Всего представлено работ: 261657

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Иванова Надежда Владимировна

Остров семейных сокровищ

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»«Остров семейных сокровищ»Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста                                                                                                                                                                                 Воспитатели: Иванова Н. В. Попова Т.В. Тяжинский 2023-2024СодержаниеАктуальность и социальная значимость ………………………..3Вид проекта………………………………………………………..4Сроки реализации…………………………………………………4Участники проекта………………………………………………..4Постановка проблемы…………………………………………….4Цель проекта………………………………………………………4Задачи………………………………………………………………4Этапы проекта……………………………………………………..5Предполагаемые результаты …………………………………….5Реализация проекта……………………………………………….5Ожидаемые результаты…………………………………………..8Заключение……………………………………………………….9Список использованных литературных источников…………..9Приложения……………………………………………………..10 Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений и знаний о семье и семейных ценностях, истории своей семьи и родственных отношений. “Родители должны быть такими, Какими они хотят видеть своих детей- Не на словах, а на деле. Они должны учить Своих детей примером своей жизни”.Святитель Тихон ЗадонскийАктуальность и социальная значимость .   Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности ребёнка. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищённости, что необходимо для их гармоничного развития. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.  Семья — это малая Родина. Именно в семье зарождается любовь к Родине, человек узнаёт о своей принадлежности к языку, как носителю духовной культуры народа, в семье он знакомится с основами исторических знаний. И только осознанное наполнение этих компонентов традиционным христианским содержанием может оказать действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Семья является вектором, указывающим направление правильного движения, маяком, освещающим жизненный путь каждого ребенка. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей»Психологические исследования говорят о том, что у детей, выросших в детских домах, часто возникают сложности с созданием собственной крепкой семьи. Главная причина – они не знают своего прошлого, они как деревья без корней. Каждому из нас необходимо, чтобы в жизни было что-то постоянное, традиционное, повторяющееся из года в год, из недели в неделю. Например, для малышей особенно важен ритм жизни: им просто необходимо знать, что вечером папа обязательно поведет на прогулку, в выходные все поедут кататься на лыжах, а на праздники в гости приезжает бабушка. Традиции, переданные нам родителями нужны, чтобы чувствовать: мир – это не хаос, а понятное, теплое, защищенное пространство. Поэтому стоит продолжать, пусть иногда, немного смешные и старомодные ритуалы наших бабушек и дедушек, передавать их детям. Это память о прошлом, без которого трудно построить будущее. Ребенок в окружении переходящих из поколения в поколение обычаев чувствует, что его положение в огромном мире устойчиво, у него появляется уверенность в себе.Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.Сроки реализации проекта: сентябрь - май.Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители, протоиерей Василий Страдомский.Постановка проблемыПомочь детям дошкольного возраста сформировать представление о семье, как малой родине, ее ценностях, обычаях и традициях своей семьи. Дать христианское понимание семьи как малой Церкви.Цель проекта: Формирование у детей представлений о семейных ценностях через духовно-нравственное воспитание и приобщение детей к традициям православной культуры.Задачи: Воспитывать в молодом поколении христианские ценности и нравственность. Расширять у детей знания о семье, ее прошлом. Формировать у родителей традиционную культуру семейного досуга.Создать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и форме сотрудничества с семьей.Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.Этапы проекта:1 этап – Организационный:изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Остров семейных сокровищ». подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.Создание развивающей среды по теме. 2 Этап - Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по духовно-нравственному воспитанию детей.3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме совместного с родителями развлечения «В кругу семьи».Предполагаемые результаты:У детей возрастает интерес к семье, ее прошлому и настоящему, появляется желание быть похожими на близких людей в делах, поступках.Родители получают дополнительные знания по воспитанию духовно-нравственного воспитания детей.Педагоги получат систему работы по формированию духовно-нравственного воспитания детей.Реализация проекта:Сентябрь1.Подготовка материально – технической базы для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.2.Организация и проведение опроса родителей «Семья и семейные ценности». 3.Создание развивающей среды, в соответствии с ФГОС, способствующей формированию у детей представлений о семейных ценностях.4.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по духовно-нравственному воспитанию.5.Разработка проекта.6. Разработать анкету для родителейРабота с детьми:Октябрь1.НОД «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья».Цель: Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.2. Чтение Е. Пермяк «Для чего нужны руки».3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»4. Виртуальная экскурсия в храм.Цель: Вызвать интерес у ребенка к иллюстрациям в Детской библииНоябрь 1.Беседа «Профессии в нашей семье». 2.Чтение Я. Аким «Моя родня».3.Продуктивная деятельность «Цветы для мамы».4.Чтение и заучивание поговорок о семье.5. «К Богу в гости» - Экскурсия в храм, встреча с протоиреем Василием СтрадомскимДекабрь 1. Беседа «Легко ли человеку, когда он один» 2. Игра «Кто главный» Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.    3.Чтение В.Сухомлинский «Почему у бабушки дрожат руки»Цель: Воспитывать любовь и уважение ко всем членам семья4. Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик»Январь1.Что такое родовое (Генеалогическое) древо?Цель: познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»2. «Рождество христово» - праздник для детей с театрализованным представлением, играми и колядками.3. Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Выходной день в нашей семье»Цель: продолжать формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.4. «Крещенские Господне»Цель: Познакомить с православным праздником «Крещение Господне», Приобщать  детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.  5. НОД «Моя семья - мое богатство».Цель: помочь детям осознать, что семья — это основа общества (все начинается с семьи)Материал: семейные фотографии детей, выставка генеалогического древа семей..Февраль1.«Заповеди Божьи»Цель: Дать представление о Заповедях Божьих, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.2. НОД. «Традиции нашей семьи».Цель: Формировать понятие о семейных традициях, о том, что их нужно сохранять и передавать по наследству.3. Рисование «Дом, в котором я живу».4. Чтение Н. Артюховой «Большая береза».5. Просмотр мультфильма «Золотое кольцо». Совместное с детьми и родителями развлечение «Наши дедушки и папы настоящие солдаты!».Цель: Воспитывать у детей уважение к своим родным, желание быть на них похожими, вызвать чувство гордости за своего отца и деда. Развивать взаимоотношения родителей и детей посредством включения в совместную деятельность, повышать статус семейных отношений.Март1.НОД «Наши семейные реликвии»Цель: Познакомить детей с понятием «Семейные реликвии»Материал: фотографии уникальных семейных реликвий 2.Игра «Ласковые слова»3. Чтение М. Дружинина «Открытка»Цель: Помочь детям понять содержание произведения и побудить к размышлению о том, чем дорога сделанная для родного человека своими руками.4. Закон Божий «Церковь - семья»Цель: Дать доступные детям в этом возрасте знания о БогеАпрель1.«Крест»Цель: Рассказать детям о значимости нательного крестика для православных людей2.«Пасха Христова» - традиционный праздник в детском садуЦель: расширять знания воспитанников о традиции празднования Пасхи, привлечь внимание детей к истории и культуре русского народа3.Создание мини-музея «Игрушки из прошлого»4. Чтение С. Баруздин «Мамина работаЦель: Продолжать воспитывать доброе и уважительное отношение, к труду близких, вызвать желание быть похожими на них.Май1. Выставка семейных рисунков «Моя семья»2.Создание альбома «Семейные реликвии»3.Создание альбома «Бессмертный полк»4.Совместное с родителями и детьми мероприятие «В кругу семьи»Взаимодействие с родителями:1.Консультация для родителей «Семья – начало всех начал».2. Беседа протоиерея Василия Страдомского с родителями о православии3.Беседа о старшем поколении в семье «Согреем ладони, разгладим морщинки».4. Родительское собрание «Традиции нашей семьи»5. Совместная деятельность детей и родителей «Портрет нашей семьи». Ожидаемые результатыУ детей повысится уровень знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах. Усвоятся понятия: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо». Осознают на доступном уровне, что надо беречь и ценить семейные отношения, уважать старшее поколение, сформируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.Родители повысят педагогическую компетентность по вопросам православного и семейного воспитания детей. Сформируется опыт работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества. Педагоги получат навык и умение ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.ЗаключениеДанную работу будем продолжать, углубляя и расширяя знания детей о семье и семейных традициям. Это организованные встречи со старшим поколением, это изучение своей родословной до третьего и четвертого поколения.А так же для реализации духовно-нравственного воспитания будем продолжать взаимодействие дошкольного учреждения и Церкви с семьёй.Без памяти о прошлых радостях и бедах,В нас холодеет сердце и душа...Мы не должны жить днём одним под этим небом,Без прошлого нет будущего у тебя и у меня!Список использованных литературныхГосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. - С. 220-224. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 130-134. Придатко Н.Г. Влияние детской литературы на патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Придатко, И.В. Зарецкая // Донецкие чтения 2019: образование, наука,инновации, культура и вызовы современности: материалы IV междунар. науч. конф. 2019.( Донецк, 31 октября 2019 г.) - С. 220-224.
X

x