можно утверждать, что психика дошкольников восприимчива к воздействию зарубежных мультфильмов, кроме того, ряд зарубежных мультфильмов оказывает негативное влияние на психику дошкольников. В работе доказано, что просмотр зарубежных мультфильмов дошкольниками вызывает изменения в их поведении.
Дальнейшие перспективы работы видятся автору в расширении сфер для анализа воздействия на психику дошкольников, например, в изучении рекламы как механизма воздействия на психику дошкольника, а также в расширении категорий испытуемых, например, включении в эксперимент самих дошкольников и их родителей.
Автор надеется, что данная работа будет полезна педагогам-психологам и воспитателям детских садов при подготовке и проведении родительских собраний, поскольку проблема воспитания детей актуальна для современного общества.
ЛИТЕРАТУРА

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003
Дети и телевизор: кому, что и сколько стоит смотреть Мисеева Д./ Psychologies, №10 2006
Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999
Краткий писхологический словарь/ под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г..- М.: Политиздат, 1985
Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни./ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ под редакцией Фельдштейна. – М., 2001
Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
Ньюкомб Н. Развитие личнсоти ребенка. – СПб.: Питер, 2002
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Издательство "Питер", 1999
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 1998
Рабочая книга школьного психолога /И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. – М.: Международная педагогическая академия, 1995
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999
Рубинштейн С.Л. Основы общей психолгии. – СПб.: Питер Ком, 1998
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ под общей редакцией Циркина С.Ю. – СПб.: Издательство "Питер", 2002
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино./ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001
Энциклопедия для детей. Том 18., ч. 3. Духовный мир человека. – М.: Аванта+, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
для воспитателей детских садов

Уважаемые воспитатели! Мы изучаем воздействие зарубежных мультфильмов и передач для детей («Покемоны», «Симпсоны», «Улица Сезам», «Ох, уж эти детки», «Телепузики») на психику дошкольников. Нам очень важно Ваше мнение по данному вопросу, ведь именно Вы проводите большое количество времени с детьми дошкольного возраста, занимаетесь их воспитанием и развитием. Просим Вас ответить на ряд вопросов по данной проблеме. Спасибо!

Оцените, как изменяется время просмотра телевизора у дошкольников за последнее десятилетие:
резко увеличилось;
увеличилось;
не изменилось;
уменьшилось;
резко уменьшилось.
Какие передачи и программы наиболее часто смотрят дошкольники? (выберите 2-4 варианта ответов)
отечественные мультфильмы;
зарубежные мультфильмы;
развлекательные передачи для детей;
развивающие программы;
художественные фильмы для детей;
художественные фильмы для взрослых;
научно-популярные передачи;
отечественные сериалы;
зарубежные сериалы;
ток-шоу;
спортивные передачи;
другое_____________________________________________________________________________
На Ваш взгляд, просмотр зарубежных мультфильмов дошкольником влияет на (выберите 2-4 варианта ответов):
поведение дошкольников по отношению к сверстникам;
поведение дошкольников по отношению к родителям;
поведение дошкольников по отношению к взрослым;
отношение к животным, птицам и др.;
отношение дошкольников к значимым событиям в их жизни;
эмоциональное состояние дошкольников;
нравственные ценности дошкольников;
интеллектуальное развитие дошкольников;
агрессивность дошкольников;
другое_____________________________________________________________________________
ни на что не влияет.
Каковы, на Ваш взгляд, основные причины частого просмотра зарубежных мультфильмов дошкольниками? (выберите 2-3 варианта ответов)
преобладание зарубежных мультфильмов в программе телепередач;
изменение отношения современных родителей к воспитанию детей (телевизор выполняет роль няни);
внешняя привлекательность, красочность зарубежных мультфильмов;
нетипичное, противоречащее декларируемому взрослыми, поведение героев мультфильмов;
динамичность зарубежных мультфильмов;
повышение интереса за счет обсуждения мультфильмов в детском саду со сверстниками;
другое_____________________________________________________________________________
Вред, который наносят зарубежные мультфильмы детской психике, связан с (выберите 2-3 варианта ответов):
низким качеством зарубежных мультфильмов;
несоответствием моральных норм и ценностей зарубежных мультфильмов морали и ценностям российского общества;
привлекательностью для ребенка негативных стереотипов поведения, пропагандируемые зарубежными мультфильмами,
отсутствием смысловой, сюжетной линии в части мультфильмов;
ориентацией на низкий уровень интеллектуального развития дошкольников;
другое_____________________________________________________________________________
Приложение 2
Сводная таблица данных


Вопрос
Варианты ответа
Кол-во ответов
Кол-во ответов (%)

1
Оцените, как изменяется время просмотра телевизора у дошкольников за последнее десятилетие?
Резко увеличилось
13
65



Увеличилось
7
35



Не изменилось
0
-



Уменьшилось
0
-



Резко уменьшилось
0
-

2
Какие передачи и программы наиболее часто смотрят дошкольники? (выберите 2-4 варианта ответов)
Отечественные мультфильмы
8
40



Зарубежные мультфильмы
20
100



Развлекательные передачи для детей
10
50



Развивающие программы
0
-



Художественные фильмы для детей
1
5



Художественные фильмы для взрослых
4
20



Научно-популярные программы
1
5



Отечественные сериалы
6
30



Зарубежные сериалы
7
35



Ток-шоу
5
25



Спортивные передачи
1
5



Другое
2
10

3
На Ваш взгляд, просмотр зарубежных мультфильмов дошкольником влияет на (выберите 2-4 варианта ответов)?
Поведение дошкольников по отношению к сверстникам
17
85



Поведение дошкольников по отношению к родителям
5
25



Поведение дошкольников по отношению к взрослым
6
30



Отношение к животным, птицам и др.
5
25



Отношение дошкольников к значимым событиям в их жизни
1
5



Эмоциональное состояние дошкольников
13
65



Нравственные ценности дошкольников
13
65



Интеллектуальное развитие дошкольников
3
15



Агрессивность дошкольника
16
80



Другое
1
5



Ни на что не влияет
0
-

4
Каковы, на Ваш взгляд, основные причины частого просмотра зарубежных мультфильмов дошкольниками? (выберите 2-3 варианта ответов)
Преобладание зарубежных мультфильмов в программе телепередач
11
55



Изменение отношения современных родителей к воспитанию детей (телевизор выполняет роль няни)
15
75



Внешняя привлекательность, красочность зарубежных мультфильмов
9
45



Нетипичное, противоречащее декларируемому взрослыми, поведение героев мультфильмов
7
35



Динамичность зарубежных мультфильмов;
3
15



Повышение интереса за счет обсуждения мультфильмов в детском саду со сверстниками
7
35



Другое
0
-

5
Вред, который наносят зарубежные мультфильмы детской психике, связан с? (выберите 2-3 варианта ответов)
Низким качеством зарубежных мультфильмов
4
20



Несоответствием моральных норм и ценностей зарубежных мультфильмов морали и ценностям российского общества
16
80



Привлекательностью для ребенка негативных стереотипов поведения, пропагандируемых зарубежными мультфильмами
16
80



Отсутствием смысловой, сюжетной линии в части мультфильмов;
6
30



Ориентацией на низкий уровень интеллектуального развития дошкольников
2
10










HYPER13PAGE


HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER1432


Новоуральский городской округ




X

x