Всего представлено работ: 244210

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Голованова Марина Александровна

Сценарий фольклорного праздника "Семёнов день"

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»СценарийФольклорного праздника«Семёнов день» («Осенины» - 14 сентября) «ВЕРБНЫЙ БР – 2020, я Составитель: Голованова М.А., педагог-организатор высшей квалификационной категорииОрск, 2023гПояснительная запискаВ настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений.Зачастую забыты красивые народные традиции нашего народа. Но так важно сохранить народную культуру, не потерять её прелесть для будущих поколений. С целью приобщения к истокам русской народной культуры, расширению представлений об образе жизни людей на Руси и обычаях, воспитания уважительного отношения к культурному наследию своей страны и осознания того, что мы – часть великого русского народа, традиционно в д/к «Автомобилист» проводится фольклорный праздник «Семенов день», он также имеет названия: Семин день, Симеон Столпник, Семен-лето-проводец. Данное мероприятие проходило и в 2022 году объявленном годом культурного наследия народов России. В нашей многонациональной стране россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и народов РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России как общей Родины. Фольклорный праздник «Семенов день» («Осенины») способствует развитию личностных качеств каждого ребенка. Музыкально-игровой фольклор является замечательным воспитательным средством. Постигая этот мир народной культуры, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучаться к целенаправленной работе, заниматься элементарной творческой деятельностью. Учиться проявлять доброжелательность, дружелюбие, а также умение общаться со взрослыми. Сценарий составлен с учётом возрастных особенностей детей.Через прибаутки, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, песни, танцы дети знакомятся с обычаями и традициями проведения праздника Осенин.Адресат: Данная разработка предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, вожатых, классных руководителей.Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, через их участие в фольклорном празднике.Задачи:Создавать условия для знакомства детей с русским календарным праздником, который отмечается в осеннее время года, 14 сентября;развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивость участников праздника;воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие; уметь применять на практике полученные знания;привлечь родителей к совместному участию в поддержке вокального и театрального исполнительства; прививать чувство любви к родине, народному творчеству, традициям, обычаям своего народа.Целевая аудитория: обучающиеся объединений младшего школьного возраста (7-10 лет).Техническое оборудование: мультимедийный проектор, колонки, экран, ноутбук, флешь – накопитель.Реквизит: бутафорская нарисованная печь, небольшой столик, скатерть, скамьи, самотканые дорожки, самовар, глиняная и деревянная посуда, баранки, сушки; для выступающих: детские костюмы в русском народном стиле: (девочкам сарафаны и белые блузки), мальчикам рубашки - косоворотки, тёмные брюки; костюм Осени в народном стиле – взрослый, костюм Семёна в народном стиле.угощение для детей - дары Осени (зелёные яблоки, приготовленные родителями)Предварительная работа:подборка рабочего материала к мероприятию (стихов, песен, пословиц, закличкек. игр);подборка материала для презентации;подготовка реквизита, подборка костюмов для действующих лиц;репетиция проведения сценарных выступлений;репетиция с чтецами;привлечение родителей к подготовке творческих заданий и приглашение на праздник.Действующие лица: Осень, Семён-летопроводец, объединение «Звёздочки», 1 чтец, 2 чтец, 3 чтец, 4чтец, 5 чтец, 6 чтец, помощники-реквизиторы, Концертмейстер: Осипова Лариса Михайловна.Ход мероприятия:На сцене: декорации с нарисованной печью, скамьей накрытыми самоткаными «дорожками», на столе: самовар, баранки, бублики, кухонная глиняная и деревянная посуда.В зале сидят гости: родители и обучающиеся объединений клуба, концертмейстер.На экране слайд 1- Добро пожаловать! (Приложение №1) В зал заходят обучающиеся вокального объединения «Звёздочки», одетые в народные костюмы. Встают в круг и заводят хоровод под песню.Исполняется песня «Осень осень снова к нам пришла» На экране видео https://disk.yandex.ru/i/33j0MoI1BQ6X1A «Осень в лесу», Выступающие садятся в зал на свободные стулья.Выходят чтецы на середину зала в русских костюмах.1чтец:Пора лето провожать,В гости осень к нам встречать!Здравствуй осень золотая,Мы дождались урожая.Хлебушка душистого,Меда золотистого,Капусты и моркови,гречки со свеклою!2 чтец:А у коровок – молока,У барашек - справные бока,Гусей, уток полон двор,Поросят веселый ор!Осенью богата каждая хата!Чтецы садятся на свободные стулья к зрителям.Звучит русская народная на выход (встреча гостей) https://lyamuzika.pro/search/народный%20выход Пританцовывая, на середину зала выходит «Осень», все ей хлопают, в конце она делает приветственный поклон.Осень: Здравствуйте, гости дорогие.Здесь, для вас, гостей дорогих,Будет праздник большой,Праздник радостный!По обычаю, старинному,Называется Осенинами.В благодарность за осенние дарыОсенины отмечали на Руси!На экране слайд 3- Осенины (Приложение №1) Из зала выходят чтецы3 чтец:Гроздья алые калинаНаклонила над водой.Нынче праздник - Осенины,День прозрачный, золотой.4 чтец:Нашей матушке-землицеНизкий отдадим поклонИ речной воде-быстрицеМы поклонимся потом.5 чтец:Солнце, что вставало рано,Хвалим мы за урожай,Из муки печем овсянойСдобный, пышный каравай.6 чтец:Угостим мы караваемИ коровок, и коней,Ведь они нам помогалиИ трудились много дней!Чтецы возвращаются в зрительный зал на свои места.Осень: А ещё сегодняшний день – 14 сентября называют Семенов день. слайд 4 (Приложение №1) Окончание лета. Первый день бабьего лета. Мушиные похороны и первая встреча осени, поэтому в старину этот день называли еще Семен - Летопроводец. И я открою вам секрет – он готов прийти к нам в гости.Звучит народная музыка под аплодисменты https://lyamuzika.pro/search/светит%20месяц%20минус в русском - народном костюме под аплодисменты выходит Семен-Летопроводец.Семен: Здравствуйте, дети и взрослые! Я пришел к вам в «Семён – день», на праздник «Осенин», с подарками, песнями, шутками и прибаутками, так что будем веселиться! Разойдись честной народ! Не пыли, дорожка!Добры - молодцы идут, отдохнуть немножко!Ой, вы, девицы - красавицы, душеньки - подруженьки,Наряжайтесь, собирайтесь, к нам на праздник отправляйтесь!Выступающие дети 4 мальчика и 4 девочки встают с мест и проходят на середину зала и встают полукругом.Звучит русская народная музыка https://lyamuzika.pro/search/народный%20выход Семён: Проходи, честной народ, не пыли, дорожка, добры молодцы пришли погулять немножко! Исполняется шутка-прибауткаМальчики:-Девочки-беляночки, что вы набелились?Девочки:-Мы вчера коров доили, молоком умылись.Девочки:-Мальчики-зазнаюшки, что вы загордились?Мальчики:В магазин вчера ходили, вот, принарядились!Мальчики:Девочки-смешиночки, что вы улыбаетесь?Девочки:Да веселье будет скоро, вот и разминаемся!Мальчики:Что за повод для веселья?У кого-то новоселье?Девочки:Да нет! Осень к нам пришла, всем подарки принесла!Дети присаживаются на стульяСемён: Для печали – нет причины!Сегодня на Руси мы отмечаемВсе: Осенины!Осень: На Семён-день - люди провожали лето и встречали осень. Радовались собранному урожаю. А, что мы собрали осенью на огороде, нам поможет узнать вокальное объединение «Звёздочки».Выходит вокальное объединение «Звёздочки».Исполняется песня «Осень щедрая пора»https://detskie-pesni.com/vremena-goda/osen/226-osen-shhedraja-pora.htmlНа экране слайд 5 (Приложение №1) Выступающие дети возвращаются в зал на свои места.Осень: Если на Семена не был убран урожай, то, считай, он пропал. Семён: А поэтому, предлагаю, урожай немедленно собрать! Выходите к нам две команды по 10 человек. (10 человек - это первый ряд и ещё 10 человек – это второй ряд). Помощники-реквизиторы ставят корзину с овощами на середину зала на одинаковом расстоянии от команд. Раздают по одной корзине первым участникам.Проводится игра «Собери урожай» (Приложение №2); слайд 4 (Приложение №1) Семён: Давайте, ребята узнаем, кто же больше собрал овощей, у кого урожай богаче?По окончании конкурса помощники-реквизиторы берут корзинки с овощами и поочередно вместе с ребятами считают каждый овощ, возвращая его снова в общую корзину. Определяется победитель. Игра повторяется с оставшимися зрителями. Помощники убирают реквизит.Осень: Ай-да, молодцы! Какой хороший урожай собрали. Вижу, наши взрослые заскучали, давно не играли? Давайте поиграем, я начну, а вы продолжите. По представлениям крестьян, важный первый день указывал на характер года и его сезонов, на плодовитость скота, на качество и количество урожая, предопределял судьбы и поведение людей:4. Проводится игра «Дополни примету» Если погода на Семен-день теплая, (то и вся зима теплой будет).Южный ветер дует – (к теплой и сырой зиме).Если ветер из-под солнца, (то в зимние месяца будут часто дуть северные ветра).Дождливая погода – (к сырой осени).Ясно на Семёна – (осень погожей будет).Семён: Давайте вместе предугадаем по сегодняшнему дню, какая осень нас ожидает? Вместе с залом делают сравнение погоды на данный день и предугадывают, что ожидает осенью.Осень: А мы, продолжаем нашу игру «Дополни примету». Наблюдали крестьяне и за поведением птиц, животных и пресмыкающихся, пытаясь предугадать погоду осенне-зимней поры:Если гуси в Семён – день улетают, (то зима будет ранней).Если гуси летят высоко, то долго не выпадет снег, если же низко, (то снег выпадет скоро).Мухи кусаются больно – (к непогоде).Скворцы на юг не летят – (осень будет затяжной).Осень: Спасибо родители, всё верно дополнили, молодцы! В день Семена-летопроводца существовала ещё одна традиция, было принято мух хоронить. В землю зарывали тараканов, блох и других домашних насекомых, чтобы они в доме не водились. В народе верили, что если убить муху до Семен-дня, то народится ещё семь мух, а если убить после, то умрет семь мух.Семён: На похороны мух девушки надевали лучшие наряды, делали из сухих листьев и различных овощей маленькие гробики, укладывали в них пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью», а иногда с причитанием и плачем, выносили насекомых из избы и зарывали в землю. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, Пора умирать.Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь.Осень: Приглашаем к нам девочек, по 6 в каждую команду. 6 девочек становись ко мне, а ещё 6 к Семёну.На определённом расстоянии и месте, помощники натягивают бельевую верёвку, взявшись с разных концов. На ней прикреплены 13 прищепок («мух»).Проводится игра «Собери мух» (Приложение №3)По окончании игры Осень и Семён поочередно вслух считают с ребятами «собранных мух»Семён: Праздник, какой у нас вами весёлый получился, а вот хоровод мы с вами не водили (с сожалением) А ведь на Руси очень любили в праздники хороводы водить. А тема песен перекликалась с крестьянским трудом. Одежду издавна выращивали крестьяне на поле. Представили, как рубашки да штаны в поле растут? Ну-ка, попробуйте, отгадайте загадку:Что это? Догадались?Поле синее цветет,Взгляды все к себе влечет,Дарит к осени оноМасло нам и полотно.Предполагаемые ответы детей: ЛёнСемён: Конечно лен, молодцы! Слайд 5 (Приложение №1)Очень долго и кропотливо женщины обрабатывали лен, чтобы получилась красивая и нарядная одежда.А, чтобы работать было веселее, пели песни, а в часы отдыха хоровод водили. Давайте и мы с вами попробуем поводить хоровод. Вставайте все со своих мест и делаем два круга, один с Осенью, а второй со мной.Звучит фонограмма песни «А мы сеяли, сеяли лён»https://disk.yandex.ru/d/MRJi0j6kQXDk-AПроводится хоровод «А мы сеяли, сеяли лен». (Приложение №4)Семён: Спасибо ребята, за гостеприимство, за то, что любите меня, почитаете. Мне, понравилось у вас на празднике, да пора и честь знать, пойду птицам в дальнюю дорогу помогать собираться, ведь уже завтра они начнут улетать на юг. А меня ждите в гости, через год!Дети прощаются с Семеном, он машет руками и уходит.Осень: А я с вами ещё буду встречаться на осенних праздниках до самой зимы, много нового и интересного узнаем мы о родной культуре.Щедра осень на подарки! Яркие цветы и красивые листья, полезные и вкусные овощи, фрукты и грибы. Самый любимый и распространенный осенний фрукт в нашей местности - яблоко! Вот и я припасла корзинку с угощением. Родители-папы выносят корзину с яблоками.Прошу всех сделать один большой круг. Я предлагаю игру-угощение «Яблочная карусель». Сейчас по очереди каждый из вас подойдет к корзине, выберет одно яблоко и угостит им своего соседа. Тот, кто получил яблоко, подходит к корзине и тоже выбирает яблоко, которым угостит другого игрока. Учтите, что без яблока никто не должен остаться!Проводится игра «Яблочная карусель» (Приложение№5)Осень: Вот и замечательно! Ребята и взрослые, пусть осенние дни будут наполнены яркими моментами.Прощаясь с вами, я желаюВ мире жить, всем дружить,Родным краем дорожить!И на праздниках веселыхПеть, плясать и не тужить!До новых встреч!Литература:1. Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Москва,2000.2.Паршина В.А. Жили-были, хоровод водили. Ярославль: академияразвития,20053.Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. Москва,2004 «Чудесный короб» (Русские народные песни, сказки. игры, загадки) Москва. «Детская литература» 1989.«Чудесный короб» (Русские народные песни, сказки. игры, загадки) Москва. «Детская литература» 1989.Интернет-ресурсы:https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-narodnogo-prazdnika-semenov-den.htmlhttps://dailyhoro.ru/article/oseninyi-traditsii-narodnogo-prazdnika/https://northernfable.ru/article/oseniny/https://infourok.ru/osenniy-prazdnik-dlya-klassov-osenini-1717459.htmlПриложение №1Слайд 1Слайд 2Слайд 3Слайд 4Слайд 5Слайд 6Приложение №2Игра: «Собери урожай» Реквизит: большая корзина, 2 средние корзины, мытые овощи, Количество участников: 2 команды (по 10 человек)Методические рекомендации: Посередине зала на одинаковом расстоянии от команд стоит корзина с овощами. У первых участников команд в руках корзина или ведро. По сигналу, первый участник бежит к корзине, берёт любой один овощ и кладёт в свою корзинку, возвращается к команде и передаёт корзину второму участнику и т.д. Так продолжается пока не закончатся все овощи в общей корзине. Чья команда соберет больше всего овощей, та и становится победителем.Приложение №3Игра «Собери мух» -Реквизит: бельевая верёвка, 13 прищепок, 2 корзинкиКоличество участников: 2 команды (по 6 человек)Методические рекомендации: На определенном расстоянии натягивается веревка, на которую крепятся прищепки – «мухи». Команды стоят в колонне. Каждая из участниц команды, должна подбежать, снять «муху» и вернуться к своей команде, положив её в корзинку. Чья команда снимет на одну муху больше, та и победитель.Приложение №4 Хоровод «А мы сеяли, сеяли лен».Уж мы сеяли, сеяли лён,а мы, сеяли, приговаривали, (Участники встают лицом в круг, взявшись за руки, и имитируют сеяние льна (а мы сеяли, сеяли лен), разбрасывали его поочередно левой и правой рукой.)чеботами приколачивали: (обе руки в замке над головой, сверху вниз опускаются)С боку на бок переворачивали (перевороты руками)Ты удайся, удайся, ленок, (руки на поясе, лёгкие повороты туловища)ты удайся, мой белый кужалёк,Припев: Лён мой, лён, белый лён, (ходят по кругу, затем змейкой)Справа на горе, слева на крутой,Лён мой зеляной.А мы пололи, пололи лён, (сгибаютсяь и «дергают» траву руками, каждый раз пригибаясь ниже к земле) Мы пололи, приговаривали, чеботами приколачивали: (обе руки в замке над головой, сверху вниз опускаются)С боку на бок переворачивали (перевороты руками)Ты удайся, удайся, ленок, (руки на поясе, лёгкие повороты туловища)ты удайся, мой белый кужалёк,Припев.Вот мы рвали, мы рвали лён, (После чего каждый участник захватывает двумя руками лен и выдергивает его, бросая за себя, делая поворот и выдвигая правую ногу вперед)а мы рвали, приговаривали,чеботами приколачивали: (обе руки в замке над головой, сверху вниз опускаются)Ты удайся, удайся, ленок, (руки на поясе, лёгкие повороты туловища)ты удайся, мой белый кужалёк,Припев.А мы стлали, мы стлали лён,а мы стлали, приговаривали,чеботами приколачивали: (обе руки в замке над головой, сверху вниз опускаются)Ты удайся, удайся, ленок,ты удайся, мой белый кужалёк,Припев.А мы мочили, мочили лён, (наклоны вперёд)Мы сушили, сушили лён,(руки наверх, влево, вправо машем)А мы мяли, мы мяли лён, (двигают правой и левой руками поочередно вверх и вниз)А мы трепали, трепали лён, (движение руками в разные стороны)А мы чесали, чесали лён, (ладошка об ладошку)А мы пряли, мы пряли лён, (руками - сверху вниз и в правую сторону, как бы тянут нитки и отправляют их от кудельки на шпулю)А мы ткали, мы ткали лён, (ладони поперёк, движения вниз, вверх)А мы кроили, кроили лён, («ножницы» руками)А мы носили, носили лён (руки на пояс, повороты влево, вправо).Приложение №5Игра-угощение «Яблочная карусель»Реквизит: Большая корзина с яблоками.Участники: Не ограничено.Методические рекомендации: Участники стоят в кругу. Первый участник подходит к корзине, выберет одно яблоко и угощает им своего «соседа». Тот, кто получил яблоко, подходит к корзине и тоже выбирает яблоко, которым угостит другого игрока и т.д., без яблока никто не должен остаться!
X

x