Всего представлено работ: 261657
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Благова Ирина Викторовна
"За собой"
скачать документВернуться назад
Проект «За собой» Социальное положение ребенка Сирота – это слово обозначает не только социальное положение ребенка, воспитывающегося в детском доме, но и внутреннюю психологическую установку. Сиротская идентичность ребенка, перенесшего психологическую травму, формирует его систему ценностей и приоритетов, влияет на развитие способностей, критерии выбора поведения в той или иной ситуации и в итоге обрекает на окружение людей со сходной идентичностью. Установка «я сирота» укореняется с течением времени настолько прочно, что даже при попадании в семью ребенок продолжает ей следовать. Требуются по крайней мере 3-5 лет, а в случае отказных детей – до 7 лет, чтобы эта установка перестала работать. Психологические травмы ребенка, воспитывающегося в интернате, многообразны. Обобщая подобные исследования, можно указать на следующие аспекты проблемы, которые надлежит решить специалисту. Социальная адаптация Затруднения социализации ребенка обусловлены спецификой жизни в учреждении интернатного типа. А если говорить об отказниках, то первые представления о внешнем мире формируются у них еще в доме малютки. Психологические исследования показали, что стиль родительского поведения накладывает отпечаток на психику ребенка. Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на социализацию своих детей. Первое - подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая ребенка за нарушение установленных правил, родители демонстрируют определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и необходимостью. Далее, идентификация по образцу: ребенок подражает родителям, старается стать таким же, как они. И, наконец, понимание: зная внутренний мир ребенка и отзываясь на его проблемы, родители формируют его самосознание и коммуникативные качества. 6 7 Дети из учреждений интернатного тип обладают ограниченным наборов источников информации об обществе. У них отсутствует опыт контактов с людьми, исполняющими разнообразные социальные роли, что приводит к трудностям при освоении воспитанником интерната позитивных и конструктивных социальных ролей: семьянина, друга, соседа, лидера, ведомого, гражданина, жителя города и т.д. Не имея положительной модели выстраивания отношений в семье, в коллективе, воспитанник учреждений интернатного типа выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться, например, роль «агрессора», «отрицательного лидера». Поэтому детей-сирот характеризует, с одной стороны, высокий уровень социальной адаптации в экстремальных условиях выживания, а с другой, очень низкий уровень социальной адаптации в условиях «нормы». Следует отметить, что и контакты со сверстниками у детей в условиях интерната выражены слабее, чем в обычном детском саду: воспитанники учреждений интернатного типа проявляют большую агрессию по отношению к сверстникам. Личностная активность Подавление личностной активности – общая проблема детей-сирот. Значительная часть детей поступает в учреждения интернатного типа из домов ребенка. В первые годы жизни из-за недостатка материнской любви и ласки, тесного контакта со взрослыми дети-сироты отличаются не свойственной детству пассивностью, «замиранием». Такой поведение воспитанников детских домов, отражает систему психологических защит, компенсирующих психологическую травму потери семьи как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Особенность механизма психологических защит у детей-сирот обусловлена большим объемом хронически воспроизводимой травмирующей информации. Вследствие чего возникают процессы торможения развития ребенка, например, задержка психического развития, дети утрачивают произвольность внимания и поведения. И во время развивающих занятий, чтения и обсуждения книги воспитанники учреждений интернатного типа не проявляют познавательной активности, познавательные беседы превращаются в пассивное восприятие информации, которое утомляет детей через пять минут. У детей-сирот ярко проявляется так называемый «эмоциональный голод». При совместной деятельности, игре, беседе со взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительской заботы, развивает у него чувство тревоги и неуверенности в себе, подавляет заинтересованное отношение к миру – так из-за проблем в эмоциональном развитии ребенка тормозится интеллектуальный рост. В детском доме ребенок оказывается в ситуации депривации потребности в общении с близким взрослым, которую чаще всего называют материнской депривацией. В раннем возрасте у ребенка происходит формирование устойчивого типа привязанности к близкому взрослому. Первый год жизни ребенка – сензитивный период для формирования привязанности. Примерно в 6-10 месяцев возникает избирательность в отношении взрослых, различение своих и чужих. Родитель или другой близкий взрослый становится объектом привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, это влечет серьезные нарушения психического развития ребенка.ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ЖИЗНИ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ Формирование новой идентичности ребенка должно лежать в основе деятельности специалистов детских интернатных учреждений и Служб устройства детей в семью как в условиях интерната (в процессе подготовки к жизни в замещающей семье), так и при работе с замещающей семьей (в рамках ее психолого-педагогического сопровождения). Принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагают: • преемственность учреждений, в которые попадает ребенок (взаимодействие домов ребенка, детских домов, приютов (социально-реабилитационных центров) и т.п.); • создание комфортных психологических условий с первого дня пребывания ребенка в учреждении; • сопровождение командой специалистов ребенка и семейного окружения; • единство целей и задач специалистов, работающих с ребенком в отношении жизнеустройства; • создание равных возможностей для самореализации каждого ребенка; • приоритет общения ребенка с родителями, кровными родственниками; • поощрение ребенка к расширению социальных связей; • приоритет интересов ребенка в процессе принятия решений, влияющих на его судьбу; • предоставление выбора ребенку. Психологические потребности ребенка специалисту приходится осознавать самостоятельно: при огромном социальном заказе на социально-психологическую реабилитацию и коррекцию личности ребенка в условиях интернатных учреждений, личный заказ, личная потребность в социально-психологической помощи отсутствует. Сам ребенок не видит своих проблем, не ощущает их, не говорит о них и, как следствие, не просит о помощи, не заявляет о своих потребностях. Потребности ребенка в ситуации семейного устройства -эмоциональные потребности Помощь в осознании и проживании утраты биологических родителей; в убеждении, что отказ от ребенка – это признак несостоятельности его биологической семьи, а не его самого; в нейтрализации страха отвержения; в позволении выражать фантазии и чувства по отношению к семейному устройству. -потребности социализации Помощь в осознании радостей и трудностей семейного устройства; в узнавании истории биологической семьи, в осознании возможности восстановить связи с биологическими родственниками; в осознании того, что любящие семьей является не только семья, в которой рождается ребенок, но и та, которая принимает ребенка в свою семью; в подготовке к неоднозначной реакции социального окружения на факт семейного устройства; в обучении выражению своих потребностей; в знакомстве и общении с другими приемными детьми. - потребности идентификации Помощь в признании двойной наследственности ребенка (биологической и приемной); в убеждении, что ребенок долгожданный и любимый, что его существование не ошибка, что его ценность как человека неизменна и неотчуждаема. -роль педагога-психолога Ребенок из учреждения интернатного типа в большей степени нуждается в поддержке, понимании человека, способном научить адекватно ориентироваться в жизни. Как правило, такими людьми становятся педагоги-психологи и социальные педагоги. Под влиянием общения со значимым взрослым у ребенка складываются критерии оценки себя и окружающих людей. 14 15 Именно личность взрослого, стиль отношения к ребенку определяет мировоззрение, степень развития личности ребенка и помогает вырасти полноценным членом общества. Психолог сопровождает ребенка на каждом этапе жизни в учреждении интернатного типа, помогая ему адаптироваться к новому коллективу, укладу жизни, выработать чувство безопасности, мотивировать личностное саморазвитие, учиться самостоятельно организовывать свободное время. Осуществление практических задач, направленных на адаптацию в условиях интернатной жизни, должно происходить на фоне работы над новой идентификацией ребенка, которая бы помогла ему однажды покинуть пределы интернатного учреждения. Обобщая, можно указать на три направления работы педагога-психолога в учреждении интернатного типа: • преодоление негативных влияний интернатного быта на детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; • корректировка искажений личностного становления; • профессиональная психологическая подготовка детей к жизни в семье. Этапы психологического сопровождения ребенка в условиях учреждения интернатного типа Индивидуальное психологическое сопровождение ребенка необходимо на протяжении всего периода пребывания его в условиях детского дома. Идеальное начало работы – встреча психолога и ребенка в день его прибытия в учреждение, помощь в знакомстве с новым местом и другими детьми. - комплексная диагностика развития ребенка Педиатр, психоневролог и другие врачи изучают состояние здоровья, дефектолог или логопед диагностируют уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог – состояние и уровень психического развития. Очень важно на данном этапе, чтобы социальный работник или орган опеки подготовили сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе. На основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка в лечении, обучении, личностном развитии, планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство. При решении судьбы ребенка на этом этапе важно исходить из интересов самого ребенка, а не из интересов окружающих его взрослых, которые иногда не хотят отпускать послушных детей, а рекомендуют отдать в семью тех, с которыми у них возникают проблемы и которые им не по душе. Для исключения такого субъективизма и необходима комплексная диагностика развития ребенка.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДАПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯВо многих регионах России и в большинстве стран мира решением проблемы социализации детей-сирот стало использование в работе с ними семейных формжизнеустройства - передачи ребенка в семью, замещающую кровную. Результаты исследования пребывания приемного ребенка в такой семье (даже в непродолжительный промежуток времени) (И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, В.К. Зарецкий, Ж.А. Захарова, Н.П. Иванова, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Л.M. Шипицина) свидетельствуют о положительной динамике его развития. Дети крепнут физически, улучшается их успеваемость, снижается тревожность, агрессивность по отношению к окружающим.Ведущая педагогическая идея*Созданию благоприятных и безопасных условий развития ивоспитания ребенка в приемной семье, направленных наформирование устойчивых семейных отношений.Успешность адаптации ребенка при переходе в замещающую семью зависит отумения взрослых правильно построить процесс внутрисемейного общения. Одной изважнейших причин, влияющих на время и успешность вхождения ребенка взамещающую семью, является прошлый опыт жизни ребенка, а также то, как он кнему относится, насколько значительно он влияет на его ценностные ориентиры.Возникла необходимость подготавливать ребенка к переходу в замещающую семью ипроживания в ней. Формировать правильные представления о семье, семейных роляхи обязанностях. И это мне удается благодаря многолетнему опыту работы своспитанниками детского дома.Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутыеэффектыСравнивая результаты начальной и конечнойдиагностики, можно сделать следующие выводы:Благодаря участию в проекте «За собой», желаниевоспитываться в семье возросло на 75%, отношениек трудовой деятельности – на 71%, успеваемость на70%, что говорит о положительной динамикипроделанной работы. Таких показателей мыдостигли за счет того, что мальчик в нашей семьечувствует себя спокойно, уверенно, нужным илюбимым, полноправным членом семьи.