Всего представлено работ: 243832

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Малофеева Светлана Сергеевна

Мастер - класс по исследовательской деятельности для педагогов детского сада

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 4»Камышловского городского округагорода Камышлова, Свердловской области.Мастер – класс для воспитателей детского сада на тему:Слёт лаборантов в «Научной лаборатории» Составитель: Малофеева. Светлана Сергеевна Воспитатель высшей категорииХод мастер - классаЦель. Развитие начальной компетенции у взрослых, исследовательских способностей и умений.Задачи. Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности. Познакомить с пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности. Учить ставить вопрос (выделять проблему). Развивать мышления, творческие способности, речь. Ход слёта: -Сегодня, коллеги, мы с вами собрались на слёт лаборантов в нашей научной лаборатории, где будем учиться проводить самостоятельные исследования.-Кто знает, что такое исследование? Исследование – это значит узнать, о чём- то побольше, получение новых знаний, о том, что мы исследуем. -Правильно, молодцы!Выбор темы.-Перед вами на столах, несколько деталей картинки. Вам необходимо соединить их в одно целое. Для этого объединитесь по 3 человека. Это и будет тема нашего исследования (педагоги берут части и соединяю вместе).Составление плана исследования. -Итак, тема нашего исследования - «Попугай». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нём и подготовить сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её.- Как это можно сделать?-С помощью чего?(В ходе коллективного обсуждения называются основные методы: «Подумать», «прочитать в книге», «понаблюдать», «узнать в интернете», «спросить у взрослых (специалистов)», «провести эксперимент» и др.) -Мы можем подумать самостоятельно? Конечно. Показываем карточку.-Можно информацию спросить у других коллег? Показываем карточку. -Прочитать интересное в книге – энциклопедии? (карточка)-Посмотреть в Интернете? (карточка)-Провести эксперимент и наблюдение?-Вот перед нами выстраивается цепочка методов исследования. А карточки - это наш план будущего исследования. -Итак, значит, сначала мы с вами подумаем самостоятельно, что мы знаем по этой теме?(Какие они бывают по размеру? Назовите их части тела? Какого они цвета могут быть? )(коллеги делятся информацией)-Хорошо, молодцы!-А что бы нам узнать дополнительную информацию о попугаях, мы переходим к следующему этапу – сбору информации.-Собранную информацию мы можем просто запомнить. Но детям дошкольного возраста это сложно, поэтому её надо зафиксировать. И для этого мы с вами будем использовать пиктографическое письмо. У вас на столах лежат маленькие листочки. Вы можете на них рисовать – рисунки, символы, значки. Сбор информации-А сейчас мы с вами разделимся на четыре группы с помощью пёрышек, лежащих на ваших столах - по цвету (педагоги объединяются).Каждой группе я раздаю карточку с методом исследования и вы приступаете с сбору информации.1.Первая пара с карточкой «компьютер» – ищут информацию про попугая в социальной сети интернет и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков:-Где размножаются попугаи в неволе или на свободе?-Можно ли приручить попугая и с помощью чего?-Каких попугаев можно научить говорить (волнистых или больших)?2. Вторая пара с карточкой «человека», спрашивают информацию у других гостей, присутствующих на мероприятии и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков:-Где могут жить попугаи? -Если попугаи живут в северных странах, то где именно? И какая это птица (дикая или домашняя?)-А если живут в тёплых странах, то где?3. Третья пара с карточкой «книга»- подходят к столу с энциклопедиями и ищут информацию в них.- Какой у попугаев клюв? Что в нём особенного?-Где дольше может прожить попугай на воле или в неволе? Сколько лет может прожить попугай на воле? -Чем питаются они на воле?4. Четвертая пара с карточкой «лупа и рука» - подходят к столу и проводят эксперимент и наблюдение за попугаем:- Какие условия необходимы для жизни попугая в клетке?-Боится ли попугай громких звуков и резких движений?-Любит ли он музыку?-Чем питается? Что больше предпочитает в еде?-Что необходимо попугаю для жизни в клетке?(практическая деятельность педагогов)Обобщение полученных данных. -Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. (воспитатели возвращаются с полученной информацией и собираются за круглым столом проанализировать и обобщить добытые знания. Раскладывают на столе свои записи и пиктограммы и начинают смотреть и рассуждать: что интересного узнали). Доклад.-Ну, что, вся информация собрана и обобщена.-Давайте выберем, кто у нас сможет рассказать нам о попугае. Что мы о нём сегодня узнали?(выбрать одного педагога, он рассказывает о попугае)-Спасибо вам за замечательный ваш доклад. Так же мы вам приготовили небольшие памятки для вашей дальнейшей работы.Рефлексия.-Уважаемые, коллеги! Пока мы с вами слушали доклад нашего участника слёта, у нас в лаборатории появился ещё один попугай. Один красивее другого. А вот какой из них лучше, в этом вы нам сможете помочь. Вам необходимо, проанализировать всю проделанную работу на нашем слёте и оценить её с помощью ваших цветных пёрышек. Если наша встреча несёт положительный эффект для вас, то приложите пёрышко к попугаю справа. Если отрицательный эффект – слева (оценивание педагогами).-Спасибо вам за вашу объективную оценку. До новых встреч. Приложение ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮСоблюдение общих правил воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное — подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:-учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;-не сдерживайте инициативы детей;-не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;-не спешите с вынесением оценочных суждений;-помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;в) анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.Эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она даёт большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной тематики. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально — очень полезна и в плане творческого и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.Литература:1.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду - Самара, 20042. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания.3. Интернет материал http://sundekor.ru/kursovaya-2 «Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками».
X

x