Всего представлено работ: 254795
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Музыченко Наталья Николаевна
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
скачать документВернуться назад
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возрастаМузыченко Наталья Николаевна, Зырянова Татьяна НиколаевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №37 (МБДОУ города Иркутска детский сад №37)ВоспитателиКаждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, хорошо читал и писал без ошибок. Но, к сожалению, у многих детей встречаются нарушения речи. Самые распространённые нарушения - это трудности со звуками. Правильно и чётко произносить все согласные получается не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их слышать и различать. Если ребёнок искажает звуки, заменяет одни другими, пропускает – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «дом - ком», «дочка-точка».Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Чем раньше с ребёнком начнется работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти его общее развитие, тем грамотнее он будет писать и читать. Фонематический слух у детей начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок услышав голос может прекратить плакать. К концу третьего месяца он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги, перенимает тон, ритм, мелодику и интонацию речи.К 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой: «кот – кит». Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи.В младшем дошкольном возрасте (примерно от 3 до 5 лет) под воздействием обучения начинает формироваться фонематическое восприятие - умение целенаправленно воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, их особенности. К этому времени у ребенка в норме заканчивается формирование правильного звукопроизношения.Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки отдельных фонем и отличает их от других.Этот период является благоприятным для обучения детей звуко-буквенному анализу, операциям мысленного деления на составные элементы (фонемы) различные звукокомплексы: сочетания звуков, слоги, слова. Исследования специалистов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы. При помощи длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети постепенно овладевают грамотным чтением и письмом.Работу по формированию фонематического слуха с детьми дошкольного возраста лучше проводить через игру. Цель упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.Работа по формированию фонематического слуха лучше начинать на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. На пример: «Скажи, что ты услышал?» (пение птиц, разговор, шаги, и т.д.) «Определи, откуда идет звук?» (из-за двери, с улицы, и т.д.)Далее полезными будут следующие упражнения:Игра «Поймай звук». Задача: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук Р: л, р, м, р, ч, р, л; ла – ра – ша – ка - ра; нос, рот, корка, шутка.Игра «Где живёт звук». Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.Игра «Придумай имя». Задача: учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Миша, звук С – Слава, София, Вася, Алиса.Игра «Назови первый звук в слове». Задача: учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК – Т, ПШЕНО – П.Игра «Назови последний звук». Задача: учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, стук – К, балкон - Н, хвост - Т.Игра «Определи место звука в слове». Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце), шепот (в начале), мешок (в середине).Игра «Прохлопай слово». Задача: учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма–ши-на (3 слога), бел-ка (2 слога).В играх дети должны научиться различать высоту, силу, тембр голоса, вслушиваться в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Так же должны научиться слышать, слушать и узнавать звуки.Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.Список использованной литературы:Дурова Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 723 c.Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». ФГОС ДО, М: Феникс, 2003г.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Академия, 2001. 240 с.https://barynina-ds58-schel.edumsko.ru/articles/post/2889627https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/11/30/konsultatsiya-dlya-roditeley-fonematicheskoe-vospriyatiehttps://vk.com/wall-77277055_1031https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/11/02/vse-o-fonematicheskom-sluhehttps://studfile.net/preview/5639751/page:2/