Всего представлено работ: 264567
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Меркушева Елена Ивановна
Место теории вероятности и математической статистики в школьном курсе математики
скачать документВернуться назад
Место теории вероятности и математической статистики в школьном курсе математикиМеркушева Елена ИвановнаМуниципальное кезенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 (МКОУ СОШ№ 4) пгт Песковка Омутнинский район Кировская областьУчитель математики В этом 2024-2025 учебном году в школах РФ введен новый предмет «Статистика и теория вероятностей». Если рассматривать предмет с точки зрения формирования функциональной грамотности учащихся, то можно сказать, что «теория вероятностей» охватывает все области от грамотности до творческого мышления. В современном математическом образовании изучение вероятности и статистики в школе имеет множество перспектив в различных сферах жизни, включая науку, бизнес, экономику, финансы, исследования и принятие обоснованных решений.В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах прописаны следующие предметные результаты:1) умение оперировать понятиями: случайный опыт (случайный эксперимент), элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта, случайное событие, вероятность события; умение находить вероятности случайных событий в опытах с равновозможными элементарными событиями; умение решать задачи методом организованного перебора и с использованием правила умножения; умение оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; знакомство с понятием независимых событий; знакомство с законом больших чисел и его ролью в массовых явлениях;2) умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи, приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление законов математики в искусстве, описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки, приводить примеры математических открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории.Вот некоторые взгляды на изучение вероятности и статистики в школе:1. Наука: знание статистики и вероятности необходимо для проведения экспериментов и анализа данных в различных дисциплинах, включая физику, химию, биологию, медицину и другие.2. Бизнес и экономика: статистическая информация помогает делать точные прогнозы, выявлять риски и принимать взвешенные решения в бизнесе и экономике.3. Финансы: статистика помогает делать точные прогнозы и принимать обоснованные решения при инвестировании, прогнозировании цен на акции и анализе рисков.4. Исследования: знание статистического анализа и методов исследования позволяет проводить научные исследования и анализировать результаты.5. Технология: знание статистики и вероятностей необходимо для машинного обучения, искусственного интеллекта и анализа больших данных.6. Вероятностная и статистическая информация помогает принимать обоснованные решения в различных ситуациях, таких как выбор страховки, составление бюджета, оценка рисков и т.д.Таким образом, изучение теории вероятностей и статистики в школе имеет множество перспектив и может быть полезным в различных сферах жизни. Даже при обучении новым специальностям очень важно и легко показать, насколько этот предмет востребован и перспективен в современном мире.Проведя небольшое исследование наиболее перспективных профессий в быстро развивающихся технологиях, можно выделить несколько областей наибольшего спроса:1. Профессии, связанные с обработкой больших объемов данных, анализом данных, созданием прогностических моделей и принятием решений на основе данных.2. Профессии, связанные с разработкой алгоритмов и моделей машинного обучения.3. Востребованы профессии, связанные с ростом интернет - технологий и развитием цифровой экономики, такие как специалисты, специализирующиеся на обеспечении безопасности информации и информационных систем.4. Профессии, связанные с разработкой программного обеспечения и созданием новых технологий.5. Занятия, связанные с анализом информации, полученной из социальных сетей, и использованием этой информации для принятия маркетинговых решений.6. Профессии, связанные с проектированием, установкой и обслуживанием электроснабжения и электронных систем.7. Профессии, связанные с разработкой и программированием роботов и искусственного интеллекта.Конечно, это не полный список самых перспективных профессий на сегодняшний день, но даже этот список дает представление о востребованности аналитических навыков, статистики, теории вероятностей и других инструментов логической обработки данных.Знание теории вероятностей и статистики может пригодиться во многих профессиональных областях, где приходится работать с данными или принимать решения на основе статистических параметров.Анализируя востребованность знаний по предмету «Теория вероятностей» и его острую актуальность, можно сделать вывод, что применение этого предмета как самостоятельного весьма разумно и логично с точки зрения современного рынка труда и развития, требования науки и работодателей.С какими сложностями сталкиваются педагоги при введении нового школьного курса?Внедрение теории вероятности в школьный курс столкнулось с некоторыми трудностями, в первую очередь, это методическая неподготовленность учителей, способных к успешной реализации вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики и отсутствие единой методики. Для многих учебный курс как самостоятельная единица — это дополнительная нагрузка, потому что учителя пока не знакомы с методикой преподавания. Некоторым педагогам сначала приходится самостоятельно изучить тему, прорешать задачи и только потом идти к ученикам и отвечать на вопросы. Количество методической литературы тоже пока невелико. Учебная литература резко разделяется на две категории: книги доступные лишь читателю с солидной математической подготовкой и книги, изучающие предмет на интуитивном уровне.Вторая сложность — не везде пока есть учебники. А если учебник есть, нет методических и дидактических материалов. Педагогам попросту неоткуда брать задания. И это опять дополнительная нагрузка — найти задачку, распечатать, всем раздать, придумать, что задать на дом. В лучшем случае в классе лежат 1-2 учебника: их перед каждым уроком сканируют и печатают (часто учителя это делают за свой счет). Педагоги говорят: «Учебников нет, не закупили. Работать тяжело», «Нам выдали 2 учебника на класс. Домашнее задание не могу дать ребятам, потому что нет учебников. Можно сканировать, весь сентябрь–октябрь этим и занималась. А еще сама составляла задания».Третья сложность состоит в том, что предмет ввели в 7–9-х классах. То есть девятиклассники идут по программе, подразумевающей, что перед этим они уже два года этот курс изучали. И снова все упирается в учебники: пособия для девятиклассников, может, и завезли, но детям нужны задачки попроще — они ведь только начали изучать курс. Нужно наверстывать материал, который сейчас проходят дети в 7, 8, 9-х классах. Сделать это сложно, так как нужно успевать проходить и новый материал», — рассказывает педагог.Как помочь педагогамУчи.ру внимательно следит за изменениями в школьной программе. Чтобы помочь учителям, мы добавили задания по вероятности и статистике на платформу. Они находятся в сервисе «Мои задания», тестовые упражнения можно решать в классе или задавать на дом.Больше не придется тратить время на поиск заданий по теории вероятности и статистике в интернете или придумывать их самостоятельно. Не нужно покупать бумагу и тратить время на сканирование единственного учебника на класс.На Учи.ру для 7–9-х классов вы можете выдать домашнее задание раз в неделю или составить проверочную работу — все с автоматической проверкой. Вы оперативно сможете отслеживать прогресс по прохождению курса и увидите подробную статистику по решению каждого задания каждым учеником.Задания можно давать любому классу — чтобы школьники, у которых раньше этого предмета не было, легко могли повторить предыдущие темы.Тестовые задания содержат:автопроверку ответов;выставление рекомендованной отметки за набор выданных заданий (использование на усмотрение учителя);настройки выдачи: выставление срока на выполнение задания и регулируемое количество попыток;статистику по каждому ответу каждого ученика — можно делать анализ усвоения темы; возможность отправить задание в личном кабинете ученика или сформировать ссылку на задание и приложить ее в электронный журнал, которым пользуется школа. Различные отношение к предмету участниками образовательной средыИногда возникает проблема негативного отношения к этому предмету со стороны родителей, связанная с невозможностью оказания эффективной помощи ребенку в его изучении, обусловленная отсутствием собственных знаний в этой области.Несмотря на перечисленные выше трудности, которые возникают у учителей, учащихся и их родителей преподавание и изучение «Теория вероятностей и статистика» в средней общеобразовательной школе является насущной необходимостью, обусловленной реалиями современного мира.А.Н.Пономаренко. Новый этап развития преподавания статистики в России. Журнал "Вопросы статистики" №3 2017И.Р. Высоцкий. Журнал "Математика" №4(843). Вероятность и статистика 7 класс. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко, "Преподавание теории вероятностей и статистики в школе по учебному пособию Ю.Н.Тюрина, А.А.Макарова и др. «Теория вероятностей и статистика»", " Математика в школе " № 7, 2009 год.