Всего представлено работ: 264561

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Толмачева Елена Анатольевна

«Система работы по коррекции речевых нарушений для детей 5-7 лет посредством нейроигр и упражнений».

скачать документ

Вернуться назад

Толмачева Елена Анатольевнаучитель-логопедМБДОУ № 49 «Лесная сказка» г. Йошкар-Ола.«Система работы по коррекции речевых нарушений для детей 5-7 лет посредством нейроигр и упражнений». Аннотация: в данной статье освещается актуальность использования нейроигр и упражнений в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. Представлена серия игр, для использования их в коррекционной работе по развитию речи детей. Ключевые слова: нейроигры, развитие речи, артикуляционная гимнастика, нейрогимнастика, коррекционная работа, инновационные технологии, педагогическая практика.Источники способностей и дарование детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.В.А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – это период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсивно идёт развитие речи. Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей. У детей с речевыми нарушениями нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, слабое быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность, что затрудняет процесс развития в дошкольном возрасте, а затем школьного обучения детей. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Он и другие нейропсихологи полагают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем могут привести к проблемам в развитии речи, чтении и письме. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Для решения этой проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда внедрение нейропсихологических приемов становится актуальным. Коррекционная работа должна быть эффективной и динамичной. С этой целью чтобы разнообразить работу с детьми дошкольного возраста 5-7 лет, и повысить результативность логопедических занятий, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий, с применением нейроигр и упражнений. Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. У детей с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, памятью, наблюдается моторная неловкость. Поэтому целесообразно включать в логопедическую работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. При использовании нейроигр необходимо соблюдать правила:- начинать занятия нужно индивидуально;- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;- следует менять привычные маршруты выполнения движения;- необходимо выполнять упражнения регулярно. В своей практике мы используем следующие виды нейроигр:- настольно – печатные. Например, планшет с бусинами; планшет-твистер; нейропрописи; полушарные доски; цветные бомбошки; конструктор «Присоски» и др.- подвижные. Нейродорожка; «Кулачок-Ребро-Ладошка»; «Кулак-Ладонь»; перекрестные движения (правая рука сверху, затем левая); перекладывания из правой руки в левую и наоборот; игры с мячом и «Планшет с бусинами»-планшет разделен на две равные части. На каждой части приклеены бусины. Ребенок одновременно двумя руками нажимает на бусины и проговаривает слоги «Са- со- су-сы», «Ас- ос-ус-ыс».«Цветные бомбошки». Перед ребенком выкладываются цветные бомбошки, 2 колбочки и 2 пинцета. Ему необходимо одновременно двумя руками с помощью пинцетов заполнить колбочки бомбошками по предложенной схеме. В данной игре помимо нейропсихологических функций, развивается имелкая моторика, пространственное мышление и логика.Конструктор «Присоски». Ребенок выкладывает визуально-ритмический ряд резиновыми присосками, плотно прижав их к столу. Затем ребенок выполняет инструкцию педагог: «Одновременно двумя руками собираем присоски вкорзину, начиная с края». Следующий раз игра усложняется- ребенок собирает присоски скрещенными руками.«Полушарная доска». Деревянная панель со спиралью и фишками. Можно переводить фишку из одного конца спирали в другой - одной рукой, а можно одновременно двумя, постепенно добиваясь полной синхронизации действий рук.«Кулак-Ладонь». Перед ребенком карточка с геометрическими фигурами: круг и прямоугольник. Вместе с педагогом ребенок выполняет действия, где круг - кулак, прямоугольник - ладонь.«Нейротаблица на внимание». В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: фигуры, буквы, цифры, дикие, домашние животные и т.д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на командыили научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному. Использование нейроигр и приемов способствует преодолению икоррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. В условиях модернизации познавательных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей-способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают вформировании высших психических функций, в том числе и коррекциинекоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшимкомпонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их вработе с детьми прослеживается положительная динамика в формированииречевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры могут использоваться в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.Список литературы и интернет-ресурсы:1 Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 20142 Лурия А.Н. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 384 с.3 Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 20024 Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,20125 Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 20146 http://www.myshared.ru/slide/1344762/7 https://pandia.ru/text/86/111/49485.php8 https://infourok.ru/9 https://vk.com/wall-165852117_4682510.https://uolbt.yanao.ru/cdn/documents/2022/06/sborik-statej-vesennej-mezhmunitsipalnoj-sessii-dlya-rabotnikov_p40704.pdf11 https://logoportal.ru/statya-18172.html12 https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i
X

x