Всего представлено работ: 261657
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Алевтина Ивановна Бакшайкина
"Формирование словаря и представление о животных у детей 2-3 лет через русские народные сказки"
скачать документВернуться назад
Бакшайкина Алевтина Ивановна МБДОУ «Детский сад № 388» Сормовского района, г. Нижнего Новгорода, Воспитатель, 1 категории 603139, ул. Гаугеля, 15Lastochka388@mail.ru226-63-82«Формирование словаря и представлений о животных у детей 2-3 лет через русские народные сказки». «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Сухомлинский В.А. Аннотация: в работе раскрывается формирование словаря и представление о животных у детей 2-3 лет через русские народные сказки. Они легко воспринимаются детьми, на их основе у детей развиваются мышление и воображение. Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка. Сказка представляет собой поистине универсальное средство для воспитания необходимых качеств личности, но прежде всего, для освоения родного языка, который, по мнению В.А. Сухомлинского, является окошком познания жизни, мира. Устаревшие слова и названия пусть и не используются в современной речи, но расширяют представления детей об истории народа и его культуры. Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. Цель работы – помочь ребенку 2-3 лет в формировании словарного запаса и представлений о животных через русские народные сказки. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Раннее детство является критическим периодом для развития языка и познания. Сказка, являясь доступной пониманию ребенка дошкольного возраста, является могущественным средством формирования словаря. Русские народные сказки играют важную роль в этом процессе, обогащая словарь детей и формируя их представления о животных. Сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают влияние на язык ребенка. Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Сказки носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный, поэтому их часто читают детям. Ведь они учат справедливости, вызывают желание помочь слабому. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер, обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. В возрасте 2-3 лет дети активно учатся и погружаются в мир окружающих их существ, и русские народные сказки могут стать отличным средством для знакомства с разнообразным животным миром. В сказках встречаются различные персонажи: лисы, волки, медведи, зайцы, и многие другие. Для детей 2-3 лет это может стать первым знакомством с миром животных, помогая им расширить свой словарный запас и представления о разнообразии животных. Через русские народные сказки дети учатся различать и запоминать названия животных, их особенности и поведение. Например, в сказках часто встречаются образы лисы - как хитрого и лукавого существа, медведя - как сильного и добродушного, зайца - как быстрого и ловкого. Эти образы помогают детям формировать представления о характере и поведении различных животных. Сказки содержат богатый лексикон, в том числе слова, связанные с животными (названия животных, их части тела, действия и т.д.). Дети усваивают эти слова через повтор и контекст. Сказки помогают детям понять значение новых слов и фраз. Например, они узнают, что "лаять" - это звук, издаваемый собаками, а "мычать" - коровой. Пересказ и обсуждение сказок развивают связную речь у детей. Они учатся составлять предложения и последовательно излагать свои мысли. Сказки знакомят детей с разнообразными животными, включая домашних (кошка, собака), диких (лиса, волк) и фантастических (баба Яга). Кроме того, русские народные сказки часто содержат моральные уроки и нравственные поучения, связанные с поведением животных. Дети через сказки учатся понимать, какие качества ценятся, а какие осуждаются в поведении животных, что также способствует формированию их представлений о мире.Таким образом, русские народные сказки играют важную роль в формировании словаря и представлений о животных у детей 2-3 лет. Они помогают детям расширить свой словарный запас, узнать о разнообразии животного мира, а также формируют их представления о характере и поведении различных животных. Важно использовать сказки как инструмент обучения и развития детей, помогая им легко и увлекательно погрузиться в мир животных и узнать о них больше. Таким образом, используя русские народные сказки в образовательном процессе, педагоги и родители ненавязчиво и эффективно формируют активный словарь детей, расширяют их представления о животных и развивают познавательные и языковые навыков малышей.Список литературы.Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 5 – 8.Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61 – 68.Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. – 2002. – № 12. – С. 9 – 14.Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – М.: Сфера. 2018.Гавриш Н.В. Русские народные потешки в жизни малышей. – М.: Владос, 2002Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. С.Пб.: «Детство – Пресс», 2001. 94 с.Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.