Всего представлено работ: 264564
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Раднаева Мария Андреевна
«Сольфеджирование на уроках хора 1 класса как начальный этап формирования вокально-слуховых навыков»
скачать документВернуться назад
МАУ ДО «Детская школа искусств №6» г. Улан-УдэТема: «Сольфеджирование на уроках хора 1 класса как начальный этап формирования вокально-слуховых навыков»Выполнила: Раднаева Мария Андреевнаг. Улан-Удэ2025г.Хоровое пение в детских школах искусств является обязательным предметом для всех учащихся. Ведь именно хоровое пение является самой эффективной формой музыкального развития детей. В ДШИ, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хор служит одним из важных факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом инструменте. На хоровых занятиях должны использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальными произведениями сознательно. Занятия по хору раскрепощают детей, ранее испытывающих некую неуверенность, комплексы. В этом великая сила этих занятий.Сольфеджирование на уроках хора имеет огромный потенциал в процессе развития музыкального слуха обучающихся, т.к. возможно применение методов и приемов, вокально-хоровых упражнений, комплексно воздействующих на развитие музыкального слуха – и на уровне наглядно-зрительного восприятия, и на уровне мышечной моторики в пластическом интонировании.На уроках хора в первом классе, как правило детям не интересно петь произведения по нотам, им кажется это скучным занятием. Как же научить детей сольфеджировать, заинтересовать, чтобы это занятие стало интересным и увлекательным? Я представлю некоторые приемы из своей практики.Начинать петь по нотам надо уже с первых занятий. С начало мы знакомимся с нотками, учим, где живут нотки, на примере «Домика»Домик – это нотный стан, где нотки живут на этажах, соответственно домик в 5 этажей. Я использую руку для наглядности, другой рукой пальцем показываю, где живут нотки, дети тоже держат свои руки и повторяют за мнойНачинаем знакомится с нотки «соль» Поем песенку на одном звуке (Тук-тук-тук. Кто там? Это я нотка соль. Спой нам песенку свою) Так же при исполнении ставятся еще несколько задач: слушать друг друга, петь чисто в унисон; звуковедение кантилена; формирование звука (все гласные прикрытые «округлые»)Далее знакомимся с ноткой «ля». Нотка ля подружка нотки соль. Поем песенку на двух звуках (Ля, соль, ля, ля, соль, на дворе растет фасоль)Далее знакомимся с нотой «фа» Нота фа бабушка Фаина, к ней в гости пришли две подружки ля и соль. Поем песенку на трех звуках (У кота воркота, колыбелька хороша) Когда мы уже знаем три звука, можно поиграть с детьми в «Угадайку»Педагог поет ноты на слог в разнобой, а дети должны услышать и сказать какая нота прозвучала. Эта игра активизирует внимание и слух детей.Затем постепенно подключаем следующие ноты, и уже используем не только поступенное движение, но и движение по интервалам. Здесь можно использовать разные несложные песенки, которые я беру из сборников сольфеджиоКогда учащиеся будут знать все ноты, поем гамму до мажор снизу вверх и в обратном порядке. На этом этапе я ввожу в работу диатонические колокольчикиРаздать детям колокольчики, и обратить внимание на экран с цветными нотками, попросить встать по порядку гаммы, и узнать какие цвета соответствуют нотамДетям очень нравится работать с колокольчиками. При пении и игре гаммы можно использовать всевозможные варианты. Например: с начало спеть, затем сыграть; петь и играть по цепочке (обратить внимание на звуковедение Легато, плавно переводить один звук в другой); сыграть устойчивые звуки, затем неустойчивые и т.д.Затем можно вводить любые песенки, в пределах одной октавы. Где дети получают и закрепляют навык сольфеджирования на уроках хора. По началу я также раскрашивала ноты в цвета, а затем использовала обычные партитуры, и дети с легкостью их исполняли, без особых усилий В заключении хочу сказать, что урок хора можно преподнести детям в очень интересной форме, и они будут бежать на урок с удовольствием. И поверьте, дети будут стараться и выполнять все поставленные задачи, и это даст большие успехи в исполнении и звучании хора.