Всего представлено работ: 247144

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Бутолина Анастасия Александровна

Развитие высших психических функций у детей с нарушениями интеллекта через сенсорную интеграцию

скачать документ

Вернуться назад




Совместная образовательная деятельность с детьми 4 -7 лет в части, формируемой участниками образовательных отношений
«Развитие высших психических функций у детей с нарушениями интеллекта через сенсорную интеграцию»
Составитель:
Бутолина Анастасия Александровна
Учитель-дефектолог










МО г. Каменск-Уральский
2023-2024 уч. год

Пояснительная записка
Актуальность: Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Метод сенсорной интеграции в работе дефектолога с детьми с нарушениями интеллекта предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
 Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). 
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д
 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) осязательный.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния), вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Они обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала  в коррекционной работе с  детьми с нарушениями интеллекта имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:  
- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
 -  многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
 - каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Тип проекта
По составу участников: индивидуальный.
По сроку реализации: долгосрочный, 1 год
По целевой установке: практико – ориентированный.
Методы, приемы используемые в процессе реализации проекта:
Словесные (беседа, рассказ)
Наглядные (демонстрация)
Практические (упражнения)
Участники проекта дети с нарушениями интеллекта, педагоги и родители.
Содержание образовательной деятельности строится на основе образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуниктивное»
Цель: Развитие высших психических функций у детей с нарушениями интеллекта через использование приёмов сенсорной интеграции
          Задачи проекта:
1. Изучать и использовать в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта приёмы сенсорной интеграции.
2. Внедрять дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов.
3. Формировать у детей двигательные умения и навыки, координацию движений и ориентировку в пространстве. Развивать слуховое, зрительное, пространственное восприятие.
4. Формировать представления родителей (законных представителей) и педагогов о развитие высших психических функций у детей с нарушениями интеллекта через сенсорную интеграцию.
Предполагаемый результат:
У детей сформирована координация движений и ориентировка в пространстве, слуховое, зрительное и пространственное восприятие.
Дети играют в дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
У родителей и педагогов сформированы представления о развитие высших психических функций у детей с нарушениями интеллекта через сенсорную интеграцию.
Игры и упражнения на развитие сенсорных систем будут включаться во время непосредственной образовательной деятельности с каждым ребенком.
Работа с родителями и педагогами:
Месяца
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с педагогами

Декабрь
Выполнение домашних заданий по развитию обонятельной и вкусовой систем


Январь
Выполнение домашних заданий по развитию обонятельной и вкусовой систем


Февраль
Родительское собрание «Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта»
Выполнение домашних заданий по развитию обонятельной и вкусовой систем
Консультация «Знакомство с приемами сенсорной интеграции»

Март
Консультация «Развитие высших психических функций у детей с нарушениями интеллекта»
Выполнение домашних заданий по развитию обонятельной и вкусовой систем


Апрель
Открытые индивидуальные занятия
Выполнение домашних заданий по развитию обонятельной и вкусовой систем


Май
Консультации «Результаты итогового диагностического исследования»
Выполнение домашних заданий по развитию обонятельной и вкусовой систем



Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию.
I этап – подготовительный: сентябрь – октябрь 2023 г. Проведение диагностики, изучение материалов и литературы по теме, приобретение необходимого оборудования, составление картотеки упражнений.
II этап – практический: ноябрь 2023 г. - май 2024 г. Проведение коррекционно-развивающих занятий.
III этап – аналитический: май 2024 г. Итоговая диагностика, анализ полученных результатов. Презентация опыта работы.


Перспективно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы по месяцам

Месяц
Развитие вестибулярной, проприоцептивной систем
Развитие зрительной системы
Развитие слуховой
системы
Развитие тактильной системы
Участие родителей
(развитие обонятельной и вкусовой систем)

Ноябрь
Вестибулярное раскачивание.
«Утяжелители» для рук, ног.




«Разноцветные шнуровки»
Игра «Фонарик»
Цель: Стимуляция зрительного восприятия через визуальный раздражитель (фонарик).


Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений
Игра "Щекотка"
Цель: Стимулирование чувствительности тела предметами с различными поверхностями.
Пощекочите перышком, кусочком ваты, шишкой, пером кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду!

«Приготовим винегрет», Детям предлагаются для обследования натуральные овощи: свекла, морковь, лук, картофель, огурец.

Декабрь
«Прыгаем как животные».
«Прищепки».
«Подбери по цвету»

Выполнение словесных инструкций. Игровое упражнение "Вслед за погремушкой"
Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения предмет, издающий звук и слежение за его движением









«Чудесный мешочек»
Игровое упражнений «Игра с перышком»
Цель: Стимуляция и обогащение тактильных ощущений

Флакончики с запахами, для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов

Январь
«Прыгаем на мяче»
Упражнение «Подержи»
Цели: Обучение удержанию вложенного предмета в руку.

«Подбери по форме»
«Игровое упражнение «Поиски колокольчика»
Цель: Стимуляция элементарных реакций на звуковой сигнал и зрительный поиск невидимого предмета, издающего звуки.

Резиновые коврики. «Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.

Игра "Фруктово - овощное ассорти"
Цель игры: развить вкусовые ощущения ребёнка. Понадобится: кусочки различных овощей и фруктов. Описание игры: перед проведением игры завяжите ребёнку глаза и дайте по кусочку овощей и фруктов.


Февраль
«Перейди через пропасть»
«Разложи по полочкам».
Пособие «Слушать интересно»
Игровое упражнение "Неваляшка"
Цель: сосредоточение внимания на звучащем предмете, находящего вне поля зрения ребенка.

Резиновые мячики. Используются мячики с различными поверхностями и разных размеров: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д.

«Вкусовые банки» Материал: банки, пипетки, ложки. Родитель готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. 

Март
«Ходьба по линии»
«Тележка»
«Посади бабочку на цветок».
Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений
«Что в мешочке»
предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.



 «Угадай, какой это предмет» Родитель показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.

Апрель
«Переступаем через веревочку»
Игра "Собери ягодки"
Цели: Обучение дотягиванию до предмета, находящегося перед ребёнком, из положения, лежа на животе.

«Найди заплатку»







Пособие «Слушать интересно»
Игра "Кто у нас хороший?"
Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.
Ребенок лежит на спине. Поглаживая голову, шею, руки ноги произносим стишок.
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Машенька хорошая! Машенька пригожая

«Приготовим пиццу»

Май
«Футбол бумажным пакетом».
«Найди парные картинки»








Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений
«Разложи отдельно: деревянное, металлическое и стеклянное»
«Приготовим любимое блюдо»









Литература
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство СПб.: Речь, 2003.
Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитанее аномальных детей дошкольного возраст: Автореф. Дис. докт. пед. наук. М., 1977.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М..1983
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галямовой. СПб.: ХОКА, 2007
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
Штрасмайер В.Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А.Михлина, Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

















HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER144




vђ Заголовок 1(ђ Заголовок 2*”ђ Заголовок 3
X

x