Всего представлено работ: 261657

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Андриянова Алёна Александровна

«КАК ОБОРУДОВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕСОЧНИЦУ В ГРУППЕ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ»

скачать документ

Вернуться назад

«КАК ОБОРУДОВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕСОЧНИЦУ В ГРУППЕ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ»А.А. Андриянова, воспитательМБДОУ детский сад №19 г. Пензы «Катюша»Игра с песком – одна из форм естественной деятельности для детей. Она оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и может стабилизировать эмоциональное здоровье. Работая с песком, влажным или сухим, является возможным успокоить импульсивных, гиперактивных, напряженных и встревоженных детей. Песочница - это небольшая модель окружающего мира, место, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии малыш неоднократно создает свой мир из песка, затем разрушает его и создает новый снова и снова. Благодаря этому уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения-это и дает ребенку осознание того что все может пройти, закончится и на месте старого начнется новое, а значит, и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику. Песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление.Песочная терапия - это самый органичный, хорошо известный способ для детей выражать эмоции, познавать мир и строить отношения со своими сверстниками и взрослыми. Как же нужно, оборудовать «педагогическую песочницу», которая будет способствовать гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста. 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз (контейнер). Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. Располагается песочница на уровне ребенка.2. Чистый, промытый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо один раз в неделю. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»); • различные здания и постройки; • бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. • пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры • наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования. Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка. Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.Для занятий в песочнице с детьми дошкольного возраста, возможно использование различного вида песка сухого, влажного, кинетического, цветного, радужный.Занятия в песочнице развивают тактильную чувствительность, познавательные функции, речь, моторику, коммуникативные навыки, вызывают желание экспериментировать, совершенствуют игровую деятельность, освобождают от отрицательной энергии. Основные принципы организации занятий в песочнице: - создание стимулирующей среды, где ребенок проявляет творческую активность, чувствует себя защищено; - оживление символов, заложенных в фигурках, элементах рельефа; - реальное проживание, проигрывание ситуаций вместе с персонажами песочных картин. Первое знакомство с песком у детей происходит за долго до поступления в детский сад. Ребенок знакомится с «волшебным» песком в песочнице на детской площадке рядом с домом в этом ему помогает мама. В детском саду игры с песком активно применяют в период адаптации. Адаптация - это приспособление организма к различным условиям среды. Песочница является посредником для установления коммуникации со сверстниками и взрослыми. Даже если ребенок не разговаривает, и не может вербально передать свои чувства и эмоции, то при грамотной организации деятельности в песочнице, педагог сможет увидеть все нюансы развития, переживаний воспитанника. Ранее считалось, что песочница предназначена для игры только младшего дошкольного возраста и не применялась в других возрастных группах детского сада. В последние годы мнение изменилось и применение песочниц стало актуальным в каждой возрастной группе детского сада. Толчком послужило то, что ребенок часто не может высказать свои переживания. Создавая картины в песке, он вновь переживает конфликтную ситуацию и освобождается от напряжения. Для этого детям с 5 лет можно давать следующее задание. «Представь, что ты - мудрец и путешествуешь по свету. Ты ищешь место, где не ступала нога человека. Вот это место (показываем на песочницу). Построй здесь свой мир». Когда работа будет закончена, надо у ребенка спросить, что это у него. «Познакомь меня со своим миром». Если ребенок отвечает односложно, необходимо задавать вопросы: - Как ты думаешь, что это за страна? - Кто живет в этой стране, как ты думаешь, какой у них характер, какие они?- Как ты думаешь, эти существа дружат друг с другом? - Как живется этим существам в этой стране? - Какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?К проективным играм старшего дошкольного возраста можно отнести создание тематических композиций на темы «Дом, в котором я живу», «Дерево желаний», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Времена года», «Город», «Деревня», «Лес и его обитатели», и др. В них ребенок не только проектирует свои переживания, но и познает окружающий мир. Большой опыт приобретает ребенок, когда строит картины, отражающие содержание сказок, рассказов. Так, знакомясь с эмоциями, дети слушают рассказ, а потом с помощью фигурок разыгрывают данный сюжет. Игры с детьми младшего дошкольного возраста лучше проводить с помощью куклы-посредницы, то может быть песочная фея, хозяйка песочницы или обычной девочки живущей в песочнице. Посредством игровой деятельности педагог учит детей правильно играть в песочнице. Перечислим упражнения с сухим песком для детей младшего дошкольного возраста, которые способствуют снятию напряжения, развивают воображение, направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности: "Доброе утро, песочек", "Песчаный дождик", "Сказочные следы", "Прятки в песочнице" и др. Для детей старшего дошкольного возраста для развития воображения, зрительно-моторной координации, установления закономерностей служит упражнение «Узоры на песке». Взрослый палочкой, ребром ладони рисует узор и просит ребенка его повторить. Можно создать на песке узор из повторяющихся предметов (камешков, желудей, пуговиц, бусинок) и попросить ребенка этот рисунок продолжить, определив закономерность в расположении предметов. В зависимости от возраста ребёнка происходит усложнение узора упражнения.Каждое из упражнений с песком можно адаптировать под соответствующую возрастную группу детей. Рассмотрим на примере упражнение «Здравствуй, песок!» В младшей группе воспитатель от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй рукой, затем всеми пальцами одновременно, сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу, перетирает песок между пальцами, ладонями. В средней группе происходит усложнение упражнения, можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку и предложить познакомиться не только с «волшебным» песком, но и его обитателям. Дети старшего дошкольного возраста, описывают и сравнивают свои тактильные ощущения при работе с мокрым и сухим песком. Так же героев и составлять рассказы. Также нельзя не отметить, что самая интересная игра с песком для детей будет, когда она будет оснащена инновационными технологиями. Одним из таких изобретений является интерактивная песочница. Интерактивная песочница – это уникальное устройство, которое позволяет перевести песочницу на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы основана на технологии дополненной реальности, благодаря которой обычный песок превратился в волшебную вселенную. Пользователи могут видеть живописные пейзажи и перерисовывать их в мгновение ока: копать озера, строить вулканы и даже целые замки. Таким образом, современные требования федеральных государственных стандартов дошкольного образования дали толчок для поиска инновационных технологий и нестандартных методик в работе с детьми дошкольного возраста, направленных на разностороннее развитие, воспитание и комфортное пребывание в дошкольной организации. Одно из популярных методов в помощи ребенку дошкольного возраста на сегодняшний день стала - песочная терапия, которую можно применять в любой возрастной группе. Деятельность с песком помогает ребенку развить творческий потенциал, активизирует мышление, развивает тонкую моторику рук, ненавязчиво помогает выстроить образ мира.
X

x