Всего представлено работ: 244323

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Шевцов Фёдор Михайлович

Проблемы мотивации учащихся ДШИ по классу гитары

скачать документ

Вернуться назад

«Проблемы мотивации учащихся ДШИ по классу гитары»Шевцов Фёдор МихайловичМуниципальное бюджетное образовательное Учреждение дополнительного образования «Знаменская детская школа искусств» Администрации Знаменского муниципального района Омской области (МБОУ ДО «Знаменская ДШИ» Омской области)ПреподавательОсновные категории мотивации обучения. Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной.. Но в то же время по прошествии первых занятий преподаватели начинают замечать как ослабевает первоначальный интерес к инструменту у детей. Поэтому в данной ситуации становится необходимо рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обучения учеников ДШИ, как мотивация их занятий. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДШИ под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие факты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.Методы повышение мотивации обучения. Выбор репертуара. Чтобы ребёнку было интересно, необходимо включать в процесс обучения игровые элементы, творческие задания, подбирать репертуар в соответствии со склонностями ученика. Далеко не последнюю роль в формировании яркого оригинального репертуара способны сыграть пьесы, написанные современными композиторами в разных стилях: блюз, рэгтайм, буги-вуги, рок-н-ролл, музыка кантри, а также программная джазовая музыка, легко и с удовольствием воспринимая современными детьми. По утверждению широко известного в России и за рубежом гитариста –композитора, исполнителя и педагога О. Киселёва, очень важно давать ученику современные пьесы, написанные в разных музыкальных стилях. Особенно джазовые пьесы! Эти пьесы очень нравятся ученикам, поскольку джазовая музыка насквозь проникнута оптимизмом, юмором, шаловливостью, то есть всеми теми качествами, которые так присущи детям. А качающийся ритмический рисунок свинга, неожиданные синкопы самбы и босса новы, внезапные акценты рок–н–ролла привлекают учеников своей необычностью в сравнении с канонами классической музыки. Очень важно давать юным гитаристам не переложения фортепианных пьес для гитары, а разучивать с ними пьесы, написанные специально для гитары и с учётом технических возможностей учеников. «Большинство моих учеников не утратили интереса к гитарной музыке благодаря тому, мы с ними не зацикливались только на классических произведениях», пишет О. Киселев. Концертная деятельность способствуют повышению интереса к занятиям. Необходимо регулярно устраивать небольшие мини концерты как дома, играть для родителей, для гостей, так и в классе, не только выступать на академических концертах, но и постоянно приглашать в класс других педагогов или детей и играть друг для друга. Это полезно и маленьким исполнителям, и слушателям. Очень повышает мотивацию к обучению в классе гитары ансамблевое музицирование. Не стоит говорить о том, как важен творческий контакт между педагогом и учеником. И именно совместное ансамблевое музицирование – идеальное средство для этого. С самого начала обучения ребёнка игре на инструменте, появляется масса задач: посадка, постановка рук, изучение грифа, способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы и т. д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную в этот ответственный период – не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. И в этой ситуации идеальной формой работы с учащимся будет ансамблевое музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Когда ребёнок начинает играть в ансамбле с другими детьми, он будет чувствовать себя частью коллектива, будет стараться, чтобы не подвести остальных, тянуться за более старшими и сильными учащимися. Некоторым детям игра в ансамбле нравится даже больше, чем занятия по специальности. Очень важен индивидуальный подход к обучающимся: здесь имеется ввиду и система оценивания детей, и подбор репертуара. Одним из основных условий повышения мотивации у учащихся является мотивация родителей в обучении на инструменте. Если родитель считает обучение музыке необходимым – ребёнок будет учиться. Занятия на гитаре дают возможность ребёнку научиться преодолевать себя, мобилизовать, дисциплинировать, ставить перед собой цель и достигать её. Кроме того, родителям больше нравится круг общения ребёнка, который складывается в музыкальных школах, чем тот, который у него сформировался в общеобразовательной школе. Родители должны убеждать ребёнка, что для достижения результата надо трудиться. Желательно присутствие их на уроках (хотя бы в начале обучения) у своего ребёнка. Самый мощный толчок, вызывающий желание у ребёнка преодолевать трудности– это собственный пример родителей. В идеале - учиться играть вместе с ребёнком. Обязательно совместное с детьми посещение концертов, это неотъемлемая часть воспитания музыканта. Заключение. Гитара – это масса престижнейших международных конкурсов и фестивалей в России и за рубежом, открывающих миру всё новые и новые имена в гитарном исполнительстве. Это огромный пласт профессиональной музыкальной литературы, созданной композиторами в разных частях света; это переполненные классы в ДШИ, подтверждающие мнение, что гитара сейчас – самый востребованный и популярный инструмент на планете. И пусть далеко не все учащиеся ДМШ и ДШИ станут профессионалами, продолжив учёбу в средних учебных заведениях, важно другое: именно гитару они будут брать в руки в самые радостные или печальные моменты своей жизни, именно гитаре станут доверять сокровенные тайны своей души, и именно гитара большинству из них на протяжении всей жизни станет самым добрым и понимающим другом. Список используемой литературы1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л., Музыка,1974. 2. Кирнарская Д.К. «Психология музыкальной деятельности» – М., 2003. 3.Киселёв О.«Современная гитарная музыка для детей» – https://gitara-baikal.3dn.ru/publ/stati/oleg_kiseljov_sovremennaja_gitarnaja_muzyka_dlja_detej/1-1-0-7 4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебник и практикум – М., 2019.
X

x