Всего представлено работ: 242030

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Никифорова Надежда Викторовна

СИПР вариант 3.4

скачать документ

Вернуться назад

-339090-42545000Пояснительная запискаСпециальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования слепого обучающегося с умственной отсталостью (тяжелыми множественными нарушениями в развитии) в соответствии с ФГОС слепых обучающихся с умственной отсталостью и нацелена на образование слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский.Общие сведения об учащемся:Имя, фамилия ребёнка: Возраст ребёнка: 10 летКласс: 4Год рождения: 01.05.2011Место проживания: г. Ноябрьск мкр. Вынгапуровский ул. Строителей, д., кв..В 2018 году Дарина поступила в первый класс, на данный момент обучается во 4 классе. Обучение ведется по адаптированной основной образовательной программе слепого обучающегося с умственной отсталостью (тяжелыми множественными нарушениями в развитии) на дому.Заключение ТМПК № 1494 от 23.04.2018г.: дефицитарность зрительного анализатора. Нарушение опорно-двигательного аппарата. Уровень развития осязательного восприятия выражено не соответствует возрастной норме. Выраженная задержка ориентировочно-познавательных и звуковых реакций. Тотальное недоразвитие психических функций. Системное недоразвитие речи тяжелой степени.Нормативные документы:Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Адаптированная основная общеобразовательная программа образования слепого обучающегося с умственной отсталостью (тяжелыми множественными нарушениями в развитии) МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский.Общая характеристика развития обучающегося:У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная слепотой, нарушением опорно-двигательного аппарата, тотальным недоразвитием психических функций. За время обучения показала, что не владеет учебными способностями. Запас общих знаний не выявлен.Звукопроизношение не выявлено. Слоговая структура отсутствует.Импрессивная речь не сформирована; не воспроизводит логико-грамматические конструкции. Общая и мелкая моторика не развиты, выполняет упражнения с помощью значимого взрослого. Активный словарь отсутствует. Фонематический слух грубо нарушен, звуковой анализ, синтез не сформированы, не воспроизводит слоговые ряды. Речь не выявлена.Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, в основном сконцентрирована на манипуляции одного предмета. Восприятие предметов идет только через тактильную форму, уровень памяти не выявляется. Познавательная активность осуществляется через тактильные и слуховые ощущения. Особенности психического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (тяжелыми множественными нарушениями в развитии) проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие ребенка характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, ригидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.Работоспособность (манипуляция предметом 5-10 мин.) быстро истощается. Обучающаяся сосредотачивается на предмете только с помощью вербальной стимуляции со стороны близкого окружения. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым звучащим и рельефным предметам. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях затруднены, требуются дополнительные в них упражнения. Наблюдается расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в вялости и пассивности. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в отсутствии поведенческих реакций. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются отсутствием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Не использует поисковые способы ориентировки, действует только с помощью значимого взрослого. Не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию. Приоритетными учебными предметами являются: «Тифлографика», «Ручной труд», «Адаптивная физкультура». Приоритетами в коррекционно-развивающей области является развитие сенсомоторики и сенсорных процессов.В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.Для реализации особых образовательных потребностей разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.Благодаря этому варианту АООП НОО, обучающийся слепой с умственной отсталостью (ТМНР), вне зависимости от тяжести состояния, может вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающегося.Дарина испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ней проводят уроки учитель – логопед и педагог – психолог.В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты: педагог – психолог Никифорова Н.В. учитель – логопед Кондратенко Л.А..Педагог – психолог:Обучающийся занимается со специалистом с сентября 2020 года по курсу «Развитие сенсомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 3 класса.Учитель – логопед:Логопедический диагноз: Вариант 3.4, слепой с умственной отсталостью (ТМНР).Работа логопеда с Дариной в 2020-2021 учебном году проводится по следующим направлениям:Развитие коммуникативных навыков. Установление положительного взаимодействия с ребенком с помощью значимого взрослого.Формирование умения приветствовать взрослого, используя движения кистью руки.Развитие мелкой моторики и функции кисти.Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения, массаж кистей и пальцев рук.Основой занятий являются коррекционно - развивающие упражнения:Упражнения на развитие ощущения: «Узнай по звуку», «Послушай звуки», «Шершавые дощечки», «Шумящие коробочки», «Тяжелые коробочки».Упражнения на развитие восприятия: «Определи фигуру», «Найди одинаковые», «Найди фигуры», «Составь фигуру».Упражнения на развитие внимания: «Выполни команду», «Слушай звуки улицы», «Соблюдай правило», «Делаем вместе».Упражнения на развитие памяти: «Запомни точно», «Телеграфисты».Упражнения на развитие мышления: «Найди одинаковые», «Найти группы предметов».Упражнения на развитие пространственных представлений: «Определи фигуру», «Найди одинаковые», «Выполни правильно».Упражнения на развитие самоконтроля и произвольности: «Образец и правило», «Учитель — ученик, ученик — учитель».Понимание речи.Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия (показывать части тела, знакомые действия).4. Формирование речевой активности, речевого подражания.Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением звукоподражаний.Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства в пределах образовательного учреждения. Дарина обучается на дому, созданы условия для учебы и отдыха. Задача специалиста – сделать уроки насыщенными, увлекательными и соответствующими склонностям ребенка – так, чтобы у него появилось желание общаться, навыки для социализации. Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. Предметные области: русский язык, чтение, устная речь, математические представления, развитие речи и окружающий мир, музыка, тифлографика, ручной труд, адаптивная физкультура, коррекционно – развивающие занятия.Коррекционные занятия.Развитие высших психических функций, формирование эмоционально-волевой сферы.Развитие общей моторикиРазвитие слухового восприятия и внимания Развитие понимания обращенной речи Развитие навыков коммуникации с использованием невербальных средствУсловия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми нарушениями развития.Технологии, используемые в обучении ребенка:индивидуализация обучения игровые технологии информационно-компьютерные технологиисоздание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.Особые образовательные потребности слепого обучающегося с умственной отсталостью (ТМНР) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной наглядности).Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (пластилин или масса для лепки, кинетический песок и т.п.). Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; модели фигур человека, животных, посуды, и пр. Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).Есть и технические средства для обучения: компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки и др.Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.Используется определенная структура занятия:Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка). Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение приветственных жестов и др.).Дыхательная, пальчиковая гимнастика, массаж.Повторение изученного, подача нового материала.Двигательная гимнастика.Итог занятия. В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 30 – 40 минут, с перерывом 10 – 15 минут. Обучение проходит в одну смену. Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):«выполняет действие самостоятельно» (с), «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и), «выполняет действие с частичной физической помощью» (п), «выполняет действие со значительной физической помощью» (пп), «действие не выполняет» (!),«узнает объект» (у), «не всегда узнает объект» (нву), «не узнает объект» (н).Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Форма обучения: очная.Необходимо проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас прослушаем музыку из мультфильма о собачке», «Пойдем на тренажер» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.Социальное развитиеЗакрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить реагировать на свое имя, показывать на себе предметы одежды, учить показывать свои игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении. Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (реагировать на разговор постороннего взрослого).Индивидуальный учебный план на обучающуюся Карачурину Дарину№Предметная областьУчебные предметыКоличество часов в неделюКоличествочасов в годЯзык и речевая практикаУстная речь134Русский язык0,517Чтение0,517МатематикаМатематические представления134Окружающий мирРазвитие речи и окружающий мир134ИскусствоМузыка134Тифлографика134Физическая культураАдаптивная физическая культура (АФК)134ТехнологияРучной труд134Коррекционно – развивающие занятияСенсорное развитие0,517Индивидуальные коррекционные занятия (логопед)0,517Итого9306Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД).Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для слепого обучающегося с умственной отсталостью (ТМНР) - вариант 3.4 и включает следующие задачи: обеспечение личностного развития слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), нравственное развитие, сохранение и укрепление здоровья;личностное развитие слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);содействие максимально возможному достижению планируемых результатов по освоению АООП НОО (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся);минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы для слепых с интеллектуальной недостаточностью;оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции;выявление и развитие способностей обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему секций, кружков, студий, организацию общественно-полезной деятельности;обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;использование в образовательным процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;предоставление обучающимся с интеллектуальной недостаточностью возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области знаний, умений и способов деятельности.осуществление коррекционной работы, обеспечивающей социальную адаптацию обучающегося и профилактику возникновения вторичных нарушений развития. Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны родителей и педагога. - при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.Содержание и отслеживание результатов обучения.При оценке результативности освоения обучающимся СИПР применяются метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.Таблица 2.Показатели самостоятельности учащегося (ПС)Условные обозначенияДействие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)!Действие выполняется ребёнком:со значительной помощью взрослогоппс частичной помощью взрослогоппо последовательной инструкции (вербально)исамостоятельносузнает объект уне всегда узнает объект нвуне узнает объектнСодержание образования специальной индивидуальной программы развитияСодержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Карачуриной Дарины в силу ее психофизических способностей.Предметные области (учебные предметы):Язык и речевая практикаСлепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.«Русский язык»:проявление интереса к тактильным книгам и книгам, напечатанным рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;формирование интереса к рельефным изображениям;ознакомление с основами письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. «Чтение»:умение эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведений;умение использовать звуковые сигналы в коммуникативных ситуациях;прослушивание сказок о добре и зле, нормах поведения. «Устная речь»:обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в звукоподражании;обогащение словаря (коммуникативных навыков), умение ориентироваться в предметах ближайшего окружения, собственных действий, эмоционально реагировать на окружающих;проявление интереса к освоению звукоподражанию, актуальных для жизнедеятельности;умение использовать звуковые сигналы (в соответствии с индивидуальными возможностями).Математика «Математические представления»:овладение элементарными математическими представлениями через рельефно-точечные изображения Л. Брайля (в доступных обучающемуся пределах);освоение математических знаков с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;умение пересчитывать предметы в доступных пределах;освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.Окружающий мир «Развитие речи и окружающий мир»:проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы;овладение опытом действий (манипулятивных, познавательных) с предметами, объектами живой и неживой природы;умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения;накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов;обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;сформированность представлений об окружающих людях, социальных ролях людей, входящих в ближайшее окружение.Искусство«Тифлографика»:развитие интереса к доступным видам изобразительной деятельности;развитие способности узнавать элементарные рельефно-графические изображения;обогащение опыта самовыражения посредством тифлографики.«Музыка и движение»:развитие интереса к музыке и различным видам музыкальной деятельности (слушание, движение под музыку);освоение опыта в слушании разной по характеру музыки и движений в соответствии с характером музыкального произведения;развитие музыкального слуха;развитие эмоциональной отзывчивости при соприкосновении с доступными видами искусств (слушание музыки и др.);обогащение опыта самовыражения посредством музыки.Физическая культура«Адаптивная физическая культура (АФК)»:умение показывать части собственного тела; умение выполнять определенные движения руками, ногами, корпусом;развитие физических качеств;умение выполнять освоенные физические упражнения;расширение двигательного опыта;освоение опыта эмоциональной отзывчивости на занятия физической культурой;коррекция нарушений физического развития.Технология «Ручной труд»: проявление интереса к занятиям ручным трудом; овладение действиями с предметами, объектами; освоение элементарных операций ручного труда по инструкции педагога; овладение элементарными действиями с некоторыми материалами; развитие потребности в выполнении практических действий;освоение опыта использования трудовых умений в практической деятельности.Коррекционно – развивающие занятия.В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:развитие сенсомоторики и сенсорных процессов - 0,5 час.предметно-практические действия- 0,5 час.Описание возможных результатов обучения:понимание обращенной речи, учебных инструкций;подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;умение выполнять инструкции педагога;использование по назначению доступных учебных предметов;умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.Коррекционные курсы.Развитие сенсомоторики и сенсорных процессов:Цель курса: формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы, текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.Описание возможных результатов обучения:владение способами осязательного обследования; повышение кожной чувствительности, развитие моторики кистей рук;умение использовать осязание в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;умение определять по голосу эмоциональное состояние человека;умение локализовать, дифференцировать, узнавать звуки в окружающем пространстве, соотносить звук и предмет (объект), который его произвел;умение использовать обоняние для опознания предметов и объектов, востребованных в жизнедеятельности, умение локализовать, дифференцировать запахи в окружающем пространстве;способность определять на вкус качества продуктов, соотносить вкус с продуктом питания.Двигательное развитие:Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков. Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации). Описание возможных результатов обучения:расширение диапазона движений, выполняемых различными частями тела; преодоление недоразвития движений;овладение жизненно-важными двигательными умениями;развитие двигательно-мышечного чувства;повышение двигательной активности, мобильности;освоение опыта в преодолении скованности, недостаточности движений, неуверенности при передвижении в знакомом пространстве;совершенствование навыков осанки;развитие равновесия, координации, мышечной силы рук, подвижности суставов и др.; повышение работоспособности;умение выполнять упражнения на тренажерах;освоение лечебно-корригирующих и коррекционно-развивающих упражнений.Предметно-практические действия:Цель: формирование коммуникативных навыков с использованием средств альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Описание возможных результатов обучения:развитие произвольности выполнения различных по виду манипулятивных действий, их цепочки;умение выполнять манипуляции с предметами;овладение основными предметно-практическими действиями;расширение представлений о предметах и объектах ближайшего окружения; знание их назначения, умение использовать по назначению;освоение опыта регуляции и контроля собственных движений в процессе выполнения предметно-практических действий;развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных макродвижений;умение обследовать предметы, объекты.Содержание образования специальной индивидуальной программы развитияКарачуриной ДариныПоказатели самостоятельности учащегося (ПС)Условные обозначенияДействие выполняется взрослым (ребенок пассивен)!Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослогопп - с частичной помощью взрослогоп - по последовательной инструкции (по изображению)и - самостоятельнос- узнает объект (тактильно)у- не всегда узнает объект (тактильно)нву- не узнает объект (тактильно)нИндивидуальная программа развитияОбразовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)).Оценка результативности освоения СИПРIIIПредметные области и предметы«Русский язык»проявление интереса к чтению тактильных книг и книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля!формирование интереса к рельефным изображениямпознакомление с основами письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайляпп«Чтение»умение эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведенийпумение использовать звуковые сигналы в коммуникативных ситуацияхппрослушивание сказок о добре и зле, нормах поведенияпп«Устная речь»обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в звукоподражаниипобогащение словаря (коммуникативных навыков), умение ориентироваться в предметах ближайшего окружения, собственных действий, эмоционально реагировать на окружающихппроявление интереса к освоению звукоподражанию, актуальных для жизнедеятельностипумение использовать звуковые сигналы (в соответствии с индивидуальными возможностями)пМатематика«Математические представления»овладение элементарными математическими представлениями через рельефно-точечные изображения Л. Брайля (в доступных обучающемуся пределах)!освоение математических знаков с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля!умение различать и сравнивать предметы по форме, величинепумение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскостипумение пересчитывать предметы в доступных пределахпосвоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установкепОкружающий мир«Развитие речи и окружающий мир»проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природыпповладение опытом действий (манипулятивных, познавательных) с предметами, объектами живой и неживой природыпумение узнавать предметы и объекты постоянного окружениянвунакопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторовнвуобогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегосянвусформированность представлений об окружающих людях, социальных ролях людей, входящих в ближайшее окружениенвуИскусство«Тифлографика»развитие интереса к доступным видам изобразительной деятельностиппразвитие способности узнавать элементарные рельефно-графические изображенияппобогащение опыта самовыражения посредством тифлографикипп«Музыка и движение»развитие интереса к музыке и различным видам музыкальной деятельности (слушание, движение под музыку)посвоение опыта в слушании разной по характеру музыки и движений в соответствии с характером музыкального произведенияпразвитие музыкального слуха!развитие эмоциональной отзывчивости при соприкосновении с доступными видами искусств (слушание музыки и др.)побогащение опыта самовыражения посредством музыкиппФизическая культура«Адаптивная физическая культура (АФК)»умение показывать части собственного телапумение выполнять определенные движения руками, ногами, корпусомпразвитие физических качествппумение выполнять освоенные физические упражненияппрасширение двигательного опытапосвоение опыта эмоциональной отзывчивости на занятия физической культуройпкоррекция нарушений физического развитияппТехнология«Ручной труд»проявление интереса к занятиям ручным трудомпповладение действиями с предметами, объектаминвуосвоение элементарных операций ручного труда по инструкции педагогапповладение элементарными действиями с некоторыми материаламиппразвитие потребности в выполнении практических действийппосвоение опыта использования трудовых умений в практической деятельностиппКоррекционные курсыРазвитие сенсомоторики и сенсорных процессоввладение способами осязательного обследованияппповышение кожной чувствительности, развитие моторики кистей рукппумение использовать осязание в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельностиппумение определять по голосу эмоциональное состояние человекаппумение локализовать, дифференцировать, узнавать звуки в окружающем пространстве, соотносить звук и предмет (объект), который его произвелппумение использовать обоняние для опознания предметов и объектов, востребованных в жизнедеятельности, умение локализовать, дифференцировать запахи в окружающем пространстве ппспособность определять на вкус качества продуктов, соотносить вкус с продуктом питанияппДвигательное развитиерасширение диапазона движений, выполняемых различными частями телапппреодоление недоразвития движенийпповладение жизненно-важными двигательными умениямиппразвитие двигательно-мышечного чувстваппповышение двигательной активности, мобильностиппосвоение опыта в преодолении скованности, недостаточности движений, неуверенности при передвижении в знакомом пространствеппсовершенствование навыков осанкиппразвитие равновесия, координации, мышечной силы рук, подвижности суставов и дрппповышение работоспособностиппумение выполнять упражнения на тренажерахппосвоение лечебно-корригирующих и коррекционно-развивающих упражненийнвуПредметно-практические действияразвитие произвольности выполнения различных по виду манипулятивных действий, их цепочкинвуумение выполнять манипуляции с предметаминвуовладение основными предметно-практическими действияминвурасширение представлений о предметах и объектах ближайшего окружениянвузнание их назначения, умение использовать по назначениюнвуосвоение опыта регуляции и контроля собственных движений в процессе выполнения предметно-практических действийнвуразвитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных макродвиженийнвуумение обследовать предметы, объектынву
X

x