Всего представлено работ: 248348

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Анна Анатольевна Радькова

Влияние занятий ДПИ на развитие творческого потенциала учащихся

скачать документ

Вернуться назад

Влияние занятий декоративно-прикладным творчеством на развитие творческого потенциала учащихся.Народное искусство, веками копившее и хранившее красоту, хранившие нравственные традиции и большой воспитательный потенциал, отошло на второй план с появлением инновационных технологий. Народное искусство дает возможность воспринимать красоту и создавать ее своими руками.В то же время этот богатейший потенциал еще не достаточно используется в образовательных учреждениях.В результате большого потока разноречивой информации, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращается к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит большое количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству.Декоративно-прикладное искусство воспитывает внимательное отношение к прекрасному, содействует формированию гармонически развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно воздействует на формирование человека будущего. Народное искусство, основанное на художественных традициях, благотворно влияет на формирование человека. Часто произведения декоративно-прикладного искусства попадают в быт людей, создавая художественный вкус, формируя эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.Очень важно, чтобы в этап развития личности, в этап формирования творческих возможностей ребенка рядом был внимательный и опытный педагог, способный взрастить в ребенке трансформирующую мощь, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.В современных условиях проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, и других наук. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».Поэтому главной целью образовательного учреждения, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Таким образом, перед педагогами встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех учащегося должен быть не концом работы, а его началом. Второе условие развитие способности – создание соответствующего психологического климата. И третье необходимое условие для образовательного учреждения заключается в том, чтобы развить творческие способности учащихся, связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.Для эффективного развития творческих способностей учащихся необходимо:- введение в программу специальных занятий, мероприятий, направленных на развитие творческих способностей;- давать учащимся задания творческого характера не только на занятиях эстетического цикла, но и вообще в ходе образовательного процесса;-создание на занятии комфортной психологической обстановки.Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов, особенно в период младшего школьного детства, когда ребенок в процессе усвоения новых знаний начинает творчески осваивать окружающую его действительность. Педагог дополнительного образования должен проводить работу, направленную на развитие творческих способностей учащихся, решать систему познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах занятий в продуктивный, творческий учебный диалог, строить обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использовать достижения психологии, что значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.Как сохранить в ребенке его творческое начало, как разбудить его фантазию и воображение, как развить задатки его творческих способностей в нужном русле, как помочь стать творческой личностью – одни из главных постулатов, на которых должно быть ориентировано дополнительное образование.Одним из необходимых условий построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Знакомство с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс еще в детском саду.Воспитывать любовь к прекрасному - это значит ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения.Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно – прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.Занятия декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается. Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу, развивает мышление, воображение. Занятия по декоративно-прикладному искусству формируют творческие способности учащихся.Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность.Занятия прикладным творчеством – один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в лепке. В процессе лепки в детском саду, при условии её оптимальной организации и эффективного осуществления, закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.Занятия лепкой, рисованием и аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других деятельностях. Разумеется, лепка является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания. Однако опыт показал, что всестороннее развитие и воспитание детей в процессе лепки происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой лепки, используя методы и приёмы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения поделки их будут более разнообразными, интересными и выразительными.Изучая творческие способности детей в ходе теоретического анализа литературы, рассмотрено понятие декоративно-прикладного искусства, выявлены особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, изучено значение средств декоративно-прикладного искусства для развития творческого потенциала младших школьников.Исследовав значение декоративно-прикладного творчества для развития творческого потенциала учащихся, выяснено, что занятия по декоративно-прикладному искусству способствуют повышению творческого потенциала детей младшего школьного возраста.Дети, занимающиеся по курсу «Декоративно-прикладное творчество» имеют более высокий уровень творческого потенциала, что позволяет подтвердить гипотезу о том, что декоративно-прикладное творчество положительно влияет на развитие творческого потенциала учащихся.
X

x