Всего представлено работ: 261657
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Альтман Мария Михайловна
Педагогические технологии Технология мастерских
скачать документВернуться назад
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ»методические материалыРазработчик: Альтман М.М.педагог дополнительного образованияЕкатеринбург 2023Введение.Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.Как показывает анализ педагогической практики, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения детей. Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся, и совершенствование методических принципов, связанных с индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов учащихся, реализацией их творческого потенциала. Одним из важных направлений разрешения проблем является разработка и внедрение педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.Внедрение в учебный процесс «технологии мастерских» требует, не только адаптации учащегося к новому обучению, не только психологической готовности учащихся к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы – отношений педагога и учащегося в учебном процессе, стиля поведения педагога. Таким образом, имеет место ситуация, в которой учащийся учится сам, а педагог осуществляет всестороннее управление его обучением, мотивирует, организует, координирует, консультирует.Ознакомившись с материалами данного пособия, читатель получит знания о технологии мастерских и возможность применения данной технологии на практике. Технология мастерскихЯ не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.Н. БердяевТехнологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (GFEN)»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.Свое название технология получила от того, что в ней есть мастер, создающий алгоритм действий, разворачивающий творческий процесс, в котором принимают участие все, включая самого мастера.В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, что является очень непростой задачей для педагога.Правильно построенный мастером-педагогом алгоритм деятельности, приносит благодарные результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.Целью данной технологии - является ознакомление и предоставление учащимся педагогических средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут. Педагогу важно проделать с учащимися путь от культуры полезности к культуре достоинства. Научить учащихся мыслить раскованно и творчески.В основу технологии мастерских легли следующие концептуальные соображения:- сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;-отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учащихся;- культурные формы лишь предлагаются учащемуся, но не навязываются;- в мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем;-материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий;- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;-в отличие от занятия, знания на мастерских не даются, а выстраиваются;-учащийся имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; - педагог - это садовник, выращивающий растение - учащегося, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.В технологии мастерских существуют свои организационные условия.Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу учащихся в нужное русло, но внутри каждого задания учащиеся абсолютно свободны. Они каждый раз осуществляют выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями учащихся по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется всему коллективу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся.В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, аналогии, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения.Панель - это этап актуализации знаний в данной области дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе разговора у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда учащийся будет работать с материалом: литературой, красками, схемами, материалами. Идет «деконструкция»: превращение материала в «хаос», смешение явлений, событий, слов…Сначала идет самостоятельная работа учащегося, затем проект обговаривается в группе. Группа фиксирует информацию, обдумывает и предлагает свою версию, которая опять будет усовершенствована на следующем этапе.Общеобразовательные мастерские формируют у учащихся общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьезная мыслительная работа.Особенности методики заключаются в том, что Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (10-15человек) при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учащихся.Основными элементами технологии являются методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.Любая мастерская начинается с индуктора – первого задания, приема, обеспечивающего наведение на проблему.Составляя индуктор, мастер-педагог должен соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у учащихся.Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учащихся, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (учащегося), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).Широкий индуктор рассчитывается на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом учащемся, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у учащегося вообще нет потребности изучать, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых потребностей: быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы учащиеся сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы,Социоконструкция - Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств учащихся (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем учащиеся свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.Социализация. Всякое выступление учащегося в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Афиширование - вывешивание работ учащихся и мастера (рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой учащийся).Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайд, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание учащегося мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится учащемуся, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, педагога, родителя. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.Рефлексия– последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.Мастерская дает учащимся творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». Важна позиция ведущего мастера-педагога- это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов, обсудить причины неудач, составить программу действий.Проводя мастерскую, мастер-педагог никогда не стремится просто передать знания. Все задания мастера-педагога и его действия направлены на подключение воображения учащегося, на создание такой атмосферы, чтобы учащийся проявил себя как творец. Мастер-педагог создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность учащегося в изучении проблемы (темы).Работая вместе со всеми, мастер равен учащемуся в поиске знания, необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.Мастер-педагог исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.Изучение предмета с помощью мастерских - это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление учащегося об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нем.Первое задание в этой цепочке связано с процессом деконструкции («разрушением» имеющихся знаний, указанием на их неполноту); второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания с учетом открытий, сделанных на первом этапе); далее - снова «разрушение» и снова построение более совершенного видения предмета исследования и т.д. Такая последовательность заданий все время поддерживает интерес, позволяет понять, что нет итогового знания как непреложной и единственно возможной истины. Процесс познания бесконечен, и вклад каждого учащегося в него немаловажен.Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован «разрыв». Это самое уникальное явление, ради которого и создается мастерская. Это кульминация творческого процесса. «Разрыв» - некое озарение, новое (неожиданно для человека возникшее) видение предмета, явления, самого себя. Переживание «разрыва» - это когда никто не ожидает, что придется осмыслить и собственные личностные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который - значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего.Мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.Рекомендуемая литератураБелова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. - №1.Окунев А. Как учить не уча. – СПб.: Питер-Пресс, 1996.Педагогика наших дней / Сост. В.П. Бедерханова. - Краснодар, 1989.Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. - Спб, 1995.Погружение - методика будущего. - М., 1999.