Всего представлено работ: 242022

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кутюхина Анастасия Евгеньевна

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возрастаКутюхина Анастасия ЕвгеньевнаГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского»Студентка 4 курсаСтарший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается основы для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.Определяя сущность понятия «творческие способности», рассмотрим более детально определение «способности», так как в научной литературе встречается большое число понятий, это объясняется степенью изученности данного феномена [26; 528].Так, в широком смысле слова, способности, определяются, как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. В более узком понимании, под способностями подразумевается качества, существующие только в процессе развития и в условиях определенной деятельности. Установлено, что каждый человек обладает способностями в той или иной деятельности. Все зависит от того, какие врожденные задатки у человека и в какой степени они развиты[15; 38].На первое место в старшем дошкольном возрасте выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные перемены в психической сфере. Характерные черты развития мышления в период дошкольного детства выражаются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отображается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления. Д.Б. Богоявленская и Н.А. Ветлугина подмечают, что мышление детей старшего дошкольного возраста считается более свободным, чем мышление детей более старшего возраста. Согласно мнению авторов, мышление детей этого возраста еще не задавлено догмами и стереотипами, оно является более независимым. А это качество необходимо всячески совершенствовать. Выходит, что у детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для развития творческих способностей. Более того, от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом зависит творческий потенциал взрослого человека [7; 288].Развитие речи в широком понимании играет большую роль в формирование общих художественно-творческих способностей детей. «Развитие у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности». Восприятие становится осознанным, интеллектуальным процессом, дает возможность основательно проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности, ребенок имеет возможность совершеннее и красочнее воспринять окружающую действительность, а это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. «От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная».В дошкольном возрасте формируется словесная память в процессе интенсивного освоения речи; появляется произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, возникновением произвольных механизмов поведения и деятельности.Развитие произвольного внимания старшего дошкольника сопряжено с развитием всех сторон речевой деятельности, осознанием значения предстоящей деятельности, пониманием ее цели, появлением произвольного поведения. Развитие памяти, внимания ребёнка имеет очень большое значение для развития творческих способностей ребёнка. Именно данные качества, по данным психологов, считаются основой развития творческих способностей и повышают творческо-поисковую активность [30;3].Воображение старшего дошкольника становится богаче, дети могут самостоятельно обдумывать содержание своей работы, внедрять новые образы. Воображение всегда строится из материалов, данных действительностью. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Таким образом, делаем вывод о том, что следует расширять опыт ребенка, если мы хотим сформировать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Значительную роль играют эмоции, способствующие проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, увеличивают работу воображения [28; 352].Творческая деятельность воображения находится в непосредственной зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Художественное творчество представляет собой непростой процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Дети, знакомясь с окружающей средой, пытаются отразить его в своей деятельности – рисовании, лепке и др. В изобразительной деятельности ребенок приобретает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью различных материалов в реальные формы. Характерные черты творческой деятельности дошкольников весьма специфичны. Наблюдая, воспринимая предметы и явления, у детей развиваются мыслительные операции. Обогащая сенсорный опыт, вырабатывая навыки рисования, формируя технические навыки и умения работы с различными материалами – улучшаются изобразительные навыки и умения. Все это в совокупности содействует формированию художественно-творческих способностей. Так, В.А. Сухомлинский говорит, что корни способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда .Особая роль в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста отводится строительно-конструктивной и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), так как именно эти виды деятельности содействуют развитию творческого мышления, без которого развития творческих способностей невозможно. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием проводят много времени, занимаясь изобразительной деятельностью, при этом в этой деятельности они дают свободу воображению, несмотря на то, что не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Именно поэтому сам процесс может сопровождаться рассказом, в котором ребенок выражает то, что не может выразить в творческом продукте[4;229].Творческие способности детей старшего дошкольного возраста в большей степени выражаются в языковом творчестве и специфически детских деятельностях, к числу которых относятся конструирование, рисование, лепка, музицирование.Для старшего дошкольника свойственным является наличие активной деятельностной позиции, готовности к спонтанным решениям, любопытства, постоянных вопросов к взрослому, способности к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкой мотивации достижений, развитого воображения, настойчивости. Инициативность ребенка старшего дошкольного возраста сопряжена с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умением преодолевать трудности.У детей старшего дошкольного возраста уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Весьма, немаловажно, в данный период времени закрепить у детей сознание уверенности в том, что он сумеет все. Дети не должны стремиться к тому, чтобы точно передать героя, предмет и т.д. Самое главное, чтобы они могли передать индивидуальность, а также подчеркнуть важные для них качества, используя цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым дети старшего дошкольного возраста воплощают свой замысел, выражая собственное эмоциональное отношение к миру, именно поэтому результатом их творческой деятельности на одну и ту же тему является индивидуальный продукт. В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают ощущать роль и значение искусства, его силу, а также органическое единство искусства и жизни. Безусловно, дети не думают перечисленными категориями, но они чувствуют это сообразно своим возрастным возможностям. Л.С. Выготский акцентировал внимание на чрезмерной любознательности детей этого возраста, на наличие большого желания познавать окружающий мир. При этом исследователь отмечал, что педагоги и родители посредством одобрения любознательности, сообщения детям определенных знаний, вовлечения детей в различные виды детальности, содействуют расширению детского опыта. При этом, накопление опыта и знаний выступают в качестве необходимой предпосылки для будущей творческой деятельности.Р.Г. Казакова утверждает, что успешность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена посредством создания определенных условий, в том числе: самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей; раннее физическое и интеллектуальное развитие детей; создание обстановки, опережающей развитие ребенка;предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.;умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [13; 128].Развитие творческих способностей осуществляется на основе двух подходов. С одной стороны, как определял Л.С. Выготский, необходимо культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где существует достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может совершенствоваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.Таким образом, можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается основы для творческой деятельности. Развитие психических процессов в этом возрасте имеет огромное значение для формирования творческих способностей ребёнка. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития творческих способностей и повышают творческо-поисковую активность. Список литературы:Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М. : Сфера, 2019. – 229 с.Ветлугина Н, А. Художественное творчество и ребёнок. – М: Педагогика, 2017. – 288 с.Казакова, Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю./ Г. М. Коджаспирова// Педагогический словарь.— М.: Академия., 2018, – 38 с.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; отв. ред. Л. С. Глебова. – М. : Большая Рос.энцикл., 2003. – 528 с.Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Погодина С. В. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2022. – 352 с.Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7–8 октября 2010 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020.
X

x