Всего представлено работ: 242024
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Людмила Сергеевна Абдокова
Роль добровольчества
скачать документВернуться назад
Роль добровольчества в организации социальной
поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Добровольчество– это движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.
Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб.
Проблема инвалидности является актуальной в современном обществе. Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества и семьи определенных дополнительных мер, средств и усилий. Как следствие, семья, имеющая ребенка-инвалида, оказывается в трудной жизненной ситуации, она испытывает социальные, психологические и материальные проблемы.
С целью привлечения внимания общества к проблемам семей с детьми-инвалидами в содружественной работе специалистов и родителей принимают участие добровольцы и благотворители, что приводит к полноценному развитию личности детей-инвалидов, к их социализации и интеграции в общество.
В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получили более широкое распространение в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.
Коллективом школы была разработана и внедряется социально-реабилитационная программа поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В реализации которой принимают участие добровольцы и волонтеры – студенты ставропольских вузов. Волонтерская деятельность позволяет студентам почувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в социальной поддержке, которая так необходима ребенку-инвалиду. В рамках направления «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации» педагогами, волонтерами, добровольцами и родителями детей-инвалидов реализуется ряд акций и мероприятий: акции-рейды «Мой чистый город», «Вам, ветераны», «Птицы – наши друзья»; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Леди и Джентльмены»; экскурсионно-туристические мероприятия «Край, мой родной», «Море, солнце и я!»; учебно-коррекционные занятия, художественно-творческую деятельность (занятия в художественно-творческих мастерских театра-студии «Вдохновение»), тренинги, консультации, деловые игры, круглые столы. Педагогами школы ежегодно проводится акция «Шаг навстречу», к участию в которой привлекаются волонтеры и добровольцы. Ежеквартально в школе проводится, ставшая традиционной, добровольная акция помощи родителям дошкольников с нарушениями слуха, живущим в отдаленных районах края. Школа принимает участие в движении «Добрые Дети Мира».
Ежегодно проводится территориальный мониторинг семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создан ресурсный центр помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящий из специалистов школы-интерната, волонтеров, благотворителей и родителей-добровольцев, при котором организованы группы кратковременного пребывания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных образовательной системой.
Социально-реабилитационная программа направлена на:
-приобщение родителей к образовательному процессу;-организацию совместной деятельности родителей и детей;-сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье;-сокращение распространенности социального неблагополучия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;-на создание и использование эффективных технологий и методов, обеспечивающих получение стабильных педагогических и социальных эффектов в работе педагогов, волонтеров, благотворителей, родителей с детьми-инвалидами;-содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защиту и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что помогает их интеграции в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Такой подход позволяет решить следующие задачи:
Привлечь внимание общества к проблемам семей с детьми-инвалидами.
Вовлечь студентов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую работу.
Оказать психолого-педагогическую помощь семьям с детьми-инвалидами и детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых нет возможности посещать образовательные учреждения.
Обогатить положительный социальный опыт родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создать единую социальную среду в школе, семье и в обществе в целом.
Организовать и расширить обмен родительским опытом между семьями, имеющими детей-инвалидов.
Результатом такой работы является: 1. Создание при содействии добровольцев системы взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов, а также условий для обеспечения дневного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости родителей.2. Реализация условий, обеспечивающих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста в среду слышащих;3.Участие добровольцев в обеспечении индивидуального и социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.4.Определение направлений и содержания работы специалистов, организующих включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих в разные возрастные периоды.5.Постепенное расширение интеграционного пространства жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.6.Оказание помощи учащимся в выборе профессий и самореализации в мире труда.7. Подготовка методических материалов для родителей, волонтеров и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, при реализации нашей социально-реабилитационной программы коллектив школы сталкивается с такими препятствиями как:
Географическая удаленность мест проживания семей от школы;
Трудность общения с родителями (многие из них - инвалиды по слуху);
Социальное положение семей (социально и материально неблагополучные семьи);
Нахождение детей на попечении государственных или опекунов;
Неграмотность родителей по вопросам специального коррекционного образования;
Нежелание сотрудничать со школой.
Ограниченные финансовые возможности школы.
Несмотря на возникающие трудности уже накоплен некоторый положительный опыт совместной работы добровольцев, благотворителей, родителей и специалистов школы-интерната в организации социальной поддержки семей с детьми-инвалидами: собраны материалы, вовлечены добровольцы из числа студентов ставропольских вузов, благотворители из различных коммерческих предприятий.
HYPER13 SHAPE \* MERGEFORMAT HYPER14
HYPER13PAGE
HYPER13PAGE HYPER142
поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Добровольчество– это движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.
Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб.
Проблема инвалидности является актуальной в современном обществе. Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества и семьи определенных дополнительных мер, средств и усилий. Как следствие, семья, имеющая ребенка-инвалида, оказывается в трудной жизненной ситуации, она испытывает социальные, психологические и материальные проблемы.
С целью привлечения внимания общества к проблемам семей с детьми-инвалидами в содружественной работе специалистов и родителей принимают участие добровольцы и благотворители, что приводит к полноценному развитию личности детей-инвалидов, к их социализации и интеграции в общество.
В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получили более широкое распространение в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.
Коллективом школы была разработана и внедряется социально-реабилитационная программа поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В реализации которой принимают участие добровольцы и волонтеры – студенты ставропольских вузов. Волонтерская деятельность позволяет студентам почувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в социальной поддержке, которая так необходима ребенку-инвалиду. В рамках направления «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации» педагогами, волонтерами, добровольцами и родителями детей-инвалидов реализуется ряд акций и мероприятий: акции-рейды «Мой чистый город», «Вам, ветераны», «Птицы – наши друзья»; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Леди и Джентльмены»; экскурсионно-туристические мероприятия «Край, мой родной», «Море, солнце и я!»; учебно-коррекционные занятия, художественно-творческую деятельность (занятия в художественно-творческих мастерских театра-студии «Вдохновение»), тренинги, консультации, деловые игры, круглые столы. Педагогами школы ежегодно проводится акция «Шаг навстречу», к участию в которой привлекаются волонтеры и добровольцы. Ежеквартально в школе проводится, ставшая традиционной, добровольная акция помощи родителям дошкольников с нарушениями слуха, живущим в отдаленных районах края. Школа принимает участие в движении «Добрые Дети Мира».
Ежегодно проводится территориальный мониторинг семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создан ресурсный центр помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящий из специалистов школы-интерната, волонтеров, благотворителей и родителей-добровольцев, при котором организованы группы кратковременного пребывания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных образовательной системой.
Социально-реабилитационная программа направлена на:
-приобщение родителей к образовательному процессу;-организацию совместной деятельности родителей и детей;-сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье;-сокращение распространенности социального неблагополучия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;-на создание и использование эффективных технологий и методов, обеспечивающих получение стабильных педагогических и социальных эффектов в работе педагогов, волонтеров, благотворителей, родителей с детьми-инвалидами;-содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защиту и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что помогает их интеграции в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Такой подход позволяет решить следующие задачи:
Привлечь внимание общества к проблемам семей с детьми-инвалидами.
Вовлечь студентов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую работу.
Оказать психолого-педагогическую помощь семьям с детьми-инвалидами и детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых нет возможности посещать образовательные учреждения.
Обогатить положительный социальный опыт родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создать единую социальную среду в школе, семье и в обществе в целом.
Организовать и расширить обмен родительским опытом между семьями, имеющими детей-инвалидов.
Результатом такой работы является: 1. Создание при содействии добровольцев системы взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов, а также условий для обеспечения дневного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости родителей.2. Реализация условий, обеспечивающих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста в среду слышащих;3.Участие добровольцев в обеспечении индивидуального и социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.4.Определение направлений и содержания работы специалистов, организующих включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих в разные возрастные периоды.5.Постепенное расширение интеграционного пространства жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.6.Оказание помощи учащимся в выборе профессий и самореализации в мире труда.7. Подготовка методических материалов для родителей, волонтеров и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, при реализации нашей социально-реабилитационной программы коллектив школы сталкивается с такими препятствиями как:
Географическая удаленность мест проживания семей от школы;
Трудность общения с родителями (многие из них - инвалиды по слуху);
Социальное положение семей (социально и материально неблагополучные семьи);
Нахождение детей на попечении государственных или опекунов;
Неграмотность родителей по вопросам специального коррекционного образования;
Нежелание сотрудничать со школой.
Ограниченные финансовые возможности школы.
Несмотря на возникающие трудности уже накоплен некоторый положительный опыт совместной работы добровольцев, благотворителей, родителей и специалистов школы-интерната в организации социальной поддержки семей с детьми-инвалидами: собраны материалы, вовлечены добровольцы из числа студентов ставропольских вузов, благотворители из различных коммерческих предприятий.
HYPER13 SHAPE \* MERGEFORMAT HYPER14
HYPER13PAGE
HYPER13PAGE HYPER142