Всего представлено работ: 232787
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Лобанова Татьяна Николаевна
Программа кружка
скачать документВернуться назад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №14»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Волшебный крючок»направленность: художественно-эстетическаявозраст обучающихся: 10-12 летсрок реализации: 1 годавтор-составитель:Лобанова Татьяна Николаевнаучитель технологииНабережные ЧелныОГЛАВЛЕНИЕРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы3Информационная карта образовательной программы 3Пояснительная записка4Учебный (тематический) план8Содержание программы Планируемые результаты освоения программы.917Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий18Организационно-педагогические условия реализации программы.18Формы контроля.18Список использованных источников и литературы.19Приложения21 Приложение 1. Календарный учебный график Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.Информационная карта образовательной программы1.Образовательная организацияМБОУ «Гимназия №14»2.Полное название программы«Волшебный крючок»3.Направленность программыХудожественно-эстетическая4.Сведения о разработчиках4.1ФИО, должностьЛобанова Татьяна Николаевна, учитель технологии5.Сведения о программе:5.1Срок реализации1 год5.2Возраст обучающихся10-12 лет5.3Характеристика программы:-тип программы -вид программыдополнительная общеобразовательная программаобщеразвивающая 5.4Цель программыРазвитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов6.Формы и методы образовательнойдеятельностиГрупповые учебные занятия, беседы, практические занятия, игры, посещение и проведение различных конкурсов, просмотр наглядных фото и видеоматериалов7.Формы мониторинга результативностиВыставки творческих работ, участие в конкурсах8.Результативность реализации программыВоспитание личности, способной к любой самостоятельной творческой деятельности.Умение применять на практике полученные теоретические знания.Умение самостоятельно планировать творческий процесс.9.Дата утверждения и последней корректировки программы10.РецензентыПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма дополнительного образования детей: «Волшебный крючок» ориентирована на получение предметных, метапредметных и личностных результатов, учащихся благодаря комплексному подходу в преподавании. Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает у них интерес к новым видам деятельности, расширяя их жизненный кругозор.Нормативно-правовая база реализации программ дополнительного образованияКонцепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. №1726-р [2];Постановление главного государственного санитарного врача федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [3];Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 23 августа 2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [4];Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» [5];Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [6];Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ [7];Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [8].Конвенция ООН о правах ребенка [9];Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных), Казань, РЦВР, 2021г. [10]Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. №296н) [11];Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015г. №996-р [12].Актуальность данной программы. В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах. Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития творческой активности учащихся. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.Народное декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности. Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки воспитанников, разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративно- прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности.Декоративно-прикладное творчество по своему происхождению – искусство народное. Народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное значение. Народное творчество уникальный мир духовных ценностей, это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.Педагогическая целесообразность программы позволяет решить проблему занятости свободного времени детей. Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В основе программы «Волшебный крючок» лежит идея использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка. Новизна программы «Волшебный крючок» является синтез программ основного общего образования и современных образовательных технологий, она дает возможность каждому воспитаннику попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Отличительные особенности программы «Волшебный крючок» является то, что к числу планируемых результатов освоения образовательной программы отнесены:- личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, отражающие их индивидуальность;- метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);- предметные результаты, освоенные обучающимися в ходе обучения опыт специфической для каждой предметной области деятельности, его преобразованию и применению.Программа уделяет внимание патриотическому воспитанию, имеющего особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины.Это отображено в календарном учебном графике в ряде воспитательных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.Цель программы: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов. Задачи программы: способствовать развитию творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания, навыков по выполнению работы в команде, положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца.Адресат программыПрограмма рассчитана на детей возрастом от 10 до 12 лет. Объем программы 136 ч.Занятия проводятся по 2 раза в неделю по 2 академических часа.Формы организации образовательного процесса: групповые учебные занятия, беседы, практические занятия; игры, посещение и проведение различных конкурсов.Срок освоения программы: Срок реализации программы 1 год.Режим занятий: Недельная нагрузка составляет 4 часа в неделю. Планируемые результаты освоения программыЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения ДПИ.Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.В области познавательной культуры:владение знаниями об индивидуальных особенностях своего организма. В области нравственной культуры:способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры:умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;умение содержать в порядке инструменты и оборудование, осуществлять их подготовку к занятиям.В области коммуникативной культуры:владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время занятий.Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.В области познавательной культуры:понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;В области нравственной культуры:уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей на занятиях;ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры:рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность.В области эстетической культуры:восприятие конкурсов как культурно-массового, зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры:владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения.Предметные результаты. В области нравственной культуры:умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к окружающим.В области трудовой культуры:способность преодолевать трудности, выполнять задания на занятиях в полном объеме. В области коммуникативной культуры:способность формулировать цели и задачи занятий, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения. Организация воспитательной работы в рамках программы.Проведение мастер-классов, встреч с людьми, владеющими различными видами ДПИ, походов в музеи, праздников, развлекательных программ и других мероприятий в рамках программы. Воспитательная работа входит в общее количество часов по программе.Формы подведения итогов реализации программы Программа предусматривает несколько видов мониторинга: организация выставок творческих работ, участие в различных конкурсах.Карта результативности. Результативность участия на конкурсах различных уровней, отслеживается путем сканирования конкурсных дипломов и создания личных карт результативности.Учебный план №название раздела, темыколичество часовформы организации занятийформы контроля всеготеорияпрактика1Вязание крючком48444Беседа, практическая работаВыставка работ, конкурс2Бумагопластика.Плетение из газетных трубочек22220Беседа, практическая работаВыставка работ, конкурс3Пейп-арт (салфеточная пластика)20218Беседа, практическая работаВыставка работ, конкурс4Ниткография.Картины из ниток30426Беседа, практическая работаВыставка работ, конкурс5Витражи.Витражная роспись16214Беседа, практическая работаВыставка работ, конкурситого часов13614122Содержание программы Раздел 1. Вязание крючкомТема 1.1. Правила техники безопасности. Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Правила обращения с инструментами и оборудованием. Рекомендации, необходимые для занятий кружка. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, проведение инструктажа, подведение итогов.Тема 1.2. Вводная беседа. Теория: правила поведения на занятиях кружка. Рекомендации, необходимые для занятий кружка. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.3. Из истории вязания.Теория: рассказ о истории ДПИ, истории вязания, видах ДПИ.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.4. Виды рукоделия наших прабабушек и бабушек.Теория: рассказ ученикам о истории ДПИ, истории вязания, вязание наших бабушек.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.5. Влияние вязания на организм человека.Теория: ознакомление с историей вязания, о положительном влиянии вязания на творческое развитие личности.Практика: изучение видов крючка, способов держания крючка в руке. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.6. Вязальный крючок. Виды крючков.Теория: ознакомление с историей вязального крючка, инструктаж по ТБ при работе с крючком. Практика: изучение видов крючка, способов держания крючка в руке. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.7. Свойство пряжи.Теория: рассказ о положительных свойствах пряжи, о положительном влиянии вязания на творческое развитие личности.Практика: изучение свойств пряжи. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.8. Ассортимент пряжи.Теория: беседа о большом ассортименте пряжи в продаже, о выборе пряжи через интернет.Практика: изучение ассортимента пряжи через интернет. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.9. Журналы по вязанию.Теория: беседа о большом ассортименте, о большом выборе различных журналов, печатных изданий в продаже.Практика: изучение ассортимента различных журналов, печатных изданий по вязанию в сети интернет. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.10. Схемы вязания.Теория: рассказ, демонстрация различных схем вязания, объяснение знаков и символов в схемах по вязанию.Практика: изучение знаков и символов, составление схем.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.11. Воздушная петля. Теория: рассказ о способах изготовления первой воздушной петли.Практика: выполнение воздушной петли, выполнение цепочки из воздушных петель.Формы и методы проведения занятий: беседа, демонстрация, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.12. Цепочка из воздушных петель. Теория: рассказ о способах выполнения воздушной петли, демонстрация цепочки воздушных петель.Практика: выполнение воздушной петли, выполнение цепочки из воздушных петель.Формы и методы проведения занятий: беседа, демонстрация, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.13. Столбики без накида.Теория: ознакомление и демонстрация столбика без накида.Практика: выполнение столбиков без накида, разбор способов их выполнения. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.14. Столбики с накидом.Теория: ознакомление и демонстрация столбиков с накидом.Практика: выполнение столбиков с накидом, разбор способов их выполнения. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.15. Столбики с двумя накидами.Теория: ознакомление и демонстрация столбиков с двумя накидами.Практика: выполнение столбиков с двумя накидами, разбор способов их выполнения. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.16. Столбики с несколькими накидами.Теория: ознакомление и демонстрация столбиков с несколькими накидами.Практика: выполнение столбиков с несколькими накидами, разбор способов их выполнения. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.17. Вязание прихватки.Теория: ознакомление и демонстрация прихваток.Практика: выполнение рядов: столбики без накидов, столбики с накидом.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.18. Вязание по кругу.Теория: ознакомление с прибавками при вязании по кругу.Практика: выполнение рядов: столбики без накидов, столбики с накидом по кругу.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.19. Амигуруми.Теория: ознакомление с японским искусством вязания на спицах или крючком маленьких мягких зверушек и человекоподобных существ.Практика: изготовление изделий в технике амигуруми.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.20. Изготовление изделия.Теория: ознакомление с различными изделиями, выполненных своими руками.Практика: изготовление изделий, связанных крючком.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.21. Подарок, связанный своими руками. Анализ работ.Теория: ознакомление с различными изделиями, выполненных своими руками.Практика: изготовление изделий, связанных крючком.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов, выставка работ, конкурс работ.Раздел 2. Бумагопластика. Плетение из газетных трубочекТема 1.1. Правила техники безопасности. Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Правила обращения с инструментами и оборудованием. Рекомендации, необходимые для занятий кружка. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, проведение инструктажа, подведение итогов.Тема 1.2. История появления плетения.Теория: рассказ о истории плетения из газетных трубочек, видах плетения.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.3. Плетение из газетных трубочек.Теория: ознакомление со способами плетения.Практика: выполнение различных видов плетения.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.4. Виды плетения (косое, прямое, ситцевое, верёвочкой).Теория: ознакомление с видами плетения, способами плетения.Практика: выполнение различных видов плетения, способов плетения.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.5. Кручение трубочек и их окрашивание.Теория: ознакомление с материалом для окрашивания трубочек.Практика: выполнение окрашивания трубочек.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.6. Плетение дна изделия.Теория: ознакомление со способом плетения дна изделия.Практика: выполнение дна изделия из газетных трубочек.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.7. Основные виды плетения.Теория: ознакомление с видами плетения, способами плетения.Практика: выполнение различных видов плетения, способов плетения.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.8. Плетение изделия.Теория: ознакомление с готовыми изделиями.Практика: выполнение различных видов плетения, способов плетения.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.9. Технология окрашивания трубочек и готового изделия.Теория: ознакомление с различными технологиями окрашивания трубочек и готового изделия.Практика: выполнение различных изделий, окрашивание трубочек, окрашивание готовых изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.10. Декорирование изделия.Теория: ознакомление с различными технологиями декорирования готового изделия.Практика: выполнение различных изделий, декорирование готовых изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.11. Элементы декорирования изделия. Анализ работ.Теория: ознакомление с различными технологиями декорирования готового изделия.Практика: выполнение различных изделий, декорирование готовых изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, выставка работ, конкурс работ, подведение итогов.Раздел 3. Пейп-арт (салфеточная пластика)Тема 1.1. Основы техники пейп-арт. Правила техники безопасности. Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Правила обращения с инструментами и оборудованием. Рекомендации, необходимые для занятий кружка. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, проведение инструктажа, подведение итогов.Тема 1.2. Инструменты и материалы для работы.Теория: ознакомление с различными материалами и инструментами, необходимыми для работы в технике пейп-арт.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, подведение итогов.Тема 1.3. Подготовка поверхности.Теория: ознакомление с различными технологиями подготовки поверхности для изготовления изделия.Практика: выполнение различных способов подготовки поверхности.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.4. Выбор рисунка или орнамента.Теория: ознакомление с рисунками и орнаментом для изготовления изделия.Практика: выполнение различных рисунков или орнамента.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.5. Выкладывание узора по рисунку.Теория: ознакомление с различными технологиями выкладывания узора из ниток по готовому рисунку.Практика: выполнение различных способов выкладывания узора из ниток.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.6. Наклеивание элементов по рисунку.Теория: ознакомление с различными технологиями наклеивания элементов из ниток на готовый рисунок.Практика: выполнение различных способов наклеивания элементов из ниток на рисунок.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.7. Технология окрашивания готового изделия Теория: ознакомление с различными технологиями окрашивания готового изделия.Практика: выполнение различных изделий, окрашивание готовых изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.8. Декорирование изделия.Теория: ознакомление с различными технологиями декорирования готового изделия.Практика: выполнение различных изделий, декорирование готовых изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.9. Нанесение лака. Анализ работ.Теория: ознакомление с различными технологиями нанесение лака, декорирования готового изделия.Практика: выполнение различных изделий, нанесение лака, декорирование готовых изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, выставка работ, конкурс работ, подведение итогов.Раздел 4. Ниткография. Картины из нитокТема 1.1. Ниткография. Инструменты и материалы для работы.Теория: ознакомление с различными материалами и инструментами, необходимыми для работы в технике ниткографии.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, подведение итогов.Тема 1.2. Правила безопасности труда и личной гигиены. Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Правила обращения с инструментами и оборудованием. Рекомендации, необходимые для занятий кружка. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, проведение инструктажа, подведение итогов.Тема 1.3. Из истории ниткографии.Теория: рассказ о истории ниткографии.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.4. Эскиз рисунка. РисунокТеория: ознакомление с рисунками для изготовления изделия.Практика: выполнение различных эскизов, рисунков для будущего изделия.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.5. Основные приемы ниткографии.Теория: ознакомление с основными приёмами изготовления изделия.Практика: выполнение различных приёмов ниткографии.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.6. Правила нанесения клея и заполнения рисунка.Теория: ознакомление с основными правилами нанесения клея и заполнения рисунка.Практика: выполнение различных приёмов заполнения рисунка.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.7. Выкладывание узора по рисунку.Теория: ознакомление с различными технологиями выкладывания узора из ниток по готовому рисунку.Практика: выполнение различных способов выкладывания узора из ниток.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.8. Составление геометрических узоров.Теория: ознакомление с различными геометрическими узорами.Практика: выполнение различных способов составления геометрических узоров.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.9. Заполнение узора в технике ниткографии.Теория: ознакомление с различными способами заполнения узоров.Практика: выполнение различных способов заполнения узоров из ниток.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.10. Декоративные картины в технике ниткографии.Теория: ознакомление с различными готовыми изделиями в технике ниткографии.Практика: наклеивание пряжи на рисунок.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.11. Изготовление картин в технике ниткографии.Теория: ознакомление с различными способами изготовления картин.Практика: наклеивание пряжи на рисунок, изготовление картин.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.12. Подарок своими руками в технике ниткографии.Теория: ознакомление с различными способами изготовления картин.Практика: наклеивание пряжи на рисунок, изготовление картин.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.13. Правила ВТО.Теория: ознакомление с различными правилами ВТО готовых картин.Практика: изготовление картин, выполнение ВТО.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.14. ВТО готовой работы.Теория: ознакомление с различными правилами ВТО готовых картин.Практика: изготовление картин, выполнение ВТО.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.15. Оформление готовой работы в рамку. Анализ работ.Теория: ознакомление с различными технологиями оформления готовых работ в различные рамки.Практика: выполнение различных изделий, декорирование готовых изделий, оформление в рамку.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, выставка работ, конкурс работ, подведение итогов.Раздел 5. Витражи. Витражная роспись.Тема 1.1. Витражная роспись. Правила техники безопасности.Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Правила обращения с инструментами и оборудованием. Рекомендации, необходимые для занятий кружка. Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, проведение инструктажа, подведение итогов.Тема 1.2. Технология росписи по стеклу. Из истории витражной росписи.Теория: рассказ о истории витражной росписи.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, подведение итогов.Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления. Теория: ознакомление с различными материалами и инструментами, необходимыми для работы в витражной технике.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, подведение итогов.Тема 1.4. Композиция, цвет, эскиз.Теория: ознакомление с понятиями -композиция, цвет, эскиз.Практика: изготовление простейших эскизов, композиций.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.5. Рисунки и трафареты для работы.Теория: ознакомление с понятиями -рисунок, трафарет.Практика: изготовление простейших рисунков с помощью готовых трафаретов.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.6. Подбор рисунка для изделия.Теория: ознакомление с понятиями -рисунок, трафарет.Практика: изготовление простейших рисунков с помощью готовых трафаретов, подбор рисунка.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.7. Перевод рисунка на стекло.Теория: ознакомление с понятиями -рисунок, трафарет.Практика: изготовление простейших рисунков с помощью готовых трафаретов, подбор рисунка, перевод рисунка на стекло.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.8. Нанесение контура.Теория: ознакомление с понятием - контур.Практика: применение контура при изготовлении изделия.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.9. Декорирование и роспись предметов интерьера.Теория: ознакомление с различными технологиями декорирования готового изделия.Практика: выполнение различных изделий, декорирование готовых изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, подведение итогов.Тема 1.10. Роспись изделия. Анализ работ.Теория: ознакомление с различными технологиями оформления готовых работ.Практика: выполнение различных изделий, декорирование готовых изделий, роспись изделий.Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, наблюдение, опрос, практическая работа, выставка работ, конкурс работ, подведение итогов.Планируемые результаты освоения программы раздел программы или задачапланируемый результатмеханизм отслеживаниявысокий среднийнизкийРаздел 1.Вязание крючкомУверенный рассказ, ориентируется в теме, может ответить на дополнительные вопросы. Наличие знаний о ТБ, умение выполнять различные изделия крючком Неуверенный рассказ, плохо владеет темой, не может привести примеры, изделия выполнены с ошибкамиРассказывает с помощью наводящих вопросов педагога, слабо владеет крючкомУстный опрос, практическое занятиеРаздел 2. Бумагопластика. Плетение из газетных трубочекУверенный рассказ, ориентируется в теме, может ответить на дополнительные вопросы. Наличие знаний о ТБ, умение выполнять изделия из газетных трубочекНеуверенный рассказ, плохо владеет темой, не может привести примеры, изделия выполнены с недочётамиРассказывает с помощью наводящих вопросов педагога, слабо владеет техникой бумагопластикиУстный опрос, практическое занятиеРаздел 3.Пейп-арт (салфеточная пластика)Уверенный рассказ, ориентируется в теме, может ответить на дополнительные вопросы. Наличие знаний о ТБ, умение выполнять изделия из бумажных салфетокНеуверенный рассказ, плохо владеет темой, не может привести примеры, изделия выполнены недочётамиРассказывает с помощью наводящих вопросов педагога. Не умеет пользоваться материалом и инструментамиУстный опрос, практическое занятиеРаздел 4.Ниткография.Картины из нитокУверенный рассказ, ориентируется в теме, может ответить на дополнительные вопросы. Наличие знаний о ТБ, умение выполнять изделия в технике ниткографииНеуверенный рассказ, плохо владеет темой, не может привести примеры, изделия выполнены недочётамиРассказывает с помощью наводящих вопросов педагога. Не умеет пользоваться материалом и инструментамиУстный опрос, практическое занятиеРаздел 5.Витражи.Витражная росписьУверенный рассказ, ориентируется в теме, может ответить на дополнительные вопросы. Наличие знаний о ТБ, умение выполнять изделия в технике витражная росписьНеуверенный рассказ, плохо владеет темой, не может привести примеры, изделия выполнены недочётамиРассказывает с помощью наводящих вопросов педагога. Не умеет пользоваться материалом и инструментамиУстный опрос, практическое занятиеРАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы Условия реализации программыПомещение, приспособленное для занятий в МБОУ «Гимназия №14» кабинет 129.Материально – технические условия: наглядные пособия, оборудование, необходимое для занятий.Внешние условия (участие в выставках, конкурсах, участие в массовых мероприятия)Методическое обеспечение программы:К занятиям разработаны специальные программы, различные образцы изделий, тестовые задания, используются информационно коммуникационные средства обучения, презентации по темам программы, применяются активные методы обучения, направленные на развитие личностных качеств воспитанников.2.2. Формы контроляразрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы;отражают цели и задачи программы;перечисляются согласно учебно-тематическому плану (выставка, конкурс)Контроль по завершении освоения программы проводится с целью установления:-соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;- соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.Механизм отслеживания (формы) Знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в процессе учебной деятельности, отслеживаются на разных этапах реализации программы:текущий: закрепление и повторение изучаемого материала; итоговый: проводится традиционное занятие, где подводятся итоги работы по программе в виде выставки творческих работ. Список использованных источников и литературынормативно-правовые документыЗакон Республики Татарстан от 08 июля 1992г. №1560-12 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках» (с изменениями, внесенными Законом РТ от 27.04.2017г. №27-ЗРТ) [Электронный ресурс] / Закон. – Режим доступа: [https://docs.cntd.ru/document/424031955 ];Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. №1726-р [Электронный ресурс] / Концепция. Режим доступа: [https://docs.edu.gov.ru/id394 ]; Постановление главного государственного санитарного врача федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». [Электронный ресурс] / Постановление. Режим доступа: [https://docs.cntd.ru/document/566085656];Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 23 августа 2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». [Электронный ресурс] / Приказ. Режим доступа [https://docs.cntd.ru/document/436767209 ]; Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Приказ. Режим доступа: [https://docs.cntd.ru/document/561232576 ];Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Приказ. Режим доступа: [https://docs.cntd.ru/document/551785916];Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ. [Электронный ресурс] / Федеральный закон. Режим доступа: [https://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176 ]; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». [Электронный ресурс] / Федеральный проект. Режим доступа: [https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/ ]; Конвенция ООН о правах ребенка [Электронный ресурс] / Конвенция. Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/]; Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных), Казань, РЦВР, 2021г. [Электронный ресурс] / Методические рекомендации. Режим доступа: [https://rmc.tatar/upload/iblock/3f5/3f55cb8c576298527cb7f892d872e4d2.pdf]; Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. №296н). [Электронный ресурс] / Профессиональный стандарт. Режим доступа: [https://docs.cntd.ru/document/542623974 ]; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015г. №996-р. [Электронный ресурс] / Стратегия. Режим доступа: [https://docs.cntd.ru/document/420277810 ];печатные издания 13. Катарина Бусс. Вязание / Пер. с нем. Н. С. Козлова. — М.: Информационно-издательский дом «Профиздат», 2011.—240 с.: ил. 14. Фомичева Э. А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. Для учащихся.— М.: Просвещение, 2016.—95 с.: ил. 15. Богданов В. В., Попова С. Н. Истории обыкновенных вещей.— М.: Педагогика-Пресс, 2018.—208 с.: ил.интернет-источникиhttps://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvohttps://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/interesnye-fakty-o- dekorativno-prikladnom-iskusstve.htmlhttps://nauka.club/kulturologiya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.htmlhttps://tvuch.ru/top-20-knigi-po-vyazaniyu-vyazanie-kryuchkom/https://www.liveinternet.ru/users/natali_vasilyeva/post386842516https://yandex.ru/video/preview/10608721173473142665https://infourok.ru/prezentaciya-k-master-klassu-nitkografiya-2665513.htmlПриложение 1 Календарный учебный график1 года обучения№ п/пмесяцчисловремя проведения занятияформа занятияКол-во частема занятияместо проведенияформа контроля090114.20-15.40занятие-ознакомление, беседа, практическая работа1Правила техники безопасностиГимназия №14, каб 129опрос090114.20-15.40беседа, практическая работа1Вводная беседа Гимназия №14, каб 129анкетирование090614.20-15.40беседа, практическая работа2Из истории вязания Гимназия №14, каб 129опрос090814.20-15.40беседа, практическая работа2Виды рукоделия наших прабабушек и бабушек Гимназия №14, каб 129опрос091314.20-15.40беседа, практическая работа2Влияние вязания на организм человека Гимназия №14, каб 129тестирование091514.20-15.40беседа, практическая работа1Вязальный крючок. Виды крючковГимназия №14, каб 129опрос091514.20-15.40беседа, практическая работа1Свойство пряжиГимназия №14, каб 129опрос092014.20-15.40беседа, практическая работа1Ассортимент пряжиГимназия №14, каб 129опрос092014.20-15.40беседа, практическая работа1Журналы по вязаниюГимназия №14, каб 129опрос092214.20-15.40беседа, практическая работа2Схемы вязанияГимназия №14, каб 129выполнить по образцу092714.20-15.40беседа, практическая работа2Воздушная петляГимназия №14, каб 129выполнить по образцу092914.20-15.40беседа, практическая работа2Цепочка из воздушных петельГимназия №14, каб 129выполнить по образцу100414.20-15.40беседа, практическая работа2Столбики без накидаГимназия №14, каб 129выполнить по образцу100614.20-15.40беседа, практическая работа2Столбики с накидомГимназия №14, каб 129выполнить по образцу101114.20-15.40беседа, практическая работа2Столбики с двумя накидамиГимназия №14, каб 129выполнить по образцу101314.20-15.40беседа, практическая работа2Столбики с несколькими накидами Гимназия №14, каб 129выполнить по образцу1018, 20, 2514.20-15.40беседа, практическая работа6 Вязание прихваткиГимназия №14, каб 129выполнить по образцу10,1127, 8,1014.20-15.40беседа, практическая работа6Вязание по кругу Гимназия №14, каб 129выполнить по образцу111514.20-15.40беседа, практическая работа2АмигурумиГимназия №14, каб 129выполнить по образцу1117, 2214.20-15.40беседа, практическая работа4Изготовление изделияГимназия №14, каб 129наблюдение1124,2914.20-15.40беседа, практическая работа4Подарок, связанный своими руками. Анализ работГимназия №14, каб 129конкурс изделий120114.20-15.40занятие-ознакомление, беседа, практическая работа1Правила техники безопасностиГимназия №14, каб 129опрос120114.20-15.40беседа, практическая работа1История появления плетенияГимназия №14, каб 129опрос120614.20-15.40беседа, практическая работа2Плетение из газетных трубочекГимназия №14, каб 129наблюдение120814.20-15.40беседа, практическая работа2Виды плетения (косое, прямое, ситцевое, верёвочкой)Гимназия №14, каб 129опрос1213, 1514.20-15.40беседа, практическая работа4Кручение трубочек и их окрашиваниеГимназия №14, каб 129наблюдение122014.20-15.40беседа, практическая работа2Плетение дна изделияГимназия №14, каб 129выполнить по образцу122214.20-15.40беседа, практическая работа2Основные виды плетенияГимназия №14, каб 129наблюдение12, 0127, 1014.20-15.40беседа, практическая работа4Плетение изделияГимназия №14, каб 129выполнить по образцу011214.20-15.40беседа, практическая работа2Технология окрашивания трубочек и готового изделияГимназия №14, каб 129выполнить по образцу011714.20-15.40беседа, практическая работа1Декорирование изделияГимназия №14, каб 129наблюдение011714.20-15.40беседа, практическая работа1Элементы декорирования изделия. Анализ работГимназия №14, каб 129конкурс изделий011914.20-15.40занятие-ознакомление, беседа, практическая работа2Основы техники пейп-арт. Правила безопасности трудаГимназия №14, каб 129опрос012414.20-15.40беседа, практическая работа2Инструменты и материалы для работыГимназия №14, каб 129опрос012614.20-15.40беседа, практическая работа2Подготовка поверхности Гимназия №14, каб 129выполнить по образцу013114.20-15.40беседа, практическая работа2Выбор рисунка или орнаментаГимназия №14, каб 129наблюдение020214.20-15.40беседа, практическая работа2Выкладывание узора по рисункуГимназия №14, каб 129наблюдение020714.20-15.40беседа, практическая работа2Наклеивание элементов по рисункуГимназия №14, каб 129наблюдение020914.20-15.40беседа, практическая работа2Технология окрашивания готового изделия Гимназия №14, каб 129выполнить по образцу0214, 1614.20-15.40беседа, практическая работа4Декорирование изделийГимназия №14, каб 129выполнить по образцу022114.20-15.40беседа, практическая работа2Нанесение лака. Анализ работГимназия №14, каб 129конкурс изделий022814.20-15.40занятие-ознакомление, беседа, практическая работа2Ниткография. Инструменты и материалы для работы.Гимназия №14, каб 129опрос030214.20-15.40беседа, практическая работа2Правила безопасности труда и личной гигиеныГимназия №14, каб 129опрос030714.20-15.40беседа, практическая работа2Из истории ниткографииГимназия №14, каб 129опрос030914.20-15.40беседа, практическая работа2Эскиз рисунка. РисунокГимназия №14, каб 129выполнить по образцу031414.20-15.40беседа, практическая работа2Основные приёмы ниткографииГимназия №14, каб 129выполнить по образцу031614.20-15.40беседа, практическая работа2Правила нанесения клея и заполнения рисунка Гимназия №14, каб 129выполнить по образцу032114.20-15.40беседа, практическая работа2Выкладывание узора по рисункуГимназия №14, каб 129наблюдение032314.20-15.40беседа, практическая работа2Составление геометрических узоровГимназия №14, каб 129наблюдение040414.20-15.40беседа, практическая работа2Заполнение узора в технике ниткографииГимназия №14, каб 129выполнить по образцу040614.20-15.40беседа, практическая работа2Декоративные картины в технике ниткографииГимназия №14, каб 129наблюдение041114.20-15.40беседа, практическая работа2Изготовление картин в технике ниткографииГимназия №14, каб 129наблюдение041314.20-15.40беседа, практическая работа2Подарок своими руками в технике ниткографииГимназия №14, каб 129наблюдение041814.20-15.40беседа, практическая работа2Правила ВТО Гимназия №14, каб 129выполнить по образцу042014.20-15.40беседа, практическая работа2ВТО готовой работыГимназия №14, каб 129выполнить по образцу042514.20-15.40беседа, практическая работа2Оформление готовой работы в рамку. Анализ работГимназия №14, каб 129конкурс изделий042714.20-15.40занятие-ознакомление, беседа, практическая работа1Витражная роспись. Правила техники безопасностиГимназия №14, каб 129опрос042714.20-15.40беседа, практическая работа1Технология росписи по стеклу. Из истории витражной росписиГимназия №14, каб 129опрос050214.20-15.40беседа, практическая работа1Материалы, инструменты и приспособленияГимназия №14, каб 129опрос050214.20-15.40беседа, практическая работа1Композиция, цвет, эскизГимназия №14, каб 129опрос050414.20-15.40беседа, практическая работа1Рисунки и трафареты для работыГимназия №14, каб 129выполнить по образцу 050414.20-15.40беседа, практическая работа1Подбор рисунка для изделияГимназия №14, каб 129наблюдение051114.20-15.40беседа, практическая работа1Перевод рисунка на стеклоГимназия №14, каб 129наблюдение051114.20-15.40беседа, практическая работа1Нанесение контураГимназия №14, каб 129наблюдение0516, 1814.20-15.40беседа, практическая работа4Декорирование и роспись предметов интерьераГимназия №14, каб 129наблюдение0523, 2514.20-15.40беседа, практическая работа4Роспись изделия. Анализ работГимназия №14, каб 129конкурс изделий