Всего представлено работ: 264567

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Щёткина Наталья Викторовна

«Духовно-патриотическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами театрализации

скачать документ

Вернуться назад

«Духовно-патриотическое воспитание обучающихсяс интеллектуальными нарушениями средствами театрализации в условиях специальной школы-интерната»Щёткина Наталья Викторовна,Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Специальная общеобразовательная школа – интернат» (МБОУ СОШИ), город Губаха, старший воспитатель, руководитель школьноготеатрального объединения «Дебют»Актуальность духовно-патриотического воспитания в современных условиях развития России и системы образования обозначена в официальном проектном документе Министерства образования и науки Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в редакции от 13 января 2015 года. Согласно проекту обозначена «Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей» [5, 1].Одним из главных направлений в области воспитания детей можно считать духовно-патриотическое воспитание, которое представляет собой синтез духовности, нравственности и патриотизма неразрывно связанными между собой и одинаково важными для становления личности, связанной с родными корнями, народными традициями, лучшим в культуре своих предков героическим прошлым Родины и настоящим. Само понятие «патриотизм» можно рассматривать как большую духовную силу, способную укрепить энергию каждого человека, объединить его усилие с устремлением всего народа, государства.В условиях специальной школы - интерната с контингентом обучающихся с умственной отсталостью из неблагополучных семей, воспитывающихся в асоциальной среде и проживающих в неблагоприятных условиях, проблема духовно-патриотического воспитания ребёнка становится ещё более актуальной. Сложность решения данной проблемы также связана с психологическими особенностями и особыми потребностями обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обусловленными состоянием их здоровья. Из наблюдений в процессе воспитания детей с интеллектуальными нарушениями выяснила, что наряду с нарушениями интеллектуальных механизмов развития, обучающиеся испытывают трудности в межличностном общении и коммуникации, социализации, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние, что отрицательно сказывается в целом на учебную деятельность и на общение с окружающими людьми. Ориентиром для духовно-патриотического воспитания обучающихся с нарушением интеллекта на сегодняшний день становится рабочая программа воспитания, которая является обязательной частью АООП УО. В качестве содержания воспитательной работы по духовно-патриотическому воспитанию можно рассматривать базовые ценностные отношения нашего общества к семье, труду, отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, к человеку.Изучив психолого-педагогическую литературу, считаю, что театрализация является одним из эффективных средств духовно-патриотического воспитания обучающихся с умственной отсталостью, поскольку её можно рассматривать как метод передачи ребёнку опыта, знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут, и которые станут базой для развития социально значимых ценностных отношений [3]. Необходимо также отметить многоаспектность проявления театрализации как технологии, построенной на принципе игры; как комплекс системы искусства на основе драматического сценария; как деятельности, пронизывающей весь образовательно-воспитательный процесс. Так, по мнению кандидата педагогических наук Азбукиной Е.Ю., театральная педагогика может быть применена в работе с разными категориями дезадаптированных детей. Средствами театральной педагогики «корректируются негативные проявления характера и личности». Личность приобретает социально полезные качества для нашего общества [1, 70-74; 6]. Следовательно, театрализация обладает большими коррекционными возможностями для разностороннего развития детей с нарушением интеллекта. В.А. Сухомлинский отмечает, что «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [4, 659-662].Для самоопределения и социализации детей с нарушением интеллекта на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства необходимо создание благоприятных условий. В качестве такого условия в рамках внеурочной деятельности было создано школьное театральное объединение «Дебют», опыт работы в котором, реализовывается второй год согласно разработанной АОП по дополнительному образованию для детей с интеллектуальными нарушениями.Подбор детей в театральное объединение «Дебют» начинается с 12 до 15 лет в соответствии со схожими индивидуальными психофизическими и поведенческими особенностями обучающихся, при этом возраст ребёнка не учитывается, учитывается выраженность недоразвития интеллекта и уровень развития самостоятельной деятельности ребёнка.Цель школьного театрального объединения «Дебют» - духовно-патриотическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями через вовлечение в театральную деятельность.Для достижения поставленной цели были определены основные задачи:формировать познавательный интерес школьников к народным и национальным традициям и обычаям, к истории нашей страны и её героическому прошлому посредством театрализации;приобщать детей к духовно-патриотическим ценностям через освоение и обыгрывание средствами театрализации произведений устного народного творчества и театрального репертуара патриотического содержания;развивать эмоционально-волевую сферу, социально-коммуникативные навыки и творческие способности детей в совместной театрализованной деятельности;\воспитывать чувство коллективизма, групповой сплочённости на традициях специальной школы-интерната и театрального коллектива через участие в совместной театрализованной деятельности, праздниках, культурно-досуговых мероприятиях, спектаклях.Реализация поставленной цели и задач по духовно-патриотическому воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами театрализации в рамках школьного театрального объединения «Дебют» предполагает этапность.На I этапе был выявлен исходный уровень сформированности духовно-патриотической воспитанности с использованием анкетирования «Моя семья, малая и большая Родина» по адаптированной методике М.И. Шиловой [8]. Вопросы анкеты классифицируются по следующим разделам (критериям):представление о себе и своей семье;представление о школе;представление о человеке;представление о родной стране;представление о культуре;представление о географических компонентах [Приложение 1].В анкетировании участвовали воспитанники, посещающие школьное театральное объединение «Дебют» - всего 12 человек. Анализ результатов анкетирования показал, что у больше половины обучающихся не сформированы духовно-патриотические ценности и позволил построить траекторию работы по духовно-патриотическому воспитанию средствами театрализации. На II этапе осуществлялась реализация адаптированной образовательной программы «Дебют», которая включала в себя систему театральных занятий и мероприятий духовно-патриотической направленности с элементами театрализации.Театр – искусство коллективное, поэтому для укрепления и сплочения детского разновозрастного театрального коллектива использую коммуникативные игры на знакомство, развитие свободного общения, открытости и доброжелательности, которые помогают детям ближе узнать друг друга, поделиться своими интересами и увлечениями, стать общительными, почувствовать себя частью коллектива. Данные игры использую в начале театрального занятия, чтобы вызвать у детей положительный настрой на дальнейшую работу. Для эффективности работы по данному направлению также использую игры известного психолога Клауса Фопеля, благодаря которым обучаю детей взаимодействию в командах парами, тройками, четвёрками. По мнению К. Фопель «В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надёжностью, готовностью помочь, чуткостью, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества» [7,2]. Атмосфера раскрепощения и доверия, установленная благодаря коммуникативным играм, является предпосылкой и условием успешности дальнейшей работы школьного театрального объединения «Дебют».На театральных занятиях широко использую устное народное творчество как богатый источник по формированию духовно-патриотических ценностей. В качестве фольклорного материала составлена картотека половиц, поговорок, скороговорок и загадок по духовно-патриотическому воспитанию о любви к Родине, семье, о гостеприимстве, дружбе, отваге, правде, труде. В пословицах и поговорках дети знакомятся с нормами морали и человеческими ценностями, узнают, как высмеиваются такие человеческие пороки как злобность, заносчивость, жадность, трусливость, глупость, и как восхваляются положительные качества людей: доброта, щедрость, храбрость и т.д. Скороговорки использую для постановки дыхания, развития речевого аппарата, артикуляции, отработки чёткости дикции ребёнка, загадки для развития сообразительности. Для формирования устойчивого интереса детей к изучению народного фольклора использую театральные квесты, игры-путешествия, игры-викторины, словесные тренинги, наполненные интересными игровыми заданиями, наглядностью и атрибутикой. В течение 2023-2024 учебного года с детьми были проведены театральные квесты разной тематики «По следам народного фольклора», «Когда семья вместе, и сердце на месте», «Театральное путешествие по видам театра», игра-викторина «Путешествие в мир сказки». Параллельно в процессе таких игр ведётся работа по формированию интереса детей к истории театра в нашей стране, к различным видам театра и воспитание правил поведения в нём.Одним из любимых видов народного фольклора для обучающихся с интеллектуальными нарушениями считается сказка. В силу психологических особенностей детей с нарушением интеллекта, связанных, в первую очередь, с бедностью нравственного опыта и нарушением эмоционально-волевой сферы мой выбор был сделан в пользу театрализации сказок, которые наиболее близки для восприятия детей. Благодаря тому, что сказка всегда предполагает наличие добра, победившего зло, персонажи сказки всегда делятся на отрицательных и положительных героев, их действия и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко может определить их характер, эмоциональное состояние и поступки, поэтому ему проще воссоздать и передать образ сказочного героя. В процессе работы над сказкой параллельно решаются задачи по овладению обучающимися с нарушением интеллекта элементарных основ актёрского мастерства и сценической речью. По овладению детьми основами актёрского мастерства использую следующие виды театрализации:игры на эмоции, игры - пантомимы;театральные этюды, включая этюды с куклой на овладение навыками кукловождения;игры – превращения;игры – импровизации;игры – драматизации по сказкам;инсценировки известных народных песен и сказок.В работе по овладению воспитанниками сценической речью использую основные методы и приёмы работы над техникой речи:дыхательные упражнения / гимнастика;артикуляционные упражнения / речевые разминки;певческие упражнения на простые гласные звуки на мотивы известных народных песен;проговаривание скороговорок в разном темпе и с разной силой голоса;обыгрывание ролевых диалогов сказочных персонажей в разных жанрах сценической речи с использованием кукол бибабо.В результате работы над русскими народными сказками участниками школьного театрального объединения «Дебют» были поставлены русские народные сказки по разным видам театрализации:театр – экспромт «Репка»;драматизация сказки «Теремок»;кукольный спектакль по мотивам р. н. сказки «Колобок». Наибольшим успехом у детей с интеллектуальными нарушениями пользуется кукольный театр. Работа над созданием кукольного спектакля состоит из следующих шагов:1 шаг посвящён ознакомлению с текстом, углублению художественного восприятия литературного текста через его эмоциональное прочтение и оценивание поступков героев; чтение текста по ролям; 2 шаг заключается в накоплении у детей опыта, помогающего воспринимать и передавать сказочный образ в спектакле с помощью театральных этюдов с куклой, идёт работа над ролью, обыгрывание ролевых диалогов;3 шаг связан с самостоятельным творчеством детей в процессе освоения игровых позиций: зрители – готовят памятные сувениры для артистов, артисты-кукловоды – репетируют роли с куклами, художники-оформители – изготавливают афишу и пригласительные билеты на спектакль, художники-декораторы – создают декорации и элементы реквизита к спектаклю; музыканты-оформители – подбирают подходящую музыку. 4 шаг - это показ итогового спектакля зрителям на праздниках.Работа над кукольным спектаклем по мотивам русской народной сказки «Колобок» оказала на детей потрясающее терапевтическое и коррекционное воздействие. Кукла помогла нашим детям справиться с переживаниями и страхами публичного выступления, поскольку работа за ширмой позволяет создать особые безопасные условия: возможность сопровождения ребёнка педагогом, возможность опоры на текст, позволяет скрыть физические недостатки.Особый акцент хочется сделать на реализацию регионального компонента через театрализованную деятельность детей с нарушением интеллекту, так как в специальной школе-интернате обучаются дети разных национальностей: русские, татары, башкиры, удмурты, коми. Работа в данном направлении способствует формированию и обогащению представлений детей о культуре и традициях народов Пермского края. Так на общешкольном фестивале «Сказки народов Пермского края», посвящённом дню народного единства воспитанниками театрального объединения «Дебют» была показана инсценировка удмуртской сказки «Мышь и воробей» и коми-сказки «Собака о восьми ногах».Воспитание детского театрального коллектива построено на традициях школы. Так за отчётный 2023-2024 учебный год вместе с моими воспитанниками мы активно участвовали в народных праздниках «Новый год», «Колядки», «Масленица», а также в праздничных концертах и культурно-досуговых мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам с театральными постановками:музыкальная инсценировка песни «Маленький ёжик» на празднике «День рождения Дедушки Мороза»;драматизация сказки «Теремок» на концерте «От сердца к сердцу», посвящённом Международному дню инвалидов для подопечных Никоновского филиала ГБУ ПК «Губахинский ПНИ»;участие в правовом турнире «Я – гражданин России!», посвящённом празднованию Дня Конституции Российской Федерации;театральная миниатюра «Случай из солдатской жизни» и постановка драматизации сказки «Как Хрюша хотел стать взрослым» на военно-спортивном празднике «Честь имею», посвящённом Дню защитника Отечества для ветеранов пограничных войск;театральная миниатюра «Случай из школьной жизни» на праздничном концерте «Милые, родные, ненаглядные», посвящённом Международному женскому дню 8 Марта;постановка кукольного спектакля «Колобок на новый лад» на тематическом вечере «Как хорошо, что есть театр!» для начальных классов и классов «Особый ребёнок», посвящённом Всемирному дню театра.Благодаря активному участию в праздничных мероприятиях, основанных на традициях нашей страны и школы, мои воспитанники способны достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с детьми, ведь это наша общая победа. III этап включал в себя повторное анкетирование по адаптированной методике М.И. Шиловой с целью проверки эффективности использования средств театрализации на уровень сформированности духовно-патриотического воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Сравнительный анализ результатов на начало и конец 2023-2024 учебного года показал значительный рост уровня представлений участников школьного театрального объединения «Дебют» по разделам о своей семье, школе, родном крае, родной стране, человеке, культуре. Положительная динамика роста результатов свидетельствует о том, что реализация АОП по дополнительному образованию для детей с интеллектуальными нарушениями «Дебют» привела к улучшению процентных показателей на всех уровнях сформированности духовно-патриотического воспитания школьников с нарушением интеллекта:на начало 2023-2024 учебного года в педагогической диагностике приняли участие 12 школьников (низкий уровень - 7 чел. - 58%; средний уровень - 5 чел. - 42%; высокий уровень – 0%);на конец 2023-2024 учебного года в педагогической диагностике приняли участие 12 школьников (низкий уровень - 0%; средний уровень - 6 чел. - 50%; высокий уровень – 6 чел. - 50%).В частности, значительно увеличился показатель высокого уровня и снизился процентный показатель низкого уровня по каждому из критериев. Следовательно, можно сделать вывод об успешном использовании средств театрализации и организации форм и методов театрализованной деятельности, что в целом оказало положительное влияние на духовно-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната, а значит, нам удалось решить обозначенные задачи и достичь поставленной цели.Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в ходе театральных занятий в школьном театральном объединении «Дебют» у детей с нарушениями интеллекта произошли положительные качественные изменения в развитии личности:сформирован устойчивый познавательный интерес и уважительное отношение к народным и национальным традициям, к истории и культуре малой и большой Родины посредством театрализованной деятельности;расширились и углубились рамки знаний и представлений о театре, его видах, сценическом, словесном и оформительском мастерстве;свободно пользуются декорациями, костюмами, театральными куклами и бутафорией, создают и подбирают материал для их изготовления, обустраивают место для проведения театрализации;произошёл прогресс в развитии социально-коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы, дети стали более активными и инициативными в общении, свободно используют средства вербальной и невербальной коммуникации в повседневной и в школьной жизни, умеют работать в коллективе, брать ответственность за порученное дело, проявляют доброжелательность, сочувствие, взаимопомощь, поддержку;приобрели социально положительно-нравственный опыт поведения;сформировалась привычка к свободному самовыражению, дети умеют выражать своё отношение к результату деятельности.РезультативностьЕщё одним из показателей успешной работы по духовно-патриотическому воспитанию с детьми в школьном театральном объединении «Дебют» являются достижения моих воспитанников в творческих конкурсах разного уровня:за участие во Всероссийском творческом конкурсе «Спасибо тебе, мама!» два воспитанника нашего театрального коллектива награждены дипломами I степени;за участие в III Всероссийском творческом конкурсе «День защитника Отечества» один воспитанник театрального коллектива награждён дипломом II степени, а два воспитанника награждены дипломами III степени;за участие в общешкольном творческом конкурсе «Минувших лет живая память» один воспитанник театрального коллектива награждён грамотой за эмоциональность и проникновенность созданного образа». Положительная динамика свидетельствует об успешной организации воспитательной работы по данному направлению, которая оказывает позитивное влияние на обучающихся с нарушением интеллекта, способствует стимулированию их познавательной активности, расширению кругозора и развитию творческих способностей.Приложение 1Анкета «Моя семья, малая и большая Родина»по адаптированной методике М.И. ШиловойЦель. Изучение уровня сформированности духовно-патриотической воспитанности.РазделыВопросыБаллыПредставление о себе и своей семье1Как тебя зовут? Имя Фамилия2Сколько тебе лет3Как зовут твоих родителей? Мама Папа4Где работает мама папа5Есть ли у тебя старшие братья или сестры? Как их зовут?6Как зовут бабушку Дедушку7Кто ты по национальности?8Назови свой домашний адрес.9В каком классе ты учишься?10Как зовут твою учительницу?11Есть ли у тебя друзья? Как их зовут?12Помогаешь ли ты своим друзьям, когда они оказываются в сложной ситуации?Представление о школе13Знаешь ли ты адрес школы?14Какие кабинеты есть в школе, кроме класса, в котором ты учишься?15Назови профессии сотрудников, которые работают в школе?Представление о человеке16Что ты знаешь о здоровом образе жизни?17Люди, каких национальностей проживают в твоем городе?18Людей, каких наций ты ещё знаешь? Например, проживающих в других странах?Представление о родной стране19Тебе нравится город, в котором ты живешь?20Название каких улиц в своем городе ты знаешь?21Какие культурно-досуговые учреждения ты посещаешь?22Как называется страна, в которой ты живешь?23Найди среди предложенных, флаг твоей страны!161798037782524334200513843000Определи герб твоего города, края, страны. Подпишите!76835679450015894051104900025Какие достопримечательности твоего города ты узнал? Подпиши!7366014605199771070485290258570485Представление о культуре26Определи народные костюмы. Подпишите! 27Какие народные промыслы ты узнал? Подпишите! 28Какие народные праздники ты знаешь?212089994614 29Какие народные праздники ты посещаешь в своем городе с родителями?Представление о географическихкомпонентах30Какие растения ты узнал? Назови их. 31Какие деревья ты узнал, подпиши. 32Посмотри на картинки и определи, какое время года изображено?33Каких животных ты узнал?34Каких птиц ты узнал? 35Определи в какой климатической зоне ты живешь?Интерпретация оценки уровня сформированности духовно-патриотической воспитанности обучающегося с интеллектуальными нарушениямипо анкете «Моя семья, малая и большая Родина»по адаптированной методике М.И. ШиловойАнкета состоит из 6-ти разделов, включающих в себя определённые вопросы, которые оцениваются следующей бальной системой:0 баллов – не знает, отсутствие ответа в вербальной форме, отказ;1 балл – правильный ответ.Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому разделу и соотносятся с максимальным количеством баллов, который равен 100%.I уровень - (100% - 80%)II уровень - (79,9% - 50%)III уровень - (49,9% - и ниже)Высокий уровень (от 80% до 100%) – знает своё имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнаёт (по иллюстрации) достопримечательности, 4-5 улиц, площади города; знает и узнаёт флаг, герб города; называет народные праздники, предметы быта; узнаёт и называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.Средний уровень (от 50% до 79,9%) – знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; герб города, флаг, герб России; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботиться о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.Низкий уровень (от 49,9% - и ниже) – не знает названия страны, города, своего адреса, но узнаёт флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Не может назвать народные праздники, природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.Список используемой литературы:Азбукина, Елена Юрьевна. Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками / Е. Ю. Азбукина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2010. — № 1 . — С. 70-74.;Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. Волгоград: Авторское перо, 2006. 272 с.;Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. – Л.: ЛГИК 1982. 141 с.;Голышева И.А. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И.А. Голышева, Е.С. Сбитнева // Молодой учёный. – 2016. - № 27. – С. 659-662; ПРОЕКТ в редакции от 13 января 2015 г. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА http://orel-edu.ru/wp-content/uploads/2015/01/Проект.pdf;Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной педагогике. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Волгоград. 2017. С. 330;Фопель К. Ф789 Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.;Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: изд. второе, переработанное и дополненное. / М.И. Шилова. - Красноярск., 2007. - 218 с.
X

x