Всего представлено работ: 247144

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Черемных Лариса Викторовна

Недоразвитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Пути коррекции.

скачать документ

Вернуться назад

Недоразвитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Пути коррекции. Подготовили учителя-логопеды: Черемных Лариса Викторовна МБДОУ г. Иркутска детский сад №183 Панфилова Галина Петровна МБДОУ г. Иркутска детский сад №83 Часто в логопедической практике присутствует следующая ситуация: ребенок дошкольник, в процессе работы с учителем – логопедом, наконец – то, научился правильно произносить проблемный звук и начинает применять свое новое умение во всех словах, в которых присутствуют звуки, сходные по звучанию с поставленным. Конечно, родители рады новому достижению своего малыша, но не знают, как преодолеть и новую проблему. Поэтому у родителей часто возникает правомерный вопрос: « Что делать? Как научить ребенка не смешивать звуки, близкие по звучанию?» А ведь у этой проблемы есть свое «имя», – недоразвитие фонематического слуха. Конечно, и родители, и дети в условиях речевой группы не останутся без квалифицированной помощи, ведь для преодоления проблем, связанных с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием у учителя – логопеда достаточно профессиональных «инструментов». Все мы прекрасно понимаем, что цель логопедического воздействия – исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, в заученной и самостоятельной речи, в процессе игры или учебы ребенка.Существует множество методов, способов, приемов работы. При смешении близких по звучанию звуков у ребенка сформировалась артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончился, поэтому преодоление фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работыпо формированию у детей произносительных навыков, развитию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Сегодня хочется привлечь ваше внимание к одному из этих принципов – к развитию фонематического слуха. Данная работа предполагает 6 основных этапов:1.Этап «Узнавание неречевых звуков»Первый этап работы предполагает узнавание детьми разных неречевых звуков. Например: звучание разных колокольчиков: большого, среднего, маленького. Позвонив за ширмой в один из колокольчиков, ребенку предлагается узнать, какой именно колокольчик звонил: маленький, средний или большой? Но предварительно, перед началом игры, дайте малышу послушать и запомнить звон каждого колокольчика. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Купи горох». Ребенок должен на слух определить, в какой коробочке какие крупы насыпаны: горох, фасоль, рис, гречка, и т.п. Взрослые заполняют, желательно, одинаковые коробочки разными крупами. Затем предлагают ребенку « сходить в магазин и купить, например, горох!». Ребенок, перебирая по очереди все коробочки, шуршит ими возле ушка, находит, в какой из них насыпан горох.2. Этап «Учить детей различать одинаковые слова, звукокомплексы, фразы по высоте, силе, тембру голоса». Можно поиграть с детьми в игру « Кто позвал по имени?» « Кто сказал « Мяу»? и т.д. Надо стараться проводить все игры с детьми на высоком эмоциональном подъеме, разнообразить их, искренне радоваться успехам каждого ребенка.3.Этап «Различение слов, близких по звуковому составу». Для данного этапа подойдут любые слова, которые взрослый проговаривает то правильно, то искаженно. Например: картошка – «калтоска», «кахтошка» и т. д. Дети должны среагировать на неправильное проговаривание слова хлопком в ладошки или определенным сигналом: поднять флажок, руку, сигнальную карточку. Этот этап работы доставляет детям настоящее удовольствие, он обычно проходит очень весело, дети смеются над «неправильными» словами, стараются услышать эти слова раньше других. Они даже и не замечают, что играя – учатся.4. Этап « Учим детей различать слоги». Можно провести игру «Какой слог «лишний»? Взрослый проговаривает одинаковые слоги, но добавляет какой-то дополнительный слог, отличающийся от остальных. Этот слог дети должны услышать и среагировать на него, например, хлопком в ладошки. Обычно данный этап работы так же, как и предыдущий, проходит весело и непринужденно. Дети с удовольствием вслушиваются во все слоги, чтобы не пропустить лишний .Например: на-на-на-ка, та-та-да-та и т. д. 5. Этап « Различение фонем родного языка. Дифференциация гласных звуков. Дифференциация согласных звуков». Дети учатся различать гласные и согласные звуки.- С опорой на зрительное восприятие ( картинку) - Используя жесты ( когда каждому изучаемому звуку соответствует свой жест).6. Этап «Звуко – буквенный анализ».Этот этап работы проводится с разными требованиями по отношению к возрастным особенностям ребенка. Для детей, которые занимаются в подготовительной к школе группе, следующие виды работы: - Выделение гласного звука в обратном слоге. - Определение последовательности слогов в слове.-Дифференциация звуков по глухости – звонкости. - Определение порядка звуков в слоге и слове. В работе с детьми по формированию фонематического слуха важны следующие моменты:- Системность занятий. - Разнообразие применяемых видов работы, учет интересов малыша.- Учет индивидуальных особенностей ребенка, посильность занятий, без переутомления. Литература:1. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод. пособие М/ А.Н. Корнев .-М.: Айрис-пресс, 2006.- 128с.- (библиотека логопеда – практика)2.Логопедия. Учеб. Пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов М., « Просвещение», 1973
X

x