Всего представлено работ: 244150

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Наталия Николаевна Денисова

Независимая оценка качества программ

скачать документ

Вернуться назад

Методист МБУ ДО Орловский ДДТ Денисова Н.Н.Независимая оценка качества программСодержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с положениями законодательства (ФЗ №273, ст.75, п.4, ст. 84, ст. 86 и 64, Концепция гл. 2, Приказ 629, п. 5). Содержание программы оформляется в учебном плане. ДОП в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Приказ №629, п. 11): технической; естественнонаучной; физкультурно-спортивной; художественной; туристско-краеведческой; социально-гуманитарной.Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются по целевому ориентиру и уровню сложности: стартовый/ознакомительный; базовый; продвинутый/углубленный. Разработка и утверждение ОП относится к компетенции образовательной организации (ФЗ №273, ст.28, ч. 3, п. 6).Утверждение общеобразовательных программ осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации (далее – ОО), регламентирующим утверждение программ.После утверждения дополнительная общеобразовательная программа считается полноценным нормативно-правовым документом образовательной организации.Для включения дополнительной общеобразовательной программы в реестр сертифицированных программ в рамках персонифицированного дополнительного образования детей, необходимо пройти общественную экспертизу для независимой оценки качества дополнительных образовательных программ (далее – НОК ДОП). Положительный результат общественной экспертизы, на основании итогового протокола заседания регионального общественного совета по проведению НОК ДОП при Министерстве общего и профессионального образования Ростовской области, является гарантией того, что ОП войдет в реестр сертифицированных программ в рамках персонифицированного дополнительного образования детей для финансирования по социальному сертификату.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют ДОП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Приказ № 629, п.17). Обновление и утверждение ДОП осуществляется до начала нового учебного года.Общие требования к условиям реализации ОП зафиксированы в ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13-19, где определен язык образования, формы реализации образовательных программ, формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы.Право образовательных организаций на реализацию дополнительных образовательных программ закреплено в ФЗ №273, ст. 23, ч. 3, 4, ст. 31, ст.77, ст. 13, ч. 9). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют ДОП в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ № 629, п.8). Формы обучения и реализации программ, образовательные технологии и особенности организации образовательного процесса закреплены в ФЗ № 273, ст.17, п.2,4,5, гл.2, ст.13, ч. 2, гл.2, ст. 13, ч. 1, ст.2 п.23, Приказе №629, п. 9-16, 21, 22. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся (Приказ №629, п.24-30)5.Сруктура ДОП включает:Титульный лист.Раздел1.Комплексосновныххарактеристикобразования (объем, содержание, планируемые результаты): пояснительная записка; цели и задачи программы; содержание программы; планируемые результат.Раздел 2.Комплексорганизационно-педагогическихусловий,включая формы аттестации: календарный учебный график; формы контроля и аттестации; диагностический инструментарий; методическое обеспечение программы.Список литературы.Приложение.Титульный лист должен содержать:- наименование учредителя и образовательной организации,- гриф принятия (рассмотрения) программы на заседании методического (педагогического) совета образовательной организации с указанием даты и номера протокола;- гриф утверждения программы с печатью и подписью руководителя образовательной организации, указанием номера и даты приказа;-наименование программы (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа, дополнительная общеобразовательная программа спортивной подготовки);- название программы (это ее визитная карточка, оно должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное, отражающим направленность дополнительного образования (далее – ДО) и содержание программы;- направленность программы;- уровень (в разноуровневой программе: стартовый/ознакомительный, базовый, продвинутый/ углубленный);- вид программы (типовая, модифицированная, экспериментальная, авторская, адаптированная (для особых категорий));- тип(разноуровневая,модульная,реализуемаявсетевойформе, дистанционная, с применением дистанционных технологий);- адресат программы (возраст детей, на которых рассчитана программа);- срок реализации программы;- форма обучения(очная,очно-заочная,заочная,сприменением дистанционных технологий);- условияреализациипрограммы(бюджет,внебюджет,социальный сертификат;- ФИО, должность автора(-ов) или составителя(-ей) программы;- территория, населенный пункт;- год разработки программы.Пояснительная записка (основные характеристики программы):направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная);актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы, соответствие действующим нормативным актам и актуальным направлениям развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы, потребностям общества и детей данного возраста и категории в решении актуальных для них задач;педагогическая целесообразность программы - аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности;отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, основные идеи, которые придают программе ее своеобразие, выбор наиболее оптимальных инновационных технологий и методик;адресат программы - возраст и категория учащихся, краткая характеристика особенностей, условия приема детей, принципы формирования учебных групп;режим занятий - периодичность и продолжительность;объем и срок освоения программы - общее количество учебных (академических) часов на весь период обучения, объем модулей (допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся);форма реализации (тип) программы - традиционная, или с использованием сетевого взаимодействия, или построенная по модульному принципу, или с использованием дистанционных технологий, или с использованием электронного обучения;сроки, объем и уровень реализации программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы (стартовый, базовый, продвинутый)8 ;форма обучения - очная, очно-заочная, заочная, дистанционная и т.д.;тип занятия - комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный, тренировочный и другие; программадолжна подходить всем категориям обучающихся по содержанию, уровню освоения, темпу и соответствовать специальным условиям.Цель и задачи программыЦель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый измеримый конечный результат. При формулировке цели лучше использовать ключевое слово в форме существительного (развитие, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и т.п.)Задачи — это поэтапный способ достижения цели программы. Подразделяются на группы: воспитательные, образовательные, развивающие и должны быть конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса. Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами.Содержание программыЭтот раздел включает учебный план и содержание учебного плана и оформляется в виде таблицы, содержит перечень разделов/модулей и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических и практических занятий, а также форм аттестации и контроля.В учебном плане необходимо закладывать часы:- на диагностику;- на вводное занятие (введение в программу);- концертную,выставочнуюилисоревновательную деятельность;- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;- итоговое занятие, отчетное мероприятие.Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения. Содержание учебного плана — это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.При оформлении содержания учебного плана следует придерживаться ряда общих правил:содержание составляется согласно учебному плану;формулировка и порядок расположения тем, разделов и модулей должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу/модулю и теме;содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.Планируемые результатыСовокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетентностей, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению. Результаты формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условийКалендарный учебный график11 является приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ №273, ст.2, п.9).Организация дополнительного образования имеет право выбора оформления календарного учебного графика. Выбранная форма закрепляется локальным актом образовательной организации. Формы контроля и аттестации. Закон не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным программам, но и не запрещает ее проведение (ФЗ №273, ст.58, ч.1, ст.28, ч. 3, п.10, ст.60, ч. 15). Диагностический инструментарий. В данном разделе отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (№ 273-ФЗ, ст. 2, п. 9).Методическое обеспечение включает рекомендации по проведению теоретических и практических занятий, используемый дидактический материал, методические разработки и т.д.Список литературы.
X

x